Женское лидерство становится «новой нефтью» для бизнеса во всем мире. Все больше исследований доказывают, что присутствие женщин на руководящих должностях способствует повышению эффективности бизнеса. Анализ 22 000 публичных компаний в 91 стране, проведенный Петерсонским институтом международной экономики в 2016 году, выявил корреляцию: увеличение доли женщин в руководстве с 0 до 30% привело к 15%-ному росту прибыльности компаний. Кроме того, работа женщин на руководящих постах способствует профессиональному благополучию сотрудников и развитию инноваций в компании. Помимо этого исследования показывают: если женщины будут участвовать в развитии мировой экономики на равных с мужчинами на постоянной основе, до 2025 года ежегодный глобальный уровень ВВП возрастет на 26% с прибылью в $28 триллионов.
В Казахстане женщины составляют 51% населения, при этом вклад женского предпринимательства в ВВП — 39%. Для развитых стран этот показатель находится в диапазоне 50 до 60%, таким образом у Казахстана в данной сфере очень хорошие перспективы.
Очевидно, что программы поддержки женского лидерства и женского предпринимательства приносят ощутимую выгоду не только в социальном, но и в экономическом аспектах.
Visa, международная компания платежных технологий, объявляет о старте глобальной инициативы She’s Next. Empowered by Visa в Центральной Азии. Программа создана для поддержки женщин в бизнесе, которые управляют, финансируют, развивают или только планируют начать собственный бизнес. С момента запуска инициатива She’s Next. Empowered by Visa в 2019 в США, к инициативе присоединились Украина, Беларусь, Сербия, Грузия, объединив тысячи женщин-предпринимателей по всему миру.
Партнером She’s Next в Центральной Азии выступает Международный финансовый центр Астана, совместно с которым Visa запускает серию образовательных вебинаров, доступную для аудитории всей Центральной Азии. Ведущие бизнес-эксперты будут читать лекции на различные актуальные для руководителей бизнеса темы, включая брендинг и позиционирование товара, организацию онлайн-продаж, управление финансами и т.д.
Также Visa представляет проект «Диалоги сильных» – беседы с женщинами, добившимися успеха в разных областях – от малого бизнеса до государственного сектора. В ходе дискуссий героини затронут такие темы как женское лидерство, новая реальность и кризис-менеджмент, управление бизнесом в пандемию, а также поговорят о вызовах и рисках на пути к успеху.
Помимо этого, в рамках She’s Next исследовательская компания FusionLab по заказу Visa проведет исследование среди казахстанских женщин-предпринимателей и только планирующих запуск своего бизнеса. Цель опроса — выяснить потребности бизнесвумен, определить особенности женского предпринимательства в стране и основные проблемы, с которыми сталкиваются предпринимательницы. На основании исследования можно будет составить рецепт успеха казахстанок в бизнесе.
Сегодня в мире насчитывается 252 миллионов женщин-предпринимательниц. В Казахстане же 43% бизнеса приходится на долю женщин: это 536 тыс. из 1,2 млн частных компаний. У них схожие трудности, все они переживают неудачи и строят планы. Visa стремится вдохновить этих женщин, помочь им преодолеть страхи, поверить в свои силы и сделать лучше свой бизнес, предоставляя инструменты, ресурсы и возможности для коллабораций, которые помогают развитию.
Регистрация на образовательную программу
Амбассадоры проекта
Вера Платонова
Cтарший вице-президент и генеральный менеджер компании Visa в странах СНГ и Юго-Восточной ЕвропыУмут Шаяхметова
Председатель правления Halyk BankОльга Абдрахманова
Заместитель генерального директора по корпоративным связям группы компаний «Верный Капитал»Саида Юсупова
Эксперт по устойчивому развитию и зеленым технологиям, директор и учредитель компании «Green Business Innovations»Зауре Розмат
Предприниматель, основатель The-Steppe.com, лауреат рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30»Жанель Бертаева
Основательница школы Fashion Education, соосновательница международной недели моды Visa Fashion Week Almaty, создательница магазина одежды казахстанских дизайнеров LenazhОксана Чусовитина
Олимпийская чемпионка 1992 года в командном первенстве, трёхкратная чемпионка мира, чемпионка Европы и чемпионка Азиатских игр. Единственный человек в истории гимнастики, принимавший участие в 7 летних Олимпиадах. Заслуженный мастер спорта СССРМарина Шарипова
Подкастер, продюсер подкастов, блогер, автор курса по подкастам для начинающих, обучила 130 человекДиалоги сильных
Forbes Kazakhstan и компания Visa представляют новый совместный проект «Диалоги сильных». В этой серии видеоинтервью на Youtube-канале Forbes Kazakhstan женщины разных стран, сумевшие добиться успеха в различных отраслях, поделятся своими секретами. Героини расскажут, какие сложности ожидают женщин на пути к цели, как сочетать карьеру и семью и почему женщинам надо не бояться рисковать и начинать свое дело.
Результаты исследования женского предпринимательства в Казахстане
«Женский бизнес» в Казахстане: в каких сферах наиболее успешны женщины
Особенности женского предпринимательства в Казахстане, основные причины для открытия своего дела, проблемы и стереотипы, с которыми предпринимательницы встречаются в повседневной деятельности, — таковы были основные направления исследования, проведенного по заказу Visa компанией FusionLab среди женщин-предпринимательниц.
Согласно результатам опроса, основной сферой деятельности для большей части респондентов является торговля (28%), в частности – розничная торговля непродовольственными товарами. Также женщины активно развивают бизнес в таких отраслях, как образование (11%), индивидуальные услуги (11%), HoReCa (отели, рестораны, кафе) (10%), недвижимость (9%) и медицинские услуги (8%). При этом для тех, кто только планирует открыть свое дело, торговля является наиболее привлекательной нишей (28%).
Говоря о популярных направлениях для развития женского предпринимательства, важно отметить, что 54% респондентов считают, что в Казахстане существует разделение на «мужской» и «женский» бизнесы. Так, к «типичным женским» сферам относят: индивидуальные услуги, моду и дизайн, розничную торговлю продовольственными товарами, медицинские услуги.
Рассуждая о причинах для старта собственного бизнеса, женщины чаще всего называют стремление получить финансовую независимость (62%), возможность заниматься любимым делом (45%) и возможность заработать больше денег (44%). И хотя, с одной стороны, больше половины участниц исследования, считают, что открыть собственный бизнес для женщины – это смелый шаг, с другой - большинство респондентов уверены, что женщине, которая хочет открыть свое дело, не стоит бояться и необходимо усердно работать над развитием своего дела. Кроме того, женщина-предпринимательница, по мнению опрошенных, должна обладать такими качествами как уверенность в себе, стрессоустойчивость, инициативность и работоспособность.
Говоря о сложностях на пути начинающего предпринимателя, больше половины активных предпринимательниц (58%) назвали основной проблемой при открытии бизнеса набор хорошей команды сотрудников. Сложности в совмещении ведения бизнеса и домашних обязанностей отмечают 42% Также 61% испытали трудности во время привлечения денежных средств для открытия собственного дела, наиболее тяжело было найти финансирование тем, кто занят в сфере предоставления медицинских услуг.
По мнению большинства респондентов, женщине в бизнесе мешают нерешительность, мягкость характера, доверчивость и эмоциональность. Однако опрошенные женщины убеждены, что они справляются со своими обязанностям наравне с мужчинами, исключением является решение технических проблем. Также большинство респондентов (64%) считают, что пол не оказывает влияния на ведение бизнеса. Тем не менее женщины отмечали, что столкнулись со сложностью совмещения бизнеса и заботой о семье и близких.
Как показывают результаты исследования, сегодня больше половины (52%) действующих предпринимательниц используют интернет для продаж своих товаров или услуг, при этом подавляющее большинство женщин, чье предприятие присутствует в интернете (78%), отмечают позитивное влияние расширения онлайн-каналов.
О необходимости присутствия в онлайне задумываются и те, кто намеревается открыть в ближайшем будущем свой бизнес: большинство планируют развивать присутствие в интернете совместно с запуском физической точки продажи.
Если говорить об использовании платежных технологий, то наличные все еще являются основным способом приема платежей, однако большинство предпринимательниц предоставляет покупателям возможность осуществлять оплату и в безналичной форме: с помощью платежных карт, банковских переводов, используя технологии QR-платежей, Apple Pay и др.
Результаты исследования также определили ключевые вызовы, с которыми столкнулся микро-, малый и средний бизнес в период пандемии. Выяснилось, что в коронакризис больше трети действующих предпринимательниц стали уделять больше времени ведению бизнеса, саморазвитию и обучению, около 30% - занятиям с детьми и уходу за собой, в то же время меньше уделяют времени отдыху и развлечениям. Сократилось время и на занятия спортом, что, в частности, было вызвано введенными ограничениями на посещение заведений и передвижения.
Женщины, которые планируют открыть свое дело, во время пандемии тоже стали больше тратить времени на выполнение домашних дел и занятия с детьми, но в то же время у них освободилось время над подготовку запуска собственного бизнеса, а также саморазвитие и уход за собой.
Исследование показало, что несмотря на существующие сложности и новые вызовы на фоне коронакризиса большинство женщин-предпринимательниц планируют расширять бизнес на следующий год. При этом ключевыми показателями для улучшения являются: увеличение выручки/дохода, увеличение ассортимента товаров или услуг и оптимизация расходов. Среди тех, кто только планирует открывать свое дело, большинство готово перейти от планов к действию уже в этом году.
- Мы отмечаем, что женщины открывают и развивают собственный бизнес, даже если культурные и социально-экономические условия не всегда благоприятны, даже в условиях пандемии. Поэтому мы видим свою задачу в поддержке женщин-предпринимательниц, их роста и успешного развития. В рамках инициативы She’s Next. Empowered by Visa мы стремимся помочь предпринимательницам в этот непростой период адаптироваться к новым условиям, во-первых, за счет диджитализации, и, во-вторых, помогая экспертными знаниями и опытом, - прокомментировала результаты Вера Платонова, старший вице-президент и генеральный менеджер Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы. - Мы надеемся, что наша глобальная инициатива позволит сформировать площадку для приобретения необходимых знаний, навыков и обмена опытом для развития своего дела и будет способствовать дальнейшему развития женского предпринимательства в Центральной Азии.
Напомним важную цифру: по данным экспертов, если женщины будут участвовать в развитии мировой экономики на равных с мужчинами на постоянной основе, то до 2025 года ежегодный глобальный уровень ВВП возрастет на 26% с прибылью $28 трлн.
Исследование по заказу Visa было проведено компанией FusionLab в феврале - марте 2021. Участниками опроса стали 300 респондентов из 7 городов Казахстана: Нур-Султана, Алматы, Шымкента, Павлодара, Петропавловска, Актобе и Усть-Каменогорска.
Проект реализован в рамках центральноазиатской волны глобальной инициативы She’s Next. Empowered by Visa, направленной на поддержку женщин в бизнесе, которые управляют, финансируют, развивают или только планируют начать собственное дело. В частности, Visa совместно с «Финтех-хабом» Международного финансового центра «Астана» запустила образовательную программу для женщин в бизнесе. Программа стартовала 1 апреля 2021 года, записи вебинаров с ведущими бизнес-экспертами, которые делятся опытом, знаниями и практическими навыками по актуальным темам, уже доступны на канале Visa для аудитории всей Центральной Азии на бесплатной основе.
Помимо обучающих вебинаров в рамках центральноазиатской волны глобальной инициативы Visa совместно с Forbes Kazakhstan представили проект «Диалоги сильных», серию интервью с признанными лидерами мнений и успешными бизнес-леди Центральной Азии. В частности, недавно опубликовано интервью заместителя генерального директора по корпоративным связям группы компаний «Верный Капитал» Ольги Абдрахмановой с главным редактором сайта Forbes.kz Анастасией Новиковой. В ходе беседы героиня выпуска посоветовала каждой деловой женщине «оценить себя по достоинству, высоко поднять голову и пойти вперёд; не бояться заявлять о себе, о своих достижениях».
- Говорить о себе — это тоже очень важно, - сделала вывод Ольга Абдрахманова.
Читать полностью