За год в РК вдвое увеличено производство легковых авто

10735

Обзор авторынка Казахстана за 2013 от Ассоциации казахстанского автобизнеса

Фото: 1gai.ru

2013 стал еще одним из знаменательных этапов в развитии казахстанского автомобильного производства и авторетейла:

- Казахстан подтвердил свой статус одного из самых быстрорастущих автомобильных рынков мира, заняв 4 место среди первой десятки стран в этой категории роста.

- Отечественное производство легковых и грузовых автомобилей снова достигло исторического максимума благодаря растущему спросу, увеличению загрузки производственных мощностей и осуществлению новых инвестиций в автомобильную отрасль Казахстана.

- Объем продаж официальных автодилеров вырос на 69% по сравнению с 2012 (165,7 тыс. ед. в 2013 против 98,2 тыс. ед. в 2012), значительно перекрыв все прежние максимальные значения и продемонстрировав после всплеска волатильности  2011-2012 среднесрочный нисходящий тренд.

- Растущий потребительский спрос, дальнейший рост покупательной способности и рынка автокредитования, а также постоянная государственная поддержка отечественного официального авторитейла являлись основными факторами роста продаж

- Изменения в сегменте розничных продаж были непосредственно связаны с ростом эффективности работы дилеров и, благодаря расширению региональной экспансии, также способствовали усилению интереса к консолидации

- Продолжающиеся изменения в сегменте комплектующих на пространстве СНГ, а также новые возможности расширения в рамках ВТО, Таможенного Союза и рождающегося самого крупного европейского авторынка в соседней России в дальнейшем будут способствовать появлению новых инвестиций в данной сфере и росту доли рынка локальных производителей.

- В 2013 были продолжены активные переговорные процессы по вступлению Казахстана в ВТО, что в дальнейшем будет оказывать самое серьезное влияние на конкурентную среду в странах СНГ, и в Казахстане и в России, в частности.  

Долгосрочные перспективы автомобильной промышленности РК остаются в положительном тренде количественного роста, и в ближайшие несколько лет  значительные притоки инвестиций в эту отрасль, в особенности в сегменте производства комплектующих, будут основным трендом. В нашем отчете мы изложили основные итоги по рынку новых автомобилей РК, а также дали краткий обзор глобального рынка прошедшего года.

Андрей Лаврентьев, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса

Экономика Казахстана

Ежегодное исследование центра «Фонд наследия» совместно с изданием The Wall Street Journal показало, что в мировом рейтинге «Индекс экономической свободы 2014» Казахстан занял 67 место из 178 стран, оставив позади Россию, Белоруссию, Францию, Италию, Португалию, Индию и Китай. Казахстан включен в группу стран с «умеренно свободной экономикой», в которой оказалась также большинство стран Европейского Союза.

В отношении экономики Казахстана авторы исследования отмечают улучшения инвестиционной, деловой и финансовой свободы.

В целом за 17 лет участия в Индексе экономической свободы Казахстан продвинулся на 22 пункта вверх, что является одним из 20 наиболее заметных улучшений в рейтинге.

В РК за январь - декабрь 2013 ВВП вырос в реальном выражении на 6%. В том числе, объем в промышленном производстве вырос на 2,3%, в горнодобывающей промышленности - на 3,1%, в обрабатывающей промышленности - на 1,6%.

Объем продукции сельского хозяйства вырос на 11,6%, в транспорте объем услуг увеличился на 7,6%, в связи - на 14% и в торговле - на 12,7%. Кроме того уровень безработицы составил 5,2%.

По официальным данным Агентства РК по статистике, в 2013 инфляция в годовом выражении составила 4,8%. Для сравнения, в 2012 инфляция в годовом выражении составила 6%.

Согласно приведенной статистике во многих отраслях и направлениях имеется явная положительная динамика.

Также Казахстан рассчитывает вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО)  в первом полугодии 2014: завершены  переговоры по четырем трекам (товарам, услугам, сельскому хозяйству и системным вопросам), также на стадии завершения находятся  два вопроса, связанные с тарифной гармонизацией при вступлении Казахстана в ВТО и местным содержанием.

Но более интересен следующий момент: в 2014 планируется принятие Договора о Евразийском экономическом союзе, положения которого формируются на основе кодификации договорной базы Таможенного союза и ЕЭП. Данный документ имеет очень важное значение для Казахстана, поскольку определит основы внешнеэкономической политики государства на многие годы вперед.

Дальнейшее развитие РК будет определено тем, насколько будут успешны для нас эти интеграционные процессы.

Мировой автомобильный рынок

Европа: Согласно данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA)  европейский авторынок в прошлом году упал на 1,7%. Европейским дилерам удалось продать рекордное количество автомобилей в декабре (на 13,3% больше, чем в 2012).

Лидером на авторынке Европы остается Германия, где в минувшем году было реализовано 2,95 млн машин (-4,2%). В Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA) прогнозируют увеличение продаж по итогам 2014 до 3 млн единиц. Третье место, как и год назад, заняла Великобритания, продемонстрировавшая в прошлом году наилучший результат начиная с 2007: 2 млн 265 тыс. автомобилей (+10,8%). Рост объема продаж в Великобритании наблюдается уже 22 месяца подряд.

На четвертой строке оказалась Франция с результатом в 1 млн 790 тыс. машин (-5,7%). На пятом месте финишировал итальянский авторынок с показателем 1 млн 304 тыс. единиц (-7,1%). Восстановление итальянского рынка ожидается во второй половине текущего года.

Хуже всего дела обстоят на Кипре (-35,2%), в Голландии (-17%), Румынии (-13,1%) и Финляндии (-7%).

Самой популярной маркой года в Европе, как и в прошлые годы, стал Volkswagen. В общей сложности на территории Старого Света было продано около 1,5 млн машин этого бренда. Volkswagen стал единственной маркой, которой удалось преодолеть миллионный рубеж.

Также высокие показатели продемонстрировал Opel (780 тыс.), Renault (760 тыс.), Peugeot (705 тыс.) и Fiat (550 тыс.). В премиальном сегменте лучшие продажи показала Audi (676 тыс.), также в тройку вошли BMW (621 тыс.) и Mercedes (601 тыс.).

США: Американский авторынок в 2013 увеличился на 8% и составил 15 млн 582 тысячи 136 проданных легковых автомобилей и внедорожников. Год был лучшим для американского авторынка. По прогнозам экспертов, в 2014 американский авторынок продолжит рост и составит порядка 16,2 млн машин (+3%).

Лидерство, как и в прошлом году, сохраняет General Motors, увеличивший реализацию на 7% до 2 млн 786 тысяч 78 машин. На втором месте идет Ford, чьи продажи выросли на 11% до 2 млн 485 тысяч 236 автомобилей. Toyota реализовала 2 млн. 236 тысяч 42 машины – на 7% больше, чем годом ранее. Четвертый результат показал  Chrysler – 1 млн 800 тысяч 368 проданных авто (+9%). Замыкает «пятерку» лидеров Honda с показателем 1 млн 525 тысяч 312 автомобилей, что на 7% превышает результат предыдущего года.

Китай: Неоспоримое лидерство по объемам реализации автомашин в 2013 удерживает Китай. На протяжении года в Китае было продано чуть меньше 22 млн единиц автомобилей различных марок, учитывая автобусы и грузовики, а общий объем продаж за год вырос на 14%.

Продажи легковых автомобилей в Китае в увеличились на 15,7% до 17 млн 928 тысяч 900 единиц. Впервые за девять лет лидером продаж в Китае стал немецкий автоконцерн Volkswagen AG, реализовавший в прошлом году 3,27 млн автомобилей (+16,2%). Второе место занял GM – 3,17 млн ед. (+11%), и на третьем месте оказался Ford, увеличив продажи на 49% до 935 тысяч 813 ед.

Россия: По данным АЕБ, всего за 2013 в России реализация автомобилей снизилась на 5% до 2 млн 777 тысяч 447 машин.

Лидером рынка является марка LADA, снизившая реализацию в прошлом году на 15% до 456 309 ед. Второе место у Renault - 210099 ед. (+11%), и на третье место вышла KIA – 198018 ед. (+6%).

Согласно прогнозу ассоциации, в 2014 российский авторынок практически останется на прошлогоднем уровне - продажи составят 2,73 млн автомобилей.

Казахстан-2013: рынок автомобилей

Автомобильный рынок РК, растущий на протяжении нескольких последних лет, продолжил свое развитие и в 2013. Рост по отношению к показателям 2012 составил порядка 70%.

Так, по итогам 2013 объем реализованных автомобилей на официальном рынке РК в натуральном выражении составил 165 710 ед., годом ранее эта цифра была на уровне 98 242 ед.

По нашим среднесрочным прогнозам, в последующие годы ниспадающий тренд будет доминировать, и вероятная цифра итогов продаж за 2014 будет на уровне 214-220 ед. новых официально представленных автомобилей.

Основными факторами роста производства легковых автомобилей в последующие годы будут:

Создание новых мощностей, вхождение крупнейших мировых автопроизводителей в Казахстан

Изменения в режиме промышленной сборки

Торговая политика, стимулирующая внутреннее производство, в том числе широкая государственная поддержка автомобильной отрасли как локомотива машиностроения в РК

Рост казахстанской экономики

Нацеленность стратегии развития Казахстана до 2020 на замещение импорта внутренним производством.

Основными факторами роста продаж легковых автомобилей в последующие годы будут:

Вступление Казахстана в ВТО (снижение таможенных пошлин)

Устаревший парк автомобилей (средний возраст автомобилей в Казахстане составляет от 13,5 до 19 лет в зависимости от региона)

Система утилизации вышедших из употребления автомобилей, стимулируемая правительством РК

Развитие системы ТРЕЙД-ИН у официальных дилеров

Относительно низкая плотность автомобилей по сравнению с развитыми автомобильными рынками

Рост числа программ автокредитования, предоставляемых банками совместно с автоконцернами.

Основные тенденции на автомобильном рынке РК в 2013

Положительная динамика роста продаж сохранилась.

Структура рынка в разрезе классов автомобилей практически не изменилась: лидерами остаются В и С классы, в тройку лидеров также вошел сегмент компактных SUV.

География продаж в 2013 аналогична показателям годичной давности, процент прироста в основных регионах составил: Алматы (+52%), Астана (+99%), Атырау (+51%).

Продолжает расти спрос на автомобили отечественного производства. Таким образом, доля продаж автомобилей казахстанского производства  увеличилась с 7% в 2006 до 21% в 2013.

В 2013 рынок пополнился новыми брендами: Morris Garages – британско-китайский автомобиль, а также французским брендом Peugeot.

Импорт автомобилей в Казахстан

Импорт новых автомобилей за 2013 официальными дилерами составил 130,7 тыс. единиц (против 76,7 тыс. в 2012). Россия поставила в РК порядка 87 тыс. новых автомобилей различного назначения. Из других крупных импортеров можно выделить Японию и Узбекистан (14,3 и 13,7 тыс. шт. соответственно).

Основные итоги по присутствию брендов на авторынке РК

Наибольшая доля рынка по итогам  2013 (37,4%)  все так же принадлежит автомобильной марке LADA с общим количеством продаж 57 тыс. единиц. Однако доля присутствия бренда LADA понизилась на 3% по сравнению с 2012. На втором месте, как и в прошлом году, расположился бренд Toyota, так же немного потеряв долю (-1,4%).

В 2013 в Казахстан пришли новые импортные марки. Так, в частности, открылись официальные продажи британско-китайского бренда Morris Garages (легковые автомобили) и французского бренда Peugeot (легковые и коммерческие автомобили).

В сегменте коммерческой техники также наблюдался рост продаж. Значительная часть рынка по-прежнему принадлежит GAZ (55,7%). UAZ  (2 строка таблицы) превысил продажи 2012 на 516 единиц, благодаря чему доля рынка увеличилась, составив 24,9%.

Рынок легковых автомобилей

Рынок легковых автомобилей в 2013 значительно вырос, процент прироста по сравнению с 2012 составил 76,7%. В этом сегменте всего было продано 153 664 единиц автомобилей, включая PC, SUV, пикапы и минивэны (LCV, если полная масса не превышает 3,5 т). Пик продаж здесь пришелся на октябрь и составил 15 891 ед.

Основными двигателями роста были следующие факторы:

- Продолжающееся падение спроса на автомобили, бывшие в употреблении, вследствие введения нового Таможенного регулирования ввоза.

- Политика автокредитования банков, существенно определяющая направление потоков денежных субсидий в сторону покупки новых автомобилей, и усиливающаяся конкуренция банков на этом рынке.

- Политика автосборочных предприятий РК, расширяющих линейку производимых внутри страны автомобилей.

- Естественный рост спроса в связи с общими мировыми тенденциями глобальной автомобилизации.

- Улучшение общей экономической ситуации в стране в 2012-2013, общий рост уверенности потребителей.

- Активная деятельность дилеров по расширению в регионах.

По результатам года лидер рынка осталась LADA. В 2013 Hyundai поднялся на строчку выше (12250 ед. против 6839 ед. в 2012). Неплохо стартовали продажи французского бренда Peugeot - 256 ед. и 17 место в рейтинге всех брендов РК. В премиум-классе лидирует Lexus (1237 ед. против 1006 ед. в 2012), также стоит отметить  продажи BMW и Mercedes-Benz (+11,5% и +87%). В целом основной объем реализации по-прежнему приходится на бюджетный класс.

В стоимостном выражении казахстанский рынок легких автомобилей вырос на 151%, составив $3,7 млрд (по оценкам экспертов АКАБ). Более $778 млн. (21% рынка), по нашим оценкам, пришлось на долю национальных производителей легковых автомобилей.

По результатам анализа данных Агентства РК по статистике и по нашим оценкам автомобили российских марок ввозились по цене $9,7 тыс. (против $9,5 тыс. в 2012), иномарки российской сборки ввозились по цене $18,2 тыс. (против $16,7 тыс. в 2011). Таким образом, стоимость импортируемых автомобилей в среднем несколько повысилась.

Средняя цена автомобилей казахстанской сборки также повысилась, и составила $22 тыс. (против $17 тыс. в 2012).

Ценовые сегменты практически не изменились, доля продаж бюджетных автомобилей в 2013 повысилась, как и в 2012, на 2%, доля премиум-класса понизилась на 3% (19% против 22% в 2012).

Отметим также следующий факт: структура рынка в стоимостном отношении отлична от структуры рынка в количественном отношении. Если в количественном рейтинге на первом месте выступает Lada, то в пересчете на стоимостные объемы  лидером является Toyota (17% от общего рынка).

Самыми популярными моделями на казахстанском авторынке по итогам 2013 остаются модели Priora, Samara, Nexia, Granta.

Стоит отметить рекордные продажи модели Lada Largus в 2013: объем реализации составил  3 489 ед.

Также хорошую популярность приобрела модель Skoda Rapid - 1744 ед., продажи стартовали весной 2013. В этот же список можно отнести новый KIA Cerato – 19 место в рейтинге ТОП  25 моделей с объемом продаж 1917 ед.

География продаж результатов 2013 немного отлична от прошлогодних итогов. Так на 4 месте оказался Актобе, сместив Шымкент на пятую строчку. В разрезе моделей в регионах картина практически не изменилась: в лидирующих регионах, кроме южной столицы, популярными по-прежнему являются автомобили семейства LADA.

Основные итоги года в сегменте коммерческой техники

В 2013 казахстанскими официальными дилерами и представительствами было реализовано 12 046 ед. коммерческой техники, прирост продаж к показателям 2012 составил 6,78%. Рекордной отметки достигли продажи Iveco отечественной сборки: бренд поднялся на четвертую строчку рейтинга. Потерял четыре позиции бренд MAN, спустившись на 10 место, объемы продаж бреда упали на 67%. Отметим появление нового игрока на рынке в сегменте минивэнов и развозных автомобилей –  Peugeot в Казахстане.

Сегменты LCV, LCT, MCT, Minibuses

По итогам 2013 легкая коммерческая техника аналогично показателям прошлого года показала незначительный прирост продаж. На первом месте GAZ и UAZ.

Согласно данным автопроизводителей за 2013, в Казахстане объем производства легковых автомобилей составил 37 471 ед., а также 2 290 ед грузовой техники. Таким образом, совокупный выпуск легковых автомобилей в 2013 вырос на 96% по сравнению с 2012, рост производства грузовых автомобилей увеличился на 31%.

Производство автомобилей

Наиболее привлекательными сегментами являются производство легковых автомобилей, которые занимают 48% в структуре спроса, а также грузовых автомобилей, что связано с высоким износом существующего парка и потенциалом роста экономики, введением новых мощностей.

В связи с введением новых мощностей в Усть-Каменогорске (АО «Азия Авто») планируется существенное увеличение выпуска отечественных автомобилей уже в ближайшее время.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить