Обзор авторынка РК за июль 2013

13632

Итоги продаж новых официально представленных автомобилей середины летнего сезона стали очередным рекордом Казахстана: цифра перевалила за 16 тысяч единиц

Фото: Андрей Лунин

«Всего с начала года было продано немногим менее 85 тысяч новых автотранспортных средств. Видимо, итоги января-августа 2013 года уже будут равняться итогам за весь 2012 год. Резкий рост продаж в июле произошел в основном за счет легковых автомобилей (седанов и внедорожников).

Фото: Андрей Лунин
Андрей Лаврентьев.

Из новостей авторынка наибольший резонанс получило известие о том, что в Правительстве РК рассматривается возможность субсидирования автокредитования при покупке новых автомобилей отечественной сборки. Механизм пока не ясен в деталях, но подобная практика широко применяется в странах ЕС. Опыт европейцев нужно изучать в связи с большой потребностью Казахстана в скорейшем обновлении автопарка РК: по нашим данным, устаревание и износ автотранспортных средств идет более высокими темпами, чем существующий темп обновления.

Наличие новых легковых автомобилей, зарегистрированных в системе МВД за 2012 год, составляет не более 2,6% от общего числа. По только что полученным данным по регионам, например, в ЗКО 48% автомобилей старше 20 лет, в том числе старше 30 лет – 17,3% . В цифрах - 21 тысяча единиц легковых и порядка 3,5 тысяч грузовиков и 300 автобусов 4-кратно превысили свой нормативный эксплуатационный срок (данные ДВД ЗКО). Остро встал вопрос по системе вывода из эксплуатации и утилизации старых автомобилей в стране. Никому не нужно объяснять, как важно иметь безопасность на дорогах страны и как нам важна экологическая обстановка в городах».

Андрей Лаврентьев, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса

ИМПОРТ И ПРОИЗВОДСТВО

Итоги продаж новых автомобилей официальными дилерами Казахстана в июле этого года – 16086 единиц (против 8587 единиц в АППГ 2012 г., рост составил 87,3%), а всего с начала года эта цифра составила 84836 единицы (в прошлом году аналогичного периода – 48567 ед., рост 75%). По сравнению с предыдущим месяцем рост составил 11% (напомним, в июне этого года цифра продаж – 14,4 тысячи единиц).

Доля импорта среди проданных автомобилей от начала года составила 79%, доля автомобилей отечественной сборки 21% (67032 и 17804 единиц, соответственно), и это второе место после России.

Среди стран-производителей автомобилей доля продаж техники происхождением из РФ поднялась на 1,6%, рост количества продажа составил 80% (44 311 против 24 559 ед.  в АППГ), японские производители занимают третье место на казахстанском авторынке с 9% долей и количественным ростом на 18%, продажа продукции из Узбекистана незначительно выросла в долевом отношении – на 8,9% (в АППГ – 7,6%), но в количественном отношении рост составил 99% (7378 ед. против 3704 в АППГ). Рост количества проданных автомобилей, собранных в Великборитании, наиболее впечатляет (это в основном внедорожники родом из Японии): в 7 раз (2764 ед. против 390 в АППГ). Корейские производители несколько уменьшили свою долю присутствия, а количественный рост составил 41%. Германские производители серьезно отстают от динамики рынка: падение продаж по количеству привел к потерям доли рынка (0,9% против 1,6% в АППГ).

Источники: собственные данные АКАБ, данные автопроизводителей и компаний импортеров, не включены продажи коммерческой техники группы «Камаз-Инжиниринг» и автомобильных брендов Китая.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЯНВАРЯ-ИЮЛЯ 2013 ПО ПРИСУТСТВИЮ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ РК

Правило удержания доли на авторынке РК остается неизменным: дилерским центрам необходимо поддерживать уровень роста продаж по отношению к аналогичному периоду прошлого года на уровне не меньше 60-70%, а чтобы повысить свою долю присутствия на рынке хотя бы на одну сотую процента, уровень роста продаж должен приближаться к 80% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

В первой строке общей таблицы брендов конца января-июля 2013 – Lada с результатами продаж в 29 572 единицы и долей 35% от всех продаж новых автомобилей в РК (против 16 556  ед. и 34% в АППГ). Количественный рост по сравнению с АППГ составил 78,6%, а доля от всего рынка выросла на 0,77%.

На втором месте по результатам 7 месяцев занимает, как и по итогам 1 полугодия, бренд Uz-Daewoo (7145 ед. против 3704 в АППГ, рост доли рынка на 0,8%, а количественно продажи выросли на 93%).  Третье места – у бренда KIA: 6776 единиц против 2920 в АППГ (доля – 8%, рост доли рынка 2%, количественный рост 132%). Бренд Hyundai (на 4 месте) поднял свои продажи на 48,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (6595 ед. против 4451). Бренд Toyota сегодня на 5 месте (5855 ед. против 4083 в АППГ), рост количества продаж составил 43,4%, а доля присутствия этой японской марки упала на 1,5%. На 6 месте находится бренд Chevrolet, с продажами в 5463 единицы (против 2532 ед. в АППГ, рост составил 116%).

Бренд GAZ уверенно занимает 7 место в общей таблице брендов и лидирует в сегменте коммерческой техники (3828 ед. против 2984 в АППГ), рост 28,3%, а доля присутствия упала на 1,6%.

На 8 строке таблицы брендов – Nissan, рост количества продаж с января по июль составил 80% (3297 ед. против 1832 в АППГ), а доля продаж увеличилась на 0,11%. Марка UAZ улучшила свою позицию, поднявшись в общей таблице на 1 строку (2310 ед. против 1811 в АППГ, рост 27,6% и 9 место)

Бренд Renault по итогам июля (включая продажи от начала года) занял 10 место (2219 ед. против 557 ед. в АППГ), количественный рост продаж на 298%, доля рынка выросла на 1,5%. Ниже идут бренды Skoda и SsangYong (1862 и 1828 ед. соответственно, по 2,2% доли рынка), ZAZ (1671 ед. против 1233 в АППГ), Mitsubishi (1663 ед. против 1202 в АППГ). Доли последних – по 2% от всего рынка продаж новых официально представленных автомобилей. Из тех, что ниже, отметим быстрорастущие продажи автомобилей Honda (293 ед. против 22 в АППГ, рост в 13 раз) и резкий рост (в 11 раз) продаж коммерческой техники марки IVECO (122 ед. против 11 в АППГ).

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЯНВАРЯ-ИЮЛЯ 2013 ПО ПРОДАЖАМ АВТОМОБИЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СБОРКИ

Итоги продаж автомобилей отечественной сборки за январь-июль показали рост на 85% по отношению к АППГ (17804 ед. против 9607 в АППГ), доля продаж казахстанских автомобилей среди стран-производителей на внутреннем рынке составляет 21%.

Тройка лидеров среди легковых автомобилей, произведенных в Казахстане, по итогам продаж 7 месяцев, обеспечила 55,6% от рынка всех пассажирских автомобилей собранных в РК, – это Chevrolet Cruze,  ZAZ Chance, KIA Cerato new.

В бюджетном диапазоне цен (10-15 тыс. USD) модель ZAZ Chance удерживает верхнюю строку (1379 против 791 ед. в АППГ, 15,5% рынка отечественных легковых авто, рост количества продаж составил 74,3%). В следующем ценовом диапазоне от 15 до 20 тыс. USD на первой позиции – Chevrolet Aveo New (643 ед., 7,2% доли).

В диапазоне 20-25 тыс. USD продажи модели Chevrolet Cruze остаются на первой строчке таблицы ЛА (доля среди отечественных легковых – 21,3%, количественный рост продаж составил 108%, 1903 ед. против 913 в АППГ).

В диапазоне от 25 до 40 тыс. USD среди отечественных пассажирских автомобилей на первой строке Skoda Octavia (635 ед. против 407 в АППГ), сейчас доля ее продаж составляет 7,1% (против 8,8% в АППГ). В этом диапазоне цен общая доля продаж упала больше всего.

Диапазон от 40 до 60 тыс. USD представляет единственная модель – это  KIA Cadenza (50 единиц с начала года против 63 в АППГ).

В премиум-классе отечественного производства всего две модели: на первой строке SsangYong Chairman – 25 единиц этой модели было продано с начала года. В этом же классе на втором месте – KIA Quoris (4 единицы с начала года и не было продаж в июле).

Подводя итоги продаж в мае 2013 года легковых автомобилей отечественной сборки, заметим, что рост продаж большей частью был обеспечен ростом количества реализации в ценовом диапазоне от 10 до 20 тыс. долларов США.

Доля внедорожников казахстанской сборки среди всех продаж новых авто в январе-июле 2013 года составила 9,3% и 44,4% от всех автомобилей отечественной сборки.

Бюджетный внедорожник Lada 4x4 обеспечил продажи 46,5% (54% в АППГ) рынка отечественных внедорожников, падение доли присутствия на 7,3% по сравнению с АППГ (3674 ед. против 2537 в АППГ).

В следующем диапазоне цен, от 20 до 40 тыс. USD, больше всех прибавил к своей доле отечественный внедорожник SsangYong New Actyon (9,3% против 2,4% в АППГ), количество продаж по сравнению с прошлым годом увеличилось в 6,5 раз (738 ед. против 115 в АППГ). Сегодня эта модель занимает 4 место по продажам среди всех компактных SUV на внутреннем рынке, и все вместе внедорожники бренда SsangYong держат наиболее высокую долю продаж среди тех, что произведены в РК.

Коммерческая техника казахстанского производства стала чувствовать себя намного увереннее со второго квартала этого года: бренд Hyundai (включая Hyundai Truck & Bus) повысил свои продажи в 4 раза (479 ед. против 128 в АППГ). С начала текущего года грузовиков различного назначения этой марки было реализовано 431 единиц, средних автобусов было реализовано 48 единиц.

Бренд Iveco производства ТОО «СарыАркаАвтопром», входящему в группу компаний AllurGroup, за 7 месяцев на рынке реализовал 88 единиц, включая средние автобусы (68 ед.) и развозные автомобили (12 ед.) и грузовики различного назначения (8 ед.). Напомним, что в прошлом году в аналогичном периоде было собрано и продано всего 5 единиц марки Iveco на внутреннем рынке.

Завершая обзор рынка автомобилей отечественной сборки, отметим, что ситуация на рынке для казахстанских производителей складывается крайне благоприятная для серьезных дальнейших шагов в направлении развития. Серьезная поддержка правительства и активность инвесторов создают хорошие условия для этого бизнеса.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПО СЕГМЕНТАМ РЫНКА

Продажи всех легковых пассажирских автомобилей (PC) за период с начала года, включая июль, составили 64%  от всех новых автомобилей (54354 ед. против 30542 ед. в АППГ, рост на 78%).

Первая строка по количеству продаж по итогам 7 месяцев принадлежит классу B с ростом на 85,4% по отношению к АППГ. Среди всех моделей этого класса наиболее всего прибавила к своей доле присутствия Hyundai Accent  (4315 ед. против 2754 в АППГ). На втором месте таблицы классов – класс C (14164 ед. против 9070 в АППГ 2012). Здесь большая часть продаж представлена продажами модели Daewoo  Nexia (5481 ед. против 2950 в АППГ). Существенный рост зафиксирован в классе А: здесь с начала года продано на 175%  больше автомобилей, чем за тот же период прошлого года (2347 ед. против 853 в АППГ). На 71%  – это  продажи «малютки» Daewoo Matiz (1664 ед. против 754 в АППГ). В классе E (2324 ед. против 1585 в АППГ) также продолжается рост активных продаж, здесь основные продажи принадлежат Toyota Camry (1570 ед. против 926 в АППГ). Аутсайдером по классам легковых автомобилей по-прежнему класс D (Largercars) – рост продаж здесь практически отсутствует.

В сегменте внедорожников (22584 единиц против 12034 в АППГ, рост 88%) по итогам с начала года более всего выросли продажи компактных SUV (в 2,3 раза по сравнению с АППГ, первое место в таблице классов внедорожников). И второе место по предпочтениям казахстанцев занял класс «Субкомпактные SUV», 78% которых представлены моделью марки Lada. Среднеразмерные SUV на третьем месте (5141 ед. против 2823 в АППГ, рост 82%): здесь на первой строке безусловный лидер класса - Nissan QASHQAI.

Продажи коммерческой техники, не включая продажи КамАЗа и китайских брендов, отстают от рыночной динамики легких автомобилей (6302 ед. против 4845 в АППГ, рост 30%  по сравнению с АППГ), а по результатам с начала 2013 года существенный рост продаж происходил только среди грузовой техники казахстанского производства и в классе средних автобусов (Isuzu, Iveco, Hyundai).

ИТОГИ ПРОДАЖ АВТОРЫНКА В ЦЕНОВЫХ СЕГМЕНТАХ

В денежном эквиваленте за период с января по июль рынок продаж новых автомобилей вырос по сравнению с АППГ на 64%  и составил сумму 1,8 млрд. USD (по нашим оценкам), в АППГ эта цифра равнялась 1,13 млрд. USD.

На долю национальных производителей пришлось 391 млн. USD, это на 100%  больше, чем в АППГ (в прошлом году в аналогичный период объем продаж в денежном эквиваленте составил 196 млн. USD).

На долю импортеров в этом мае пришлось в денежном выражении чуть менее 1,5  млрд. USD (против 943 млн. в АППГ, рост составил 57%).

Лидер по доле рынка в денежном эквиваленте – это бренд Toyota, по нашим оценкам, продавший автомобилей за отчетный период на сумму более 316 млн. USD.

Средняя цена предложения июля на легковые и внедорожники: 21 366 долларов США, год назад эта цифра была чуть более 23 600 USD, падение цены предложения на 10%.

Наибольшее количество автомобилей за период с начала года по июль продавалось по цене от 10 до 15 тыс. USD (31%   против 25% в АППГ). По цене менее 10 тыс. USD было продано 17% автомобилей (против 22% в АППГ). Больше в долевом отношении, чем в прошлом году, было продано автомобилей по 15-20 тыс. USD (17% против 16% в АППГ). Доля автомобилей по 20-25 тыс. USD – 10% , чуть более чем в прошлом году (9% в АППГ). Чуть-чуть выросли продажи в ценовом сегменте от 25-40 тыс. USD (16% против 15% в АППГ), и упала доля продаж в  диапазоне от 40-80 тыс. USD (6% против 9% в АППГ).

В целом: доля продаж автомобилей по цене менее 15 тысяч долларов США уменьшилась на 1%, и четкая граница в 40 тыс. USD пролегла между диапазонами выше, таким образом, подтверждая динамику оттока покупателей из бюджетного сектора, с одной стороны, и стремление к равномерному распределение продаж в средних диапазонах (от 15 до 40 тыс. USD), с другой. Мы думаем, что данная тенденция продолжит свое развитие в дальнейшем.

ИТОГИ ПРОДАЖ ЛЕГКИХ АВТОМОБИЛЕЙ (PC, SUV, MPV, PU) В РК, ИЮЛЬ 2013

В категории легких автомобилей (мы традиционно включили в эту таблицу PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 тонн) рост продаж происходил в основном за счет класса B, который составляет без малого 60% от всего рынка продаж официально представленных новых автотранспортных средств в РК.

Наиболее интересные, с нашей точки зрения, изменения в таблице за июль: на первой строке таблицы бренд Lada с продажами 29572 ед. против 16556 в АППГ (среднемесячные продажи поднялись на 44%, доля рынка по результатам с начала года упала на 0,35%, а в июле по сравнению с июнем на 1%).

На 2 месте таблицы бренд Daewoo (7145 ед. против 3704 в АППГ 2012) с ростом среднемесячных продаж на 57%, ростом доли рынка на 0,34%  в июле по сравнению с июнем этого года.

На 3 месте бренд KIA (6776 ед. против 2920 в АППГ), рост среднемесячного показателя продаж – на 111%, прибавка доли рынка по сравнению с АППГ – 2%.

На 4 месте бренд Hyundai (6509 ед. против 4417 в АППГ) рост среднемесячного показателя составил 61%, в июле доля рынка выросла на 0,3% по сравнению с июнем этого года.

На 5 месте бренд Toyota (5855 ед. против 4083 в АППГ), прибавка по среднемесячным продажам составила 24%, но доля рынка по результатам с начала года уменьшилась по сравнению с 2012 на   1,9%.

На 6 месте таблицы Chevrolet  (5463 ед. против 2532 в АППГ). Рост доли рынка 1,2%, количественный рост среднемесячного показателя 82%, доля рынка увеличилась на 1%.

На 7 месте – Nissan с ростом среднемесячных продаж на 47%  (3297 ед. против 1832 в АППГ). 

На 8 месте таблицы  – бренд Renault, рост его среднемесячных продаж составил 220% (2219 ед. против 557 ед. в АППГ).

9 место за казахстанскими автомобилями марки Skoda, рост количественных показателей среднемесячных продаж – 71% (1862 ед. против 692 в АППГ).

10 место занял SsangYong казахстанской сборки, с ростом среднемесячных продаж в 55% (1828 ед. против 1164 в АППГ 2012).

11 место в таблице легких автомобилей занял бренд ZAZ с ростом среднемесячных продаж в 49% (1671 ед. против 1233 в АППГ).

Mitsubishi по итогам января-июля – на 12 месте, (1663 ед. против 1202 в АППГ), рост продаж составил 34% по среднемесячному показателю.

ИТОГИ ПРОДАЖ КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РК, ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ 2013

По итогам с начала года на рынке официально представленной коммерческой техники РК (не включены техника КамАЗа и китайские автомобили коммерческого назначения) по-прежнему лидируют российские марки: GAZ  (3828 ед. против 2984 в АППГ) и UAZ (1519 ед. против 1295 в АППГ).

На третьем месте Hyundai Truck & Bus (434 ед. против 218 в АППГ).

Серьезные подвижки по показателю среднемесячных продаж сделал бренд Iveco (рост в 7 раз).

Общий рост продаж в этом сегменте рынка по отношению к АППГ составил 27%.

ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ РЫНКА: ГРУППЫ КОМПАНИЙ В ИЮЛЕ 2013

На автомобильном рынке Казахстана на сегодняшний день сформированы 5 основных групп компаний, итоги продаж которых представляют более 88% долей рынка.

Группа компаний «БИПЭК АВТО» по итогам июля занимает 51,85 % автомобильного рынка РК. В состав ГК «БИПЭК АВТО» входят автосборочный завод АО «АЗИЯ АВТО», дистрибьюторские и дилерские компании, осуществляющие эксклюзивную поставку, продажу и обслуживание автомобилей марок KIA, Skoda, Chevrolet, LADA, UAZ, RENAULT. Автомобильный холдинг располагает региональной сетью, насчитывающей 25 филиалов в крупнейших городах республики. Год образования компании – 1992.

Казахская моторная компания «АСТАНА МОТОРС» по итогам июля занимает 2 место и имеет 13,77% доли автомобильного рынка РК. КМК «Астана Моторс» – компания, работающая в сфере продаж и сервисного обслуживания автомобилей c 1992 года и представляет на рынке Казахстана 7 автомобильных брендов: официальный дистрибьютор легковой и коммерческой техники Hyundai в Казахстане, официальный дистрибьютор Subaru в Казахстане, эксклюзивный импортер BMW и MINI в Казахстане, официальный дилер «Тойота» в Алматы и Астане, официальный дилер Lexus в Астане, официальный дилер Nissan в Алматы, и автосборочное предприятие Hyundai Auto Trans по сборке грузовых автомобилей и автобусов Hyundai.

Компания Mercur Auto по итогам июля 2013 года занимает 10,99% всего автомобильного рынка РК. ТОО «Mercur Auto LTD» и концерн Volkswagen AG подписали дилерское соглашение в 1996г. С этого момента компания Mercur Auto получила статус официального импортера Volkswagen AG в Казахстане. Сегодня Mercur Auto это разветвленная структура из дилерских центров марок: Daewoo, Audi, Porsche, Volkswagen, Suzuki, Mitsubishi.

Компания «Вираж» по итогам июля 2013 занимает 5,9% доли рынка. Автосалоны «Вираж» являются самым крупным предприятием казахстанского авторынка по продаже коммерческого автотранспорта и спецтехники, располагает региональной сетью филиалов по всему Казахстану. В состав автохолдинга входят: автосборочный завод  «Автофургон KZ», специализирующийся на разработке, производстве и ремонте автофургонов, специализированных мастерских, автомобилях для силовых структур и МЧС, бронированных автомобилях, автомобилях медицинского назначения и ряд компаний, являющихся эксклюзивными дистрибьюторами автомобильных марок коммерческого назначения (GAZ, Daewoo Bus Kazakhstan, УРАЛ, ПАЗ, ГолАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ, МТЗ, UAZ, МАЗ, FAW (China), XCMG (China),  SHANTUI (China), SHACMAN).

Группа Компаний AllurGroup по итогам июля занимает 5,55% доли рынка. Allur Auto - группа автомобильных компаний, образованная в 2003 году, производитель и официальный дистрибьютор SsangYong Motor, производитель и официальный дистрибутор Chance, производитель и официальный дистрибьютор Iveco, официальный дилер Suzuki Motor Corporation, официальный дилер Mitsubishi Motor Corporation. Филиалы AllurAuto  расположены в городах  Алматы, Астане, Кызылорде. 

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ИЮЛЯ 2013 ПО ПОПУЛЯРНОСТИ МОДЕЛЕЙ НОВЫХ ЛЕГКИХ АВТОМОБИЛЕЙ (PC, SUV, PU, MPV до 3,5 тонн) В РК И В АЛМАТЫ

ПРОГНОЗ ПО СОСТОЯНИЮ РЫНКА НА АВГУСТ 2013

Аналитическая группа АКАБ и эксперты авторынка РК продолжают публикацию краткосрочного прогнозирования авторынка РК.

В данном обзоре мы публикуем прогноз по результатам августа 2013 – наши ожидания продаж по сегментам рынка. Мы ожидаем продажи по сегменту пассажирских автомобилей в районе 9 тыс. единиц, внедорожников в районе 3,5 тыс. единиц, коммерческой техники – порядка 1,3 тыс. единиц, пикапов –  115 штук и порядка 90 единиц минивэнов. Итого, рынок по результатам от начала года до конца августа, скорее всего, будет представлен цифрой в 98 тыс. единиц.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить