Каждая пятая новая купленная машина сделана в РК

6916

Обзор авторынка Казахстана за январь-февраль 2014 от Ассоциации казахстанского автобизнеса

Фото: Андрей Лунин

Среди стран-производителей автомобилей Россия занимает первое место на рынке Казахстана.

Старт 2014 года

Андрей Лаврентьев.

Итоги продаж новых официально представленных автомобилей в феврале этого года – 11 тысяч единиц, напомним, год начался с цифры 10,5 тыс., таким образом, результат двух месяцев – почти  21,5 тыс. единиц. Заметим, что это несколько меньше ожиданий, но пока в пределах нормы, согласно сезонным коэффициентам. Девальвация национальной валюты в феврале и новый технический регламент, вступивший в силу с начала 2014, повлияли некоторым образом на автомобильный рынок Казахстана: ажиотажный спрос в результате проведенных автосалонами акций («продажа по старому курсу») уравновесил потери первых 3-4 дней после девальвации, когда в стране воцарилась паника.

Еще одна из существенных составляющих результатов продаж на автомобильном рынке за этот период: снижение поставок автомобилей российского производства в бюджетном сегменте, связанное с заявленными планами по модернизации производственных линий. В этом году, как никогда ранее, мы полагаем, у отечественных автопроизводителей сохраняются хорошие шансы для роста присутствия на внутреннем рынке, а также для успешного продолжения движения на внешний рынок, начатого несколько месяцев тому назад.

Андрей Лаврентьев, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса

Импорт и производство

Итоги продаж новых автомобилей официальными дилерами Казахстана в феврале этого года – 10863 единиц (против 9299 единиц в АППГ, рост составил 16,8%), а всего за период с начала года эта цифра составила 21436 единиц (в прошлом году аналогичного периода – 18191 ед., рост 17,8%).

Доля импорта среди проданных автомобилей с начала года составила 78,8%, доля автомобилей отечественной сборки – 21,2% (16890 и 4546 единиц соответственно).

Среди стран-производителей автомобилей Россия занимает первое место на рынке Казахстана (11938 ед. с начала года, доля 56%, рост к АППГ составил 28%). Японские производители занимают третье место после казахстанского автопрома с 7,5%  долей и количественным ростом на 15%; рост количества проданных автомобилей, собранных в Объединенном Королевстве, был наиболее высок в предыдущие периоды, сейчас он находится на уровне 39% по сравнению с АППГ (981 ед. против 705 ед., доля 4,6% против 3,9% в январе-феврале 2013). Продажа продукции из Узбекистана впервые упала в долевом отношении до 3,3% (в АППГ – 9,4%), а в количественном отношении объемы упали более чем в два раза (716 ед. против 1704 в АППГ). Это последствия введения нового технического регламента, согласно которому большинство автомобилей, импортируемых из соседней республики, не проходят нормативы по оснащению. Колоссально выросли поставки автомобилей, произведенных в Турции, за счет импорта Toyota Corolla: 387 ед. с начала года (против 3 ед. в АППГ).

Источники: собственные данные АКАБ, данные автопроизводителей и компаний импортеров, не включены продажи коммерческой техники группы «КАМАЗ-Инжиниринг» и автомобильных брендов Китая.

Основные итоги января-февраля 2014 по присутствию брендов на рынке РК

В первой строке общей таблицы брендов по итогам января-февраля текущего года удерживает позиции Lada с результатами продаж в 6548 единиц и 30,6% долей от всех продаж новых автомобилей в РК (против 6866 ед. и 38% в АППГ). Падение продаж составило 4,6%, а доля рынка впервые снизилась на 7,2%. Эти изменения связаны с прекращением выпуска некоторых моделей и планами модернизации линий на предприятиях концерна АВТОВАЗ.

На втором месте по результатам 2 месяцев впервые занимает бренд Chevrolet, практически удвоив результаты по сравнению с АППГ (2029 ед. против 1100 в АППГ и увеличив долю на 3,42% до 9,5% в общей таблице брендов). Бренд Hyundai (на 3 месте) поднял свои продажи на 46,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (1815 ед. против 1239) и приобрёл долю рынка в объеме 8,47%. Бренд Toyota сегодня на 4 месте (1788 ед. против 951 в АППГ), рост количества продаж составил 88%, а доля присутствия этой японской марки поднялась на 3,2%. 5 место занято сегодня брендом KIA (1574 ед., доля рынка 7,3%), а марка GAZ покинула свое привычное место на 7 строке ради строки выше общей таблицы брендов, увеличив объем продаж на 60%, увеличив долю присутствия на 1,8%. Бренд Renault, сохранив свое прошлогоднее реноме самого быстрорастущего, по объему продаж за январь-февраль занял 7 место (1050 ед. против 310 ед. в АППГ), количественный рост продаж увеличился на 238%, доля рынка выросла на 3,2%. На 8 строке таблицы брендов – Nissan, рост количества продаж по сравнению с АППГ составил 13,2% (985 ед. против 870), и впервые ниже расположился бренд Uz-Daewoo (673 ед. против 1654 в АППГ, доля рынка уменьшилась до значения 3% с 9% в АППГ).  На 10 месте сегодня Skoda с хорошим ростом в 122%, долей в 3% (651 против 293 ед. в АППГ).

Из тех, что ниже: выросли продажи UAZ на 25% (595 против 476 ед. в АППГ); на 26,5% выросли продажи Mitsubishi (425 ед. против 336 в АППГ). Несколько потеряли свои доли SsangYong (337 против 343 ед. в АППГ) и ZAZ (242 против 269 ед. в АППГ), а Volkswagen, наоборот, показал приличный рост на 68,5% (315 против 187 ед. в АППГ).

Новый в РК бренд Peugeot, похоже, демонстрирует готовность идти по стопам своего французского «земляка» Renault: резвый старт в конце прошлого года и результаты двух месяцев этого года довольно неплохи (220 ед. за январь-февраль и 478 ед. от начала продаж). Симпатичные французы совсем не галантно поступают со старичками на рынке, с ходу обходя одноклассников.

Основные итоги января-февраля 2014 по продажам автомобилей отечественной сборки

Итоги продаж автомобилей отечественной сборки за январь-февраль 2014 показали рост на 14,4% по отношению к АППГ (4546 ед. против 3974 в АППГ), доля продаж казахстанских автомобилей среди стран-производителей на внутреннем рынке составляет 21,2%. Драйвером роста остается сегмент легковых автомобилей, повышение продаж которого составило 22% по отношению к АППГ (2315 ед. против 1899). В этом сегменте наибольший рост (89%) отмечен в классе B: здесь появились две новые модели Skoda Rapid (первая строка в диапазоне цен $15-20 тыс., 365 ед.)  и Peugeot 301 (тот же ценовой диапазон, 3-я строка, 162 ед.). В бюджетном диапазоне цен среди легковых автомобилей отечественной сборки ($10-15 тыс.) модель ZAZ Chance удерживает верхнюю строку (115 ед. в АППГ, 5% рынка отечественных легковых).

В диапазоне $20-25 тыс. больше всего продаж модели Chevrolet Cruze (доля среди отечественных легковых – 25,3%, количественный рост продаж составил 55,8%, 585 ед. против 373 в АППГ). Этот диапазон цен характеризуется самой высокой долей продаж на внутреннем рынке среди легковых автомобилей отечественной сборки (более 43% по итогам с начала этого года).

В диапазоне от $25 тыс. до $40 тыс. среди отечественных пассажирских автомобилей на первой строке – Skoda Octavia (150 ед. против 172 в АППГ), доля продаж составила 6,5% (против 9% в АППГ).

В премиум классе отечественного производства всего 4 реализации, это модели SsangYong Chairman2 единицы было продано с начала года, и по одной – KIA Quoris и Cadenza.

Подводя итог продаж седанов отечественной сборки с начала 2014, отметим, что рост присутствия на внутреннем рынке этих автомобилей идет всегда опережающим темпом, чем рынок новых автомобилей в среднем. Таким образом, надежда на реализацию стратегии нашего правительства на замещение импорта внутренним высокотехнологичным продуктом совершенно небеспочвенна.

Доля внедорожников казахстанской сборки среди всех продаж новых авто в январе-феврале 2014 составила 9% и 42,3% от всех автомобилей отечественного производства. Всего за этот период было реализовано 1924 единицы этой категории автомобилей (против 1875 в АППГ, рост составил 2,6%).

Бюджетный внедорожник Lada 4x4 обеспечил продажи 29,3% (51,5% в АППГ) рынка отечественных внедорожников, падение доли присутствия на 22% по сравнению с АППГ (564 ед. против 966 в АППГ).

Рост продаж в категории отечественных внедорожников показали только три модели: это KIA Sportage (383 ед. против 175 в АППГ), Chevrolet Tracker (221 ед.) и Captiva (220 ед. против 113 в АППГ). Остальные показали несущественный рост либо падение.

Коммерческая техника казахстанского производства пока отстает от рыночной динамики, и показала падение реализации на почти 50% (67 ед. против 128 в АППГ).

Завершая обзор рынка автомобилей отечественной сборки, отметим, что на сегодняшний день решаются серьезные вопросы взаимодействия с рынками Таможенного Союза и гармонизация законодательства стран ТС, вследствие чего происходят серьезные перемены, как на внутреннем, так и на внешнем рынке новых автомобилей: дальнейшие шаги развития казахстанского автопрома будут тесно связаны с тем, насколько успешны будут договоренности нашего правительства с этими странами и насколько гармоничны законодательные базы наших стран. Одним из серьезных примеров в этом отношении стало изменение Технического регламента «Требования к безопасности автотранспортных средств», который положил конец ввозу в нашу страну некачественных и опасных в эксплуатации автомобилей из других соседних стран, что, безусловно, дает шанс нашим внутренним производителям заполнить рыночную освободившуюся нишу хорошими и недорогими автомобилями для казахстанцев.

Основные итоги по сегментам рынка

Продажи всех легковых пассажирских автомобилей (PC) за период с начала года составили 62,62%  от всех новых автомобилей (12804 ед. против 11603 ед. в АППГ, рост на 10,35%).

Лидирует по количеству продаж по итогам 2 месяцев класс B с ростом на 21% по отношению к АППГ. Среди всех моделей этого класса наиболее всего прибавила к своей доле присутствия Hyundai Accent (1215 ед. против 658 в АППГ) и также можно отметить Lada Granta (доля продаж выросла на 3,27%, количественный рост составил 72,11%). На втором месте таблицы классов – класс C (2498 ед. против 2821 в АППГ, падение доли присутствия на 4,74%). Здесь большая часть продаж представлена реализацией Chevrolet Cruze (585 ед. против 373 в АППГ), рост продаж составил 56,84%. Наибольший рост доли рынка - у модели Toyota Corolla2,14 %. В классе E (404 ед. против 419 в АППГ, спад 3,58%) на первой строке таблицы - Toyota Camry (286 ед. против 285 в АППГ, рост на 0,35%). В классе А также без изменений: на первом месте Daewoo Matiz (258 ед. против 361 в АППГ, падение продаж на 28,53%). Рост продаж в классе D на 40,36% (первый среди одноклассников – Toyota Avensis, продано 109 единиц против 27 в АППГ). В классе F итоги продаж составили 31 единицу. Выдающихся результатов здесь добилась только одна модель – Mercedes-Benz S-class (24 единицы с начала года против 1 в АППГ).

В сегменте внедорожников (6119 единиц против 4759 в АППГ, рост на 28,58%) по итогам с начала года более всего выросли продажи компактных SUV (на 59,86%). Здесь лидирует по результатам двух месяцев Nissan QASHQAI (всего 551 ед. против 321 в АППГ, рост 71,65%). Так же можно отметить среднеразмерные SUV (1273 ед. против 818 ед. в АППГ, с количественным ростом 55,62%). Здесь можно отметить Mitsubishi Outlander (197 ед. против 137 ед. в АППГ) и успех Toyota RAV4, которая перепрыгнула семь ступеней таблицы одноклассников (с 9 места на 2), рост продаж увеличен в более чем 10 раз (179 ед. против 14 ед. в АППГ).

Продажи коммерческой техники, не включая продажи группы КамАЗ и китайских брендов, составили 1927 ед. против 1523 в АППГ (рост 26,53% по сравнению с АППГ), существенный рост продаж показывают малотоннажные грузовики GAZ 3302, рост продаж впечатляет –  67,43% (1095 ед. против 654 в АППГ, рост доли 21,35%). Так же можно отметить GAZ 2705 с ростом доли на 2,72% (157 ед. против 106 ед. в АППГ).

Итоги продаж авторынка в ценовых сегментах

В денежном эквиваленте за период с начала года рынок продаж новых автомобилей вырос по сравнению с АППГ на 20% и составил $476 млн (по нашим оценкам базовых цен), в АППГ эта цифра равнялась $397,5 млн.

На долю национальных производителей пришлось $105 млн, это на 23% больше, чем в АППГ (в прошлом году в аналогичный период объем продаж в денежном эквиваленте составил $85,5 млн).

На долю импортеров пришлось в денежном выражении чуть менее $371 млн (против $312 млн в АППГ, рост составил 19%).

Лидер по доле рынка в денежном эквиваленте – это бренд Toyota, по нашим оценкам, продавший автомобилей за отчетный период на сумму более $78,8 млн.

Средняя цена предложения этого февраля на легковые и внедорожники: $23 014, год назад эта цифра составляла $22 690, рост цены предложения на 1,4%.

 Наибольшее количество автомобилей за период с начала года продавалось по цене от $10 до $15 тыс. (29% против 32% в АППГ). По цене менее $10 тыс. было продано 10% автомобилей (против 19% в АППГ). По $15-20 тыс. было продано 23%  автомобилей (15% в АППГ). Доля автомобилей по $20-25 тыс. – 12%, чуть больше, чем в прошлом году (9% в АППГ). Немного выросли продажи в ценовом сегменте $25-40 тыс. (19% против 15% в АППГ) и упала доля продаж в  диапазоне от $40-80 тыс. (6% против 7% в АППГ).

Итоги продаж легких автомобилей (PC, SUV, MPV, PU) в РК, февраль 2014

В категории легких автомобилей (мы традиционно включили в эту таблицу PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 тонн) рост продаж в феврале составил 11,7% (9514 ед. против 8519 в АППГ).

Наиболее интересные, с нашей точки зрения, изменения в таблице за февраль 2014: на первой строке таблицы бренд Lada с продажами 2756 ед. против 3235 в прошлогоднем феврале (падение доли продаж составило рекордные 9%).

На 2 месте бренд Hyundai (1284 ед. против 770 в АППГ) в феврале рост доли рынка составил 4,5%.

На 3 месте бренд Toyota (1175 ед. против 934 в АППГ), в феврале прибавка доли продаж составила 4,3%.

На 4 месте таблицы Chevrolet (февраль – 922 ед. против 555 в АППГ). Рост доли рынка по сравнению с АППГ 3,2%.

На 5 месте бренд KIA (648 ед. против 863 в АППГ), падение доли рынка по сравнению с прошлогодним февралем – на 3,3%.

На 6 месте бренд Renault (619 ед. в феврале против 206 в АППГ), рост доли рынка составил 4%, рост количества – на 200%.

На 7 месте в феврале – Nissan (485 ед. против 434 в АППГ), доля рынка не изменилась.

На 8 месте таблицы бренд Mitsubishi (287 ед. против 181 в АППГ), рост доли продаж менее 1%.

9 место за казахстанскими автомобилями марки Skoda, с результатами февраля в 254 единицы (против 144 в АППГ), рост количественных показателей продаж выше ожиданий – 76,4%.

10 место по итогам февраля занял SsangYong (196 ед. против 192 в АППГ), шагнув на 1 ступеньку вверх с январской позиции 2014.

Итоги продаж коммерческой техники в РК, февраль 2014

По итогам с начала года на рынке официально представленной коммерческой техники РК (не включены техника КамАЗ и китайские автомобили коммерческого назначения) было реализовано 1927 единиц новых автомобилей, включая 1278 единиц малотоннажных грузовиков, 439 развозных автомобиля, 176 микроавтобусов, 4 среднетоннажных грузовика, 1 средний автобус, 22 крупнотоннажных грузовика, 6 больших автобусов.

Общий рост продаж в этом сегменте рынка по отношению к АППГ 26,5%.

Результаты за февраль: 1349 единицы (против 780 в АППГ). Беспрецедентную долю продаж в этом месяце (82%) составили грузовики марки GAZ (модель 3302 – 60%, 819 единиц).

Основные итоги февраля 2014 по популярности моделей новых легких автомобилей (PC, SUV, PU, MPV ДО 3,5 тонн) в РК и в Алматы

Прогноз по состоянию рынка на март 2014

Аналитическая группа АКАБ и эксперты авторынка РК продолжают публикацию краткосрочного прогнозирования авторынка РК.

В данном обзоре мы публикуем прогноз на конец 1 квартала 2014 – наши ожидания продаж по сегментам рынка. Мы ожидаем продажи по сегменту пассажирских автомобилей порядка 21 тыс. единиц, внедорожников в районе 10 тыс. единиц, коммерческой техники – порядка 2,7 тыс. единиц, пикапов –  500 штук и порядка 480 единиц минивэнов. Итого, рынок по результатам от начала года до конца марта, скорее всего, будет представлен цифрой порядка 34 тыс. единиц официально представленных автотранспортных средств различного назначения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить