Ничего лишнего. Две трети казахстанцев живут в режиме постоянной экономии и уверены, что в стране экономическая рецессия

11883

Индекс потребительского доверия в Казахстане за 1 квартал 2019 снизился до трёхлетнего минимума

Фото: pixabay.com

Индекс потребительского доверия Conference Board®, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen, отражающий настроения населения и его ожидания от будущего, в I квартале 2019 продемонстрировал значительное снижение – на 6% по сравнению с IV кварталом 2018 и остановился на отметке 77%, что ниже среднего уровня оптимизма в Европе на 6% (индекс потребительского доверия по Европе за такой же период - 83%). Однако казахстанцы настроены более оптимистично по сравнению с соседними странами – за тот же период индекс потребительского доверия в России составил исторический минимум в 62%, 55% в Украине и 70% в Беларуси.

Все три показателя, на основе которых складывается индекс, — оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги, — ухудшились. Число казахстанцев, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев, в I квартале 2019 снизилось на 4% - до 40% по сравнению с предыдущим кварталом. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, также сократилась на 2%, до 22%. Кроме того, число опрошенных, которые с оптимизмом оценивают перспективы на рынке труда в ближайшие 6 месяцев, увеличилось на 7%, до 24%.

Снижение индекса потребительского доверия во многом связано с тем, что в текущей экономической ситуации все меньше потребителей ожидают благоприятных финансовых перспектив и считают, что сейчас не лучшее время тратить деньги, вследствие чего сокращают свои повседневные расходы и продолжают экономить, что подтверждают данные исследования в I квартале 2019.

68% опрошенных заявило, что им приходится менять свои привычные расходы с целью экономии. Самое большое количество респондентов сокращают расходы на покупку одежды (49%), далее следует сокращение затрат на развлечения вне дома (47%), и сокращение расходов на отпуск и отдых (41%), а 35% покупателей готовы переходить на более дешёвые бренды в товарах повседневного спроса и намерены отложить обновление техники, такой как телефон, ПК, или бытовой техники.

Больше всего казахстанские покупатели в I квартале 2019 были обеспокоены ростом цен на продукты питания (27%, -2% против прошлого квартала), здоровьем (21%) и экономикой страны (20%, +1%).

Более того, только 8% опрошенных верят, что страна выйдет из рецессии в ближайшие 12 месяцев, 46% считают это маловероятным, а 46% респондентов живут в условиях неопределённости и не знают, чего стоит ждать от экономики. Кроме того, Казахстан впервые за последние три года вошёл в топ-10 стран, где покупатели считают, что их страна находится в экономической рецессии.

Как мы видим, настроение у наших соотечественников не самые оптимистичное, но, несмотря на режим экономии, большинство (73%, -3%) признало, что у них остаются свободные деньги после оплаты всех необходимых счетов. Однако выбор, как потратить свободные средства, у казахстанцев невелик: это оплата долгов и кредитов (33%), обновление гардероба (31%) и развлечения вне дома (21%). И только 24% казахстанцев имеют намерение сберечь оставшиеся средства.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Исследование потребительского доверия The Conference Board® Global Consumer Confidence™ Survey, подготовленное в сотрудничестве с Nielsen, проводилось в марте 2019 года среди более чем 32 тысяч онлайн-потребителей в 64 странах мира.

 

Автор: Мадина Сейсенгалиева, коммерческий директор Nielsen Kazakhstan

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube