Казахстанский интернет-покупатель: что любит, сколько тратит, где живет

19968

Эксперты казахстанского торгового центра в интернете Satu.kz рассказали читателям Forbes.kz, что, когда и сколько покупают в интернете казахстанцы

Иллюстрация: kursusbekasikomputer.blogspot.com

Казахстанцы стали чаще делать покупки в интернете. Так, в 2014 количество покупок на Satu.kz возросло на 78% по сравнению с 2013, а за первый квартал 2015 прирост составил 107% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средний чек за год вырос на 12% и составил 24,1 тыс. тенге

Самые активные покупатели

Чаще всего за покупками в интернет отправляются мужчины в возрасте 25-34 лет. Женщин, покупающих в Сети, на 10% меньше. Однако, по прогнозам аналитиков Satu.kz, за 1-2 года их соотношение выровняется с ростом женской аудитории Казнета.

Покупки с мобильных и планшетов

Почти в 80% случаев казахстанцы выбирают товары при помощи компьютера. Меньше - 16% и 6% посещений – совершается посредством смартфона и планшета соответственно.

«Количество просмотров и покупок с мобильных постоянно растет, - отмечает Лаура Шаймаханбетова, региональный директор Satu.kz. - В 1 квартале 2015 количество просмотров товаров с мобильных увеличилось на 109%, в с планшетов – на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это мировой тренд: пользователь с мобильного устройства просматривает товары (присматривается, приценивается), а вот заказ оформляет с ПК».

Еще одно интересное наблюдение - чаще всего конверсия из посещения в покупку также наблюдается именно у мобильных покупателей.

К слову, казахстанцы гораздо чаще используют мобильные телефоны и планшеты для покупок, чем украинцы, белорусы и россияне на аналогичных торговых площадках. Это связано с активным развитием 3G интернета в стране, и тенденция дальнейшего роста, говорят аналитики, налицо. В странах Западной Европы каждая вторая онлайн-покупка уже осуществляется с мобильного.

Когда казахстанцы делают покупки    

Более 16% всех заказов приходится на начало рабочей недели. Что касается времени оформления заказа, то казахстанцы предпочитают рабочие часы с 11 до 17.

Утром стулья - вечером деньги

Аналитики отметили, что казахстанские покупатели чаще предпочитают оплачивать онлайн-заказы наличными в момент доставки товара (50%). Оплату безналичным способом на расчетный счет компании предпочитают покупатели b2b сектора (40,6%). По-прежнему часть покупателей оплачивает интернет-покупки через терминалы по приему наличных (5%). Доля банковских карт в качестве средства оплаты пока невелика (3,5%), веб-кошельки использует еще меньше покупателей (0,9%).

Срок и способ доставки

Самый популярный у казахстанцев способ получения товаров - курьерская доставка; более половины всех товаров доставляются лично в руки. Более 40% всех заказов покупатели предпочитают забирать самостоятельно. Не исключено, что это еще одна возможность убедится в качестве заказанного. Незначительная популярность почтовых отправлений скорее объясняется тем, что подавляющее большинство заказчиков и поставщиков находятся в Алматы.

Мир ускоряется, и казахстанцы вместе с ним: более трети интернет-покупателей желают получать заказ как можно скорее, желательно день в день. Почти каждый четвертый готов пождать до завтра. Остальные соглашаются ждать заказанного от трех дней и более. Отчасти это объясняется тем, что предприниматели чаще продают свои товары именно в том городе, где работают их компании. К слову, подавляющее большинство как онлайн-предпринимателей, так и покупателей сконцентрированы в Алматы и Астане.

Однако в целом интернет-предпринимателям нужно взять на вооружение тот факт, что оперативная доставка для онлайн-покупателей в приоритете. 

Что покупают в Сети

Чаще всего казахстанцы заказывают потребительские товары для индивидуального пользования, реже - промышленные товары и товары для бизнеса. Услуги заказывают менее активно - в 12% случаев. Однако это говорит скорее о временном недостатке предложения на рынке. В целом миграция офлайновых заказов в онлайн - мировой тренд, и предприниматели, которые первыми заполнят эту нишу в Казахстане, через пару лет будут на коне.

Товары для бизнеса

Самые востребованные товары для бизнеса – медицинские; за год было заказано более 15 тыс. единиц таких товаров. Самыми дорогими стали промышленное оборудование и станки. В этой категории средний чек превысил 122 тыс. тенге.

Более чем в половине случаев заказ промышленных товаров и товаров для бизнеса осуществляется по телефону, что вполне закономерно, т.к. грамотные консультации специалистов часто являются решающим фактором при покупке.

Розничные товары: красота превыше всего

Для личного пользования казахстанцы чаще всего заказывают товары для красоты и здоровья, товары для дома, а также технику. Самый большой средний чек – в категории «Техника и электроника» (более 37 тыс. тенге). 

При заказе потребительских товаров интернет-покупатели ведут себя не так, как заказчики-предприниматели. Они чаще уверены в своем выборе и реже нуждаются в дополнительных консультациях специалистов - 47% товаров приобретается через корзину на сайте. 

Спрос на заказ услуг растет медленно

Заказ офлайновых услуг по интернету пока сложно назвать трендом в Казахстане. Однако тенденции к росту налицо. Например, количество заказов услуг на Satu.kz в 1 квартале 2015 увеличилось на 46% по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Чаще всего ищут исполнителей инженерно-строительных услуг, услуги по ремонту техники, услуги проката и аренды.

Более 80% всех заказов услуг происходит по телефону.

Самые активные интернет-покупатели

Подавляющее большинство интернет-покупателей Казахстана - более 38% - живут в Алматы. На втором месте с большим отрывом – запад страны, откуда приходит 17% всех заказов. Эту закономерность отмечают и другие онлайн-ритейлеры.

Больше всего денег в интернете, по данным Satu.kz, тратят жители Кызылординской области - средний чек в этом регионе составляет 29 тыс. тенге. Менее всего склонны тратить жители Акмолинской области – здесь средний чек чуть больше 16 тыс. тенге.

Подготовлено экспертами Satu.kz на основании данных исследования поведения покупателей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить