Потрясения последних десятилетий заставили бизнесменов пересмотреть свою инвестиционную политику в пользу драгоценных камней и ювелирных изделий. Аукционы Christie’s Magnificent Jewels и Sotheby’s Magnificent and Noble Jewels из раза в раз демонстрируют рост интереса к изделиям современных ювелиров.

Возможно, они не приносят сверхприбыли, однако в долгосрочной перспективе не только сохраняют капиталовложения, но и преумножают в значительной степени. А иные изделия, отличающиеся уникальностью, несут в себе ментальную ценность. Но сегодня рынок ювелирных изделий доступен не только миллионерам и миллиардерам. И если одни ювелирные дома нацелены на создание максимально дорогих изделий исключительно для узкого и закрытого круга избранных, то иные ювелирные компании смотрят на мир шире и стремятся к тому, чтобы в каждой семье была своя шкатулка настоящих и уникальных сокровищ. Такой ювелирной компанией является датская PANDORA.

Вселенная PANDORA

Как и многие известные ювелирные дома, PANDORA выросла из семейного бизнеса. В 1982 году в Копенгагене (Дания) супруги-ювелиры Пер и Винни Эневолдсен, влюбленные друг в друга и в свое дело, открыли первый ювелирный магазин. До 2000 компания была одной из многих, постепенно выходя на рынки Европы и США. Но на рубеже тысячелетий владельцы компании придумали уникальную как тогда, так и сейчас, концепцию ювелирных изделий, в частности, браслетов и шармов. В переломном 2000 году PANDORA привнесла в ювелирным мир такое понятие, как кастомизация – адаптация массового продукта под запросы конкретного потребителя. Компания смогла совместить, казалось бы, несовместимое и сделать продукт масс-маркета уникальным. Так PANDORA создала новую нишу на мировом ювелирном рынке, заняла ее и не намерена никому уступать свое место под солнцем.

PANDORA представляет собой компанию с вертикально интегрированной̆ структурой̆, что подразумевает весь производственный̆ цикл – от разработки собственного дизайна и изготовления изделий до глобального продвижения и продаж на мировом рынке.

В 2010 состоялось проведение IPO ювелирной компании PANDORA на площадке NASDAQ OMX. IPO датских ювелиров стало одним из крупнейших в Европе на тот момент. В ходе первичного публичного размещения компания была оценена более чем в $5 млрд. Сегодня рыночная капитализация компании составляет $10 млрд. И это самая дорогая публичная ювелирная компания в мире. По выручке PANDORA незначительно уступает только Cartier и Tiffany&Co. Но интересно, что анализ 16 крупнейших рынков мира (США, Великобритания, Германия, Австралия, Испания, Португалия, Голландия, Дания, Канада, Ирландия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Франция, Польша, Италия) показал, что PANDORA является одним из самых узнаваемых ювелирных брендов в мире.

2014 год стал новой вехой в истории компании. В этот год открывается 1000-й концептуальный магазин, PANDORA заключает 10-летний контракт с компанией The Walt Disney 
Company, а 
продажи колец достигают цифры 1 млрд DKK (примерно $160 млн). В 2015 PANDORA приходит в Казахстан.

За 35 лет своего существования компания охватила пространство от Лондона до Нью-Йорка и от Шанхая до Сиднея. Клиенты найдут магазины под вывеской PANDORA в 100 странах мира на всех континентах. При этом головной офис компании находится в Копенгагене, а производство сосредоточено в Таиланде. Всего же в ювелирной вселенной PANDORA трудится более 21 тысячи человек, чтобы сделать мир прекраснее.

В 2016 общий доход компании составил около $3 млрд. 7 февраля 2017 PANDORA инициировала программу выкупа акций, так называемый обратный выкуп акций. В рамках buy-back за год компания выкупит более миллиона акции на сумму примерно $270 млн.

Еще одним своим новшеством PANDORA поразила как ювелирным мир, так и потребителей. Есть раньше компания выпускала новые коллекции дважды в год, согласно заданной традиции, то начиная с 2013 года PANDORA выпускает коллекции каждый два месяца. В компании отмечают, что частые обновления линеек увеличивают средний чек покупателя марки за год – люди ждут новинки, ищут новых эмоций, хотят удивляться и потому чаще заходят в магазины, зная, что появилось что-то новое.

Сегодня PANDORA активно развивает интернет-торговлю. На площадке интернет магазина клиент может собрать свой браслет, находясь в максимально комфортных для него/нее условиях, вдохновляясь близостью того, что дорого сердцу. Так PANDORA завоевывает мир, делая роскошь доступной.

Говоря о доступности, стоит привести некоторые цифры. Так, в Казахстане цены на продукцию компании начинаются с, можно сказать, символической суммы 12 900 тенге за шарм из стерлингового серебра. Ценовой диапазон на серьги стартует с отметки 14 900 тенге. Цены на колье из золота 585 пробы начинаются от 189 900 тенге. Стартовая цена золотых колец с камнями - 99 900 тенге. Напомним, что PANDORA нацелена на индивидуальность и уникальность. Здесь нет аналогов и дважды ничего не повторяется.

Секреты датских ювелиров

Но отмотаем пленку и вернемся в 1982 год, в первый бутик супругов Эневолдсен. Здесь, на пространстве площадью 30 квадратных метров, супружеская пара создавала не просто украшения, но творила уникальную для ювелирного дела философию. Согласно замыслу супругов, украшение должно не только украшать, но являть собой напоминание о значимых, трогательных, интимных, дорогих сердцу событиях жизни.

Эта философия позволила компании выйти за пределы стандартного набора ювелирных изделий – кольца, серьги, колье, браслеты, часы – и создать на этой базе уникальные подвески под названием «шарм». Теперь покупатель приобретает не готовое изделие, созданное одним незнакомцем и затем повторенное другим. Клиент из многообразия деталей создает свое собственное украшение, становясь таким образом творцом совершенства.

Именно подвески-шармы генерируют 80% продаж компании. Таким образом, фундаментальным продуктом ювелирного дома стал браслет с шармами. Браслеты, специально разработанные с запатентованной функциональностью, представлены в серебре, золоте, коже и текстиле. Браслеты можно комбинировать с более чем 700 бусинами и клипсами из серебра, золота и муранского стекла с различными комбинациями из драгоценных и полудрагоценных камней.

Неспроста идея шармов пришлась по душе всему человечеству: на основание браслета нанизываются подвески-шармы, символизирующие нечто-то особенное, известное только дарителю и одаряемому. И эти символы всегда с тобой, на запястье, где прощупывается пульс. Ведь также и человек стремится сберечь в памяти самые трепетные моменты жизни, нанизывая их на струны своего сердца.

В Казахстане официальным дистрибьютором ювелирного бренда является компания ТОО «Амадео Центральная Азия»