Каковы риски при налогообложении услуг, оказываемых удаленным способом

10933

Для исчисления и уплаты НДС местом оказания услуги следует признавать территорию РК, если казахстанский налогоплательщик приобретает за рубежом услуги, связанные с предоставлением доступа к интернет-ресурсам, техническим обслуживанием, обновлением программного обеспечения, а также в случае оказания услуг связи

ФОТО: pixabay.com

Не секрет, что в век масштабной цифровизации, а также в условиях пандемии непрерывно возрастает спрос на услуги, которые не требуют фактического присутствия «на рабочем» месте. На сегодняшний день, существует множество примеров оказания иностранными компаниями в адрес казахстанских предпринимателей информационных, аудиторских, юридических, консультационных и иных услуг с использованием различных средств связи.

Данный способ взаимодействия вызывает определенные вопросы, связанные с налогообложением доходов нерезидентов, поскольку в указанных случаях важным является такой аспект как правильное определение места реализации товаров, работ, услуг. Исключения составляют случаи, когда нерезиденты образуют в Казахстане постоянные учреждения и их доходы безусловно подлежат налогообложению в Казахстане.

Если же казахстанский налогоплательщик не исчислил и не удержал вовремя подоходный налог у иностранной компании, бремя налоговых обязательств возлагается непосредственно на казахстанское лицо, которое не удержало налог, будучи налоговым агентом. Единственным способом решения данной проблемы является взыскание с нерезидента уплаченных казахстанской компанией налогов в гражданско-правовом порядке, что не всегда реализуемо на практике. Поэтому важно знать какие риски существуют при налоговом учете операций, связанных с услугами, оказываемыми удаленным способом.

Некоторые налогоплательщики ошибочно полагают, что для признания факта приобретения услуг в иностранном государстве достаточно указать в контрактах и первичной документации в качестве места оказания услуги страну, где зарегистрирован иностранный поставщик, а также подтвердить фактическое отсутствие такой компании на территории Республики Казахстан в период совершения сделки.

Например, в отношении управленческих, консультационных, юридических, инжиниринговых, маркетинговых или аудиторских услуг, приобретенных казахстанскими компаниями у нерезидентов, местом оказания услуги всегда будет являться Республика Казахстан, независимо от места пребывания поставщика или его работников. Также в Казахстане возникнут налоговые обязательства у компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах. Данное требование законодательства призвано минимизировать совершение финансовых операций с оффшорными юрисдикциями.

В целях исчисления и уплаты НДС местом оказания услуги следует признавать территорию Республики Казахстан, если казахстанский налогоплательщик приобретает за рубежом услуги, связанные с предоставлением доступа к интернет-ресурсам, техническим обслуживанием, обновлением программного обеспечения, а также в случае оказания услуг связи. Налоговое законодательство предусматривает и другие виды услуг, в отношении которых применяется аналогичный порядок налогообложения, однако, их оказание осуществляется, как правило, в «оффлайновом режиме».

В части обязательств по КПН установление места оказания информационных услуг не является столь однозначным, поскольку налоговое законодательство не предусматривает специальный порядок ведения налогового учета в отношении услуг в сфере IT-технологий.

Поэтому, учитывая специфику информационных услуг, заключающуюся в том, что информационные продукты не являются материальными, следует исходить из локации приобретаемых информационных продуктов в сети Интернет. К примеру, если информация или услуга приобретена с интернет-ресурса, IP-адрес или домен которого зарегистрирован в иностранном государстве, нельзя утверждать, что иностранная компания получает доходы из источников в Республике Казахстан.

Однако, учитывая позицию казахстанских налоговых органов, несколько отличающуюся от практики стран ОЭСР, существует большая вероятность признания в таких случаях доходов нерезидентов в качестве доходов в виде роялти, что повлечет их обложение подоходным налогом.

При таких обстоятельствах единственно верным вариантом будет своевременное принятие мер, направленных на применение сниженной ставки подоходного налога в соответствии с положениями международных конвенций.

Между тем, важно отметить, что доходами в виде роялти признаются платежи за использование или право на использование авторских прав, в том числе на программное обеспечение и объектов интеллектуальной собственности.

На мой взгляд, фискальные органы дают несколько расширительное толкование термину «программное обеспечение», признавая возникновение роялти при получении доступа, например к интернет-ресурсам либо интерактивным сервисам. Данный подход нельзя признавать очевидно правильным, так как в национальном законодательстве об информатизации указанные термины используются в отдельности и определяются как самостоятельные объекты.

Учитывая, что Налоговый кодекс требует применение понятий строго в том значении, в котором они используются в отраслевом законодательстве, данное утверждение имеет одно из существенных значений для вывода о том, что в целях налогообложения интернет-ресурс не должен рассматриваться как программное обеспечение, хотя с технической точки зрения данное утверждение является неоднозначным.

Поэтому правовой подход к рассматриваемому вопросу показывает, что если платежи за приобретаемые услуги в сфере IT-технологий не являются роялти и адреса объектов услуг определяются в Интернет пространстве за пределами границ Республики Казахстан, то доходы нерезидентов не должны признаваться доходами из источников в Республике Казахстана.

Особенности налогообложения сделок в рамках ЕАЭС

Для импортных сделок в рамках ЕАЭС бухгалтерские, консультационные, юридические, аудиторские, инжиниринговые услуги и ряд других схожих видов услуг также будут считаться оказанными на территории ЕАЭС, если они приобретаются лицами, зарегистрированными в государствах-членах ЕАЭС.

При этом в дополнение к данным услугам аналогичный порядок определения места оказания услуг применяется в отношении обработки информации, разработки программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, а также сопровождения таких программ и баз данных.

Вместе с тем, в данном случае, применение законодательства Республики Казахстан для определения соответствия приобретаемых услуг вышеприведенным критериям является не вполне достаточным, поскольку указанные правоотношения регулируются союзным законодательством. Поэтому при рассмотрении той или иной сделки следует так же учитывать законодательство других государств-участников ЕАЭС.

В целом, концептуальные подходы налогообложения международных сделок, совершенных в рамках ЕАЭС, аналогичны порядку ведения налогового учета в отношении сделок с лицами из других государств, хотя и имеют некоторые особенности.

Учитывая изложенное, детальный и всесторонний анализ сделок на предмет возникновения налоговых обязательств позволяет казахстанским предпринимателям максимально определить все возможные налоговые последствия, а также при необходимости своевременно удержать налоги непосредственно с доходов нерезидентов без ущерба своим законным интересам.

Нурлан Зекенов, Советник Юридической фирмы «GK & Partners»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить