Какие настроения царят на казахстанском рынке туризма

13808

Компания Sabre Central Asia – подразделение глобальной системы бронирования Sabre Travel Network – проанализировала перспективы развития туризма в Казахстане, опросив участников выставки Astana Leisure 2015

Фото: workle.ru

Исследование, целью которого стал анализ оценки текущего состояния, перспектив развития туристской отрасли РК, проводилось в рамках 12 международной туристской  выставки Astana Leisure 2015. В исследовании приняли участие представители 80 отечественных и иностранных компаний, 18 из которых - турагентства, 14 туроператоры, 8 – государственные и общественные организации, 8 - гостиницы, 4 - авиаперевозчики, 28 – представители СМИ, учебных заведений и др.

Репрезентативность респондентов в разрезе стран и регионов выглядит следующим образом: Европа и Ближний Восток – 6,25%, Азия – 2,5%, страны СНГ – 8,75%, города Казахстана (кроме Астаны) – 23,75% и хозяйка выставки – столица Казахстана - 58,75% опрошенных.

Несмотря на некоторый спад в отдельных сегментах туризма, настроение многих экспертов рынка довольно сдержанное и ориентировано на позитивное восприятие ситуации. Причины вполне понятны: предприниматели всегда стараются оценивать ситуацию позитивно и ищут возможности, несмотря на существующие преграды.

В результате исследования выяснилось, что неудовлетворительной для себя считают ситуацию на туристском рынке Казахстана 9 из 80 респондентов (около 11% опрошенных). 37 человек (47%) считают ситуацию на рынке удовлетворительной, 32 респондента (более 40%)- хорошей, остальные 2 человека (2%) оценивают возможности индустрии на отлично.

Отличными просматриваются перспективы развития въездного туризма в стране на ближайшие годы для 11,25% участников опроса, 21% - считают их слабыми или вовсе не ожидают никакого прогресса, остальные 67,7% участников оценили их как хорошими и удовлетворительными.

Что касается выездного туризма, то перспективы его развития выглядят более оптимистичными: 15 респондентов (18,75%) считают их отличными, 17 – удовлетворительными (21,25%), 40 участникам (50%) они кажутся хорошими, и только 8 опрошенных (10%) смотрят на них с пессимизмом. Именно этот вид туризма в Казахстане многие годы доминирует в структуре доходов туристских компаний, и скорее всего, развернуть тренд в его пользу без серьёзных системных действий в краткосрочной  перспективе быстро не получится. В среднесрочной и долгосрочной перспективах развитие внутреннего туризма и насыщение рынка отечественным предложением туристских услуг является наиболее актуальным и может служить некоторой заменой путешествий в другие страны.

Что касается мнения экспертов по внутреннему туризму, то здесь все участники видят значительный потенциал роста, при этом отмечая имеющиеся проблемы инфраструктуры туризма и другие скопившиеся нерешенные вопросы этой отрасли экономики.  14% респондентов считают перспективы внутреннего туризма очень хорошими, 69% - удовлетворительными и 16% - неудовлетворительными, и 1%  считает ситуацию крайне плохой.

Следующий блок вопросов ставил целью определить наиболее распространенные виды туризма и узнать оценку экспертов о потенциале их роста на ближайшие 2-3 года. Большинство экспертов выбирали несколько  вариантов, поэтому стоит огласить наиболее популярные ответы. Наиболее перспективными видами туризма стали 3 сегмента, которые занимают до 90% доли рынка:

- Деловой туризм (20,3%), растущий сегмент MICE (Meetings Incentives Events and Conferences – встречи, поощрительные бизнес-поездки, мероприятия и конференции) -12,5%;

- выездной туризм (16,2%), массовый пакетный отдых за рубежом, формируемый туроператорами, а также самостоятельные или индивидуальные (неорганизованные) заграничные туры – 13,2%;

- внутренний туризм - 19,2%.

Основными препятствиями для полноценного развития туризма в Казахстане респонденты считают:

· Отсутствие должной инфраструктуры - 28,4%. Это не стало неожиданностью, так как о низком уровне инфраструктуры и необходимости её развития говорилось в стране не раз, в том числе представителями центральных и местных исполнительных органов;

· низкая квалификация кадров - 18,4%;

· 16,6% указали на дороговизну турсервиса и их составляющих, а именно: авиабилеты, размещение в отелях, экскурсионное обслуживание и т.д.

Остальные препятствия (ограниченный выбор туристских услуг и предложения на рынке,  недостаточная поддержка со стороны государства, сложные визовые вопросы и миграционные процедуры и др.) набрали в среднем по 12% голосов.

Также эксперты отметили растущие тренды, характерные для туристского рынка Казахстана, и важные события, которые могут повлиять на деятельность компаний в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Рейтинг наиболее популярных прогнозов  выглядит следующим образом:

1. Стимулирование въездного туризма благодаря крупным событиям (Astana Expo 2017 и Универсиада в Алматы) и развитию MICE-сегмента (32% респондентов).

2. 23% участников ожидают трансформации традиционных каналов продаж в онлайн-бронирование услуг и рост предпочтений клиентов в использовании гаджетов и мобильных технологий в поиске и покупке туристских услуг, а также использование технологий и дальнейший рост производительности за счет автоматизации процессов в туризме.

3. Влияние на рынок постдевальвационной неопределенности и экономического спада, которые влекут за собой снижение покупательной способности населения. Пессимизм объясняется тем, что отдых и путешествия не являются предметами первой необходимости и скорее попадут под «нож» экономии и оптимизации не только в компаниях, но и в семейных бюджетах постоянных клиентов.

Павел Спицын.

«Благодаря подобным исследованиям можно понимать проблемы и отслеживать существующие на рынке тренды. В настоящее время эксперты рынка туризма Казахстана отмечают необходимость постоянного профессионального роста специалистов, уменьшение рисков туркомпаний, развитие цивилизованного выездного туризма с чёткими и предсказуемыми правилами игры на рынке. Остаётся актуальным также усиление конкурентоспособности компаний и их уникальных предложений на рынке. Вопросы экономии становятся актуальны как для клиента, так и для поставщика услуг, - прокомментировал итоги исследования Павел Спицын, генеральный директор Sabre Central Asia. - Мнение экспертов, тщательно отслеживающих события на рынке, доказывает позицию Sabre о том, что будущее страны – за инновациями и технологиями повышения производительности труда в туризме и непрерывном поиске новых ниш и роста качества услуг».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить