Хочет ли поколение Z идти в бизнес (инфографика)

14784

Специалисты кадрового холдинга АНКОР совместно с ведущими вузами Алматы провели исследование «Generation Z - надежда или крах современного бизнеса?»

Фото: © Depositphotos.com/cokacoka

Характерные черты и различия поколений давно стали одной из самых обсуждаемых тем в профессиональной HR-среде, сказано в исследовании. Особенный интерес вызывает молодежь 20-22 лет, которая наиболее ярко демонстрирует отличительные черты времени технологического прогресса и социальных потрясений. Уже через год-два они выходят на рынок труда и, конечно, принесут с собой изменения. Какое влияние они окажут на бизнес?

Кто это - Generation Z?

В исследовании Уильяма Кита Кэмпбелла, профессора и главы департамента психологии в Университете Джорджии, сказано: «До недавнего времени «канонически» к поколению миллениалов относили людей, родившихся вплоть до ранних 2000-х. И только сейчас ученые и журналисты, осознавая некую нестройность «древа поколений», склоняются к тому, что объединять сегодняшних 30-летних и 20-летних в одно поколение некорректно, потому что видны значительные различия, намекающие на новый виток социальной эволюции.

Итак, поколение Z – это люди, родившиеся в начале 1990-х и в 2000-х. На их философское и социальное мировоззрение оказали влияние мировой финансово-экономический кризис, Web 2.0 и развитие мобильных технологий. Принципиальное отличие поколения Ζ - технологии у него в крови, поколение обращается с ними уже совсем на другом уровне, чем даже миллениалы. Ключевой термин – Digital Natives. В цифровом мире они свои. А их родители и старшие сестры-братья, принадлежащие к поколениям X и Y, – цифровые иммигранты. Более того, Generation Ζ родились в эпоху глобализации и постмодернизма. Z аккумулировали в себе черты близких по времени предшественников и те черты, которые мы уже чувствуем, но пока не можем точно сформулировать. Лет через десять-двадцать это получится легче: тогда можно будет сравнить, что промежуточно получается и с чего начиналось. А поскольку «строительным материалом» для этого являются более выраженные наглость, отрицание иерархии, эгоизм и нарциссизм, то «темную сторону силы» поколения Ζ интуитивно называют MeMeMe, то есть ЯЯЯ»

Студенты 20 специальностей отметили, что выбирали будущую профессию по самым разным причинам:

•33,7% выбирали профессию мечты,

•20,1% предпочли ту или иную специальность, чтобы получить грант на обучение,

•19,5% полагались на выбор родителей,

•6,4% считают, что специальность и университет - не главное, главное - получить диплом,

•20,3% называли собственные причины выбора - кто-то поддавался желанию быть похожим на родителей, кто-то посчитал, что выбранная профессия обеспечит успешную карьеру и заработок, кто-то же говорил, что в принципе не думал ни о каком выборе, а просто пошел туда, куда поступали одноклассники.

Многолетняя практика АНКОР говорит, что мотивация кандидатов в большинстве случаев денежная. Без привязки к возрасту, работающие люди в первую очередь обращают внимание на оплату труда. Исследование показывает, что поколение ЯЯЯ ориентируется на свои желания и выбирает профессию мечты, а деньги для них пока на втором месте.

Обучаясь в университете, частично или полностью находясь на попечении родителей, они мечтают работать в удовольствие. Однако, по мере появления семейных обязательств и счетов, которые нужно оплачивать самостоятельно, их мотивация будет меняться. Останутся ли они верны своим желаниям и принципам?

Сегодня мы видим, что «на старте» поколение ЯЯЯ в Казахстане мало отличается от других поколений: профессия мечты, выбор специальности по настоянию родителей или той, где легче всего поступить на грант. Да, они живут своими мечтами, но когда нужно делать выбор, полагаются на родителей.

Поколение Z в Казахстане

Среди участников исследования АНКОРа будущими бизнесменами себя видят только 23,8% и еще 8,9% хотят продолжать бизнес родителей/родственников.

Подавляющее большинство - 36,9%, - намерены получить работу в иностранной компании с известным именем; 14,4% хотят стать государственными служащими, 12,6% планируют построить карьеру в национальной компании, спокойную работу в небольшой фирме предпочтут 2,4%, неопределившихся и нежелающих работать в принципе - 1%.

Что касается отраслей, то респондентам было предложено выбрать не один, а несколько вариантов.

Тройка лидеров наиболее популярных и желаемых сфер деятельности:

- банки и финансовые услуги - 33,2%,

- гостиничный и ресторанный бизнес - 32,1%,

- нефть и газ - 19%.

В 2012 АНКОР проводил исследование среди выпускников вузов Алматы с целью выявления их мотивации и ожиданий к будущей профессии и работодателям.

Респондентами исследования являлись как раз представители поколения Y.

Координатор проекта «Теория поколений в России – Rugenerations» Евгения Шамис предположила, что у поколения Y нет и не будет героев, но есть кумиры, а в дальнейшем представители поколения миллениалов сами станут героями для других поколений.

И не зря! "Игреки" - массово стремящиеся к основанию собственного стартапа или с особенным отношением к корпоративной культуре: они жаждут результатов и преимуществ от работы, стремятся подстроить график работы под свою жизнь, а не наоборот, а лучше - вовсе уйти на фриланс.

Поэтому неудивителен тот факт, что средняя зарплата, на которую рассчитывали выпускники вузов пять лет назад, была «слегка завышенной» и составляла 180-200 тыс. тенге.

У представителей поколения "ЯЯЯ" дела обстоят по-другому - они не зациклены на деньгах, для них важнее занятие любимым делом и погоня за работой мечты. Поэтому их усредненные ожидания по заработной плате после окончания вуза составляют 100-150 тыс. тенге в 28,1% случаев, что абсолютно адекватно в условиях кризиса и высокий конкуренции на рынке труда.

Естественно, что некоторые представители из «модных» и престижных вузов не согласятся на заработную плату в 100 тыс. тенге в месяц, а есть те, кто готов работать и за 80 тыс. тенге.

Помимо заработной платы, на мотивацию будущих профессионалов могут повлиять различные факторы. Наиболее часто повторяющиеся ответы респондентов исследования:

- карьерный рост - 65%,

-опыт и знания - 52,1%,

-коллектив - 38,5%,

-удобный график работы - 34,2%.

34,2% анкетируемых ответили, что удобный график работы может стать дополнительной мотивацией при выборе того или иного работодателя. Им был задан вопрос: каким должен быть удобный график работы? Больше половины респондентов указали, что это график работы с 9:00 до 18:00, без задержек и работы в выходные. И если для представителей предыдущих поколений подобный график был «издержкой» советского времени и привычкой, то для поколения "ЯЯЯ" - это желание жить не ради работы, а в свое удовольствие!

Как известно, табачные и алкогольные корпорации являются одними из самых богатых и известных во всем мире. Однако готовы ли сегодняшние студенты завтра пойти на работу в компании, которые производят/продают алкоголь и сигареты? Важна ли для них этическая сторона бизнеса? Задумываются ли они об этом?

Мнения разделились 50 на 50. В теории. На практике же случаев отказа от высоких гонораров, перспектив роста и весомого соцпакета, предлагаемых подобными компаниями, практически нет.

Задавая вопрос о компании мечты, мы не предлагали никаких вариантов, а просто попросили рассказать, если таковая имеется и коротко пояснить, почему.

Оказалось, что у 31% опрошенных ее вовсе нет, 24% из них отметили Apple, 21% - Google, еще 13% мечтают работать в Facebook, 6% считают, что компания мечты - это собственный бизнес, 5% отмечали другие компании - их список и комментарии приведены.

Мечты о работе связаны с модными компаниями, известными своим именем и привлекательными условиями труда.

Однако вряд ли у «мечтателей» есть понимание, что для того, чтобы работать в распиаренном, роскошном, комфортабельном офисе Google, нужно иметь определенные компетенции и навыки. Происходит некая подмена понятий - кажется, что «там» прилагать усилия не нужно, можно просто сидеть с ноутбуком и пить смузи. Да, и вряд ли люди действительно хотят работать. Это всего лишь желание-возможность быть постоянно рядом с инновациями и гаджетами.

С созданием экономических и политических союзов между странами и при наличии огромного количества программ обучения, стажировок зарубежом все больше молодых людей задумывается над тем, чтобы уехать работать за границу. По крайне мере, 45,7% респондентов ответили, что готовы к переезду. Однако 38,5% патриотично заявили, что никогда не станут работать на благо чужой страны. 15,8% оставшихся либо никогда об этом не задумывались, либо рассматривают переезд как временное явление и средство «заработать и вернуться домой».

35,8% респондентов готовы получать за свой труд на чужбине $2-5 тыс., 20,1% согласны только на гонорары больше $10 тыс., но были и такие, кто готов работать бесплатно, если будет нравиться страна, а вот некоторые указывали просто невероятные ожидания по зарплате, исчисляющиеся сотнями тысяч долларов. Наверное те, что мечтают работать в Google и Apple?

 

Еще один вопрос, в котором студентам было дано право не выбирать, а предлагать варианты ответа - кумир из мира бизнеса.

Неудивительно, что первое место в «хит-параде» занимает Стив Джобс (20%), богатейший человек в мире Билл Гейтс является кумиром 17% опрошенных, эпатажный бизнесмен, а ныне президент США Дональд Трамп замыкает тройку лидеров.

Удивительно, что 5% респондентов отметили кумиром из бизнеса президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

1% студентов отметили своим кумиром Булата Утемуратова, являющегося самым влиятельным бизнесменом по версии Forbes Kazakhstan, и этот 1% - студенты Университета Нархоз, акционером которого является Булат Жамитович.

30% анкетируемых называли самые громкие и не очень известные имена, а также рассказали о причинах своего восхищения тем или иным кумиром. 

Итак, самый главный вопрос, на который в АНКОР пытались найти ответ посредством данного исследования и зарубежных аналитических материалов, статей в известных изданиях и, основываясь, на собственном многолетнем опыте работы на рынке труда: что же принесет бизнесу поколение Z (поколение "ЯЯЯ")? Действительно ли они приведут нас к краху? Или же смогут добиться таких невероятных высот, которые прошлым поколениям и не снились?

Миллениалы и поколение "ЯЯЯ" – люди с другим образом мыслей

Среди Generation Z есть девочки и мальчики, помешанные на селфи и технофетишах, приносящие маты для ночевки под дверью Apple Store’ов, стремящиеся попасть на вульгарные реалити-шоу, эгоистичные нарциссы, переоценивающие свою личностную ценность и стоимость на рынке труда. Среди 50-летних селебов и не-селебов из разных стран также полно тех, кто делает комичные селфи в туалетах и лифтах, а затем постит их в Instagram и Facebook: строго говоря, любовь к таким вещам – нечеткий критерий. А еще в поколении "ЯЯЯ" есть светлые головы, молодые ученые и просто нормальные ребята, из которых к 30 вырастут очень приличные люди и хорошие специалисты.

Мы видим, что «страшилки» про поколения не заканчиваются - сначала все обсуждали неуправляемых игреков, теперь - вечно ищущих себя представителей поколения Z. Но также, как HR-ы нашли подход к миллениалам, найдут и к ЯЯЯ. Бизнес - это машина, которую не остановить, а каждому поколению свойственно увлечение, каждому поколению было свойственно бунстрарство в разных появлениях, молодежь - всего лишь отражение общества, в котором она живет.

Можно подумать, два человека, родившиеся с разницей в 1-3 года, могут относиться к разным поколениям только по этой причине. Два человека, рожденных в один день, могут от носиться к разным поколениям в зависимости от возможностей, культурного контекста, среды взросления, социальных , образовательных и технологических возможностей, а также трендов – вот это больше похоже на правду». Ничего страшного не происходит со сменой поколений. Дети ровно такие, какими их воспитали родители. Да, с каждым новым поколением пристрастие к гаджетам и смена инноваций все сильнее, но это лишь следствие течения времени.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить