Зона комфорта

11622

Как выйти на рынок недвижимости на базе успешного ресторанного бизнеса

Фото: Андрей Лунин

В 2011 году компания Parmigiano Group открыла свой первый ресторан в Алматы и с тех пор зарекомендовала себя в качестве одного из самых успешных игроков казахстанского рынка HoReCa. Компания оперирует 25 проектами с разными концепциями, от ресторанов национальной кухни до семейных кафе, и 18 точками сети быстрого питания Mama’s. Многообразие проявляется не только в вариативности подходов к собственно ресторанному направлению, но и в нежелании ограничивать бизнес только его рамками. «Дочке» Parmigiano Group – архитектурному бюро Almaty Vilnius Architect принадлежит авторство всех проектов заведений, а также алматинского ТЦ Colibri и жилого комплекса Esentai City. Последний на сегодня является, пожалуй, самым необычным проектом на алматинском рынке жилой недвижимости.

Но, как считает основатель Parmigiano Group Алмас Абдыгаппаров, идея развития архитектурного направления выглядит странной только на первый взгляд. Один из принципов, которого компания изначально придерживалась в ресторанном бизнесе, заключался в отказе от унификации: Алматы не настолько большой город, чтобы многократно успешно воплощать единую концепцию, да и целевая аудитория заведений Parmigiano Group на тот момент была относительно невелика. При таком подходе отдельное архитектурное решение представлялось той самой составляющей, которая способна подчеркнуть уникальность каждого проекта и привлечь гостей. Чтобы минимизировать риски, было решено не привлекать к разработке дизайна сторонние компании, а создать собственное архитектурное бюро, с обращением к опыту литовской архитектурной школы и ее представителей.

Безопасное жилье

Реализация проекта Esentai City началась в 2016 году. «Со стороны, наверное, складывается впечатление, что на рынке жилой недвижимости мы появились ниоткуда. На самом деле мы долго и планомерно работали в этом направлении, накапливая опыт, анализируя, что можно улучшить, как оптимизировать затраты. Если бы занялись девелопментом шесть лет назад, нам точно было бы сложнее делать то, что мы делаем сегодня», – отмечает Абдыгаппаров.

К моменту запуска проекта акимат Алматы принял решение ограничить высоту застройки в верхней части города. Необходимость вписаться в малоэтажный формат, поначалу воспринимавшаяся как вызов, открыла новые возможности. Трехэтажная застройка, которой были вынуждены ограничивать полет фантазии авторы проекта Esentai City, на поверку оказалась более комфортабельной для проживания, чем даже четырех-, пятиэтажные здания, не говоря уже о высотках. Во-первых, речь идет о сейсмической безопасности. Все здания на территории Esentai City спланированы с расчетом на то, чтобы выдержать 10-балльное землетрясение. Во-вторых, потенциальные покупатели жилья все больше внимания уделяют социальному аспекту безопасности. Если несколько лет назад, по утверждению собеседника, первостепенное значение при покупке недвижимости имела площадь дома или квартиры, то современные семьи предпочитают жилье, пусть компактное, но удобное и безопасное. «Люди вспомнили, что провели детство во дворах, играя с другими детьми. Идея дома, в котором можно спокойно жить, не отгораживаясь от соседей высоким забором, нашла понимание как у молодежи, так и у старшего поколения», – говорит Абдыгаппаров.

Пока Esentai City является, пожалуй, единственным на рынке Казахстана проектом, воплотившим концепцию города в городе. Общий объем инвестиций в проект оценивается в $300 млн. Цена за квадратный метр в среднем 780 тыс. тенге. На площади 46 гектаров в одном из самых престижных районов Алматы, выше проспекта Аль-Фараби, между Ремизовкой и Горным гигантом, расположились 44 таунхауса, построенных в стилистике викторианской Англии. 1500 квартир в современных европейских трехэтажных домах и 56 офисных зданий класса А. Первое, на что обращаешь внимание, попав на территорию комплекса, – отсутствие городского шума (притом что относительно недалеко пролегает одна из самых оживленных магистралей Алматы). С террас, расположенных на крышах домов, открывается впечатляющий вид на горы, а улицы радуют глаз обилием зелени.

«Зеленые» решения найдут воплощение и в организации системы сбора мусора, и в транспортной составляющей – на территории ЖК разместятся сразу две электрозаправочные станции, а неподалеку пройдет маршрут первого в Алматы электробуса. Гости, планирующие задержаться в Esentai City на несколько дней, могут остановиться в Parmigiano Serviced Apartments или же снять номер в отеле, где на площади 6000 кв. м обустроено 80 номеров, банкетный зал, спа и бассейн.

Продать образ жизни

Рынок жилой недвижимости не испытывает дефицита предложения, и становится все труднее побеждать в борьбе за благосклонность покупателя, ориентируясь исключительно на квадратные метры, особенности планировки, наличие систем безопасности, технологичные решения наподобие «умного дома». Поэтому в Esentai City решили сделать акцент на тщательной проработке окружающей инфраструктуры, которая должна обес­печить комфортное проживание и позволить сформировать то самое понятие «образа жизни», которое выделяет проект среди подобных и придает ему дополнительную ценность. В Esentai City все квартиры – с выходом на собственную террасу, свыше 5000 мест для парковки, по территории пролегает несколько километров маршрутов для велосипедных и пеших прогулок, есть уличный бассейн с подогревом, а на одной из центральных улиц располагается аллея из 20 ресторанов и 40 магазинов. В непосредственной близости находятся несколько детских садов и школ, в том числе Haileybury Almaty. Одной из «фишек» призвана стать спроектированная в европейских традициях торговая деревня.

Фото: Андрей Лунин

Разработчики тщательно подходят к подбору партнеров, которые разместят свои заведения на территории комплекса. «Несколько упрощает задачу то, что ресторанную составляющую мы взяли на себя. Кроме того, опыт работы в этом бизнесе позволил нам выстроить множество партнерств и уже на ранней стадии четко представлять, какие заведения нужны и с кем хотелось бы работать. Когда люди видят, что по соседству с их будущим домом откроются хорошие рестораны, химчистки, фитнес-клубы, аптеки, детские центры, магазины, садики и школы, они начинают больше нам верить», – поясняет Абдыгаппаров.

Еще одна причина, по которой опыт работы в ресторанном бизнесе сослужил хорошую службу развитию девелоперского направления, – формирование клиентской базы, лояльной компании и бренду. Абдыгаппаров не боится признаться, что вряд ли решился бы на столь масштабный проект, будучи не уверенным, что он, скорее всего, придется по душе людям, которые знают Parmigiano Group. Хотя в практике компании есть и примеры, когда обладатели квартиры в Esentai City со временем становились завсегдатаями ресторанов Parmigiano Group, механизм привлечения клиентов гораздо чаще работает в обратном направлении. Постоянные гости заведений и гастрономических фестивалей Parmigiano Group, проводимых в Esentai City, нередко принимают решение о покупке квартиры в ЖК.

За два года продано около 600 квартир, 90% покупателей – казахстанцы; есть также граждане России, Саудовской Аравии, стран Европы. Средний возраст – от 30 до 40 лет, при этом наблюдается такой тренд: со временем молодые люди задумываются о том, чтобы перевезти сюда пожилых родителей. В связи с этим компанией разработана программа «Забота о родителях», в рамках которой жильцам Esentai City будут доступны услуги по уборке квартиры, доставке продуктов, а также плановому медицинскому осмотру как дома, так и в расположенной неподалеку клинике.

Некоторые рассматривают приобретение квартиры здесь как инвестицию в будущее детей, а до тех пор сдают ее в аренду. Специально для таких покупателей разработаны ипотечные программы под 5–8% годовых, при этом суммы, выручаемой от сдачи в аренду, достаточно, чтобы полностью покрыть размер ежемесячных выплат.

По мнению Абдыгаппарова, стоимость недвижимости в будущем можно оценить через стоимость аренды в настоящем и наличие развитой инфраструктуры – один из важных факторов, позволяющих сдавать квартиры в Esentay City по более высокой цене, чем в других комплексах подобного класса.

Комплексный подход

В современной градостроительной практике все чаще реализуются проекты, в которых место проживания и мес­то работы располагаются компактно, на относительно небольшом удалении, и жителям мегаполиса нет необходимости ежедневно проводить долгие часы в пробках. Авторы проекта Esentai City придерживались той же концепции – офисное пространство обещает стать важным элементом проекта. Как отмечает Абдыгаппаров, деление на жилую и офисную зоны, помимо прочего, помогло грамотно распределить нагрузку на коммуникации: пик нагрузки электросетей, системы вентиляции в дневное время будет приходиться на офисную часть Esentai City, а в вечернее – на жилую. «Кроме того, если бы мы отдали всю территорию под жилье, комплекс был бы перенаселен. Наконец, офисная зона и прилегающий к ней парк выступят в роли своеобразного буфера, отделяющего жилые кварталы от оживленного проспекта Аль-Фараби», – поясняет бизнесмен.

В отличие от большинства схожих проектов, офисы в Esentai City доступны не только для аренды, но и для покупки. По словам собеседника, такой вариант выгоден как для застройщика, так и для покупателя: первый получает быстрый возврат денег и рассчитывается с банком, второй приобретает собственный офис класса А. Доступны для приобретения офисные площади размером от 140 до 3000 кв. м. Совместно с Народным банком разработана специальная программа финансирования покупки офисов от 5% годовых в тенге, в зависимости от первоначального взноса и срока.

Фото: Зангар Скаков

Офисная составляющая обеспечивает и больший потенциал продаж жилья. Как считает Абдыгаппаров, рано или поздно сотрудники управляющего звена компаний, которые здесь обоснуются, задумаются о возможности переезда в престижный район неподалеку от работы. Близится к завершению строительство первой линии офисных помещений. При этом авторы проекта решили отойти от традиционного дизайна и обратились к стилистике офисов Кремниевой долины. Техническое оснащение полностью соответствует требованиям, предъявляемым к офисным помещениям класса А: на все объекты подведены оптико-волоконные телекоммуникации от «Казахтелекома», а также первый в стране 5G от Altel; арендаторам и владельцам офисов доступна охраняемая наземная и подземная парковка, удобные переговорные комнаты и оснащенные необходимым оборудованием конференц-залы. Изучив рынок, в Parmigiano Group пришли к выводу, что в Алматы сложился дефицит офисов, которые без натяжки можно отнести к классу А. «Офисы в Esentai City – хорошая инвестиция, которая, по нашим расчетам, окупится в течение семи лет, даже если внести первоначальный взнос и погашать кредит, сдавая помещение в аренду», – говорит Абдыгаппаров. Эта возможность, полагает он, представляет интерес для потенциальных инвесторов, которые хотели бы зайти в проект.

«Нередко спрашивают, не возникает ли у нас ревности по поводу того, что на рынке появляются проекты, авторы которых пытаются скопировать формат Esentai City. На самом деле мы только рады, что смогли задать тренд, которому следуют другие. Раз мы придумали хорошую идею и первыми воплотили ее в реальность – это круто», – улыбается бизнесмен.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить