Ядерная тусовка

6714

Сегодня, 26 февраля, в Алматы проходит международная встреча по иранской ядерной проблеме с участием Ирана, а также представителей пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, Германии и ЕС. Казахстан выступает в роли радушного хозяина-модератора

Иллюстрация: nnm.ru

Это, конечно, не помешало официальным СМИ заявить о глобальной значимости того факта, что местом проведения данной встречи был выбран именно Казахстан, в свое время отказавшийся от ядерного оружия. К тому же антиядерная политика давно уже стала частью внешнеполитического имиджа нашей республикаОна, например, требует пересмотреть Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Худой мир

В июне прошлого года аналогичная тусовка в Москве, не дала никаких результатов, кроме обтекаемых дипломатических формулировок о важности самого факта диалога. Как тогда заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, «там не было достигнуто каких-то договоренностей по существу иранской ядерной программы, но встреча была, по нашей оценке, весьма полезна с точки зрения понимания тех вопросов, которые предстоит согласовать - как в техническом, так и в юридическом плане». В переводе с дипломатического языка это означает топтание на месте. Но есть и те, кто считает, что лучше такой худой мир, чем хорошая ссора. Похожая ситуация была у подобных встреч в Стамбуле и Багдаде. Алматинский раунд переговоров также вряд ли станет исключением, так как каждая сторона снова хочет большего, чем может дать оппонент. Не похоже, что Россия смогла убедить Иран пойти на серьезные уступки во время переговоров глав МИД России и Ирана Сергея Лаврова и Али Акбара Салехи, которые прошли в Москве 11 февраля этого года. К тому же, как заявил министр иностранных дел Ирана, двусторонняя встреча представителей Ирана и США в рамках алматинской встречи не планируется. В переговорах также традиционно не принимает участие один из ярых противников  Ирана в лице Израиля, чьи интересы представляет Вашингтон, который, в свою очередь, давно пытается столкнуть лбами Иран и Саудовскую Аравию. Частично это уже происходит в Сирии, где Иран стоит на стороне Башара Асада, а повстанцы получают помощь из Турции и некоторых арабских стран, в том числе от саудитов.

Что касается переговоров, то Тегеран заинтересован уменьшить количество введенных против Ирана санкций (Совбез ООН уже принял четыре резолюции, которые наносят серьезный удар по доходам от продажи иранской нефти) и снизить вероятность военных действий. Запад, в свою очередь, хочет установить контроль над иранской ядерной программой, в том числе требуя остановить работы по обогащению урана на заводе в Фордо. Проблема в том, что наличие собственной ядерной бомбы - это уже часть национальной идеи Ирана, его геополитический козырь и важный фактор во внутриполитической борьбе, особенно на фоне предстоящих президентских выборов в этой стране. Но в Вашингтоне, возможно, полагают, что сокращение нефтяных доходов в иранский бюджет спровоцирует массовые антипрезидентские выступления, как это уже было в 2009 году, и приведет к «иранской весне». Хотя информационная война между Ираном и Западом идет уже давно.

В западных СМИ в последнее время появлялось немало целенаправленных утечек о подготовке войны с Ираном. Газета The Guardian со ссылкой на источники в правительстве в свое время сообщала, что Британия готовит планы удара по ядерным объектам Ирана при поддержке США.  Израильская Jerusalem Post написала о том, что Израиль подготовил план авиаудара по 17 иранским ядерным объектам исламской республики с использованием сотен самолетов. Экс-президент Франции Николя Саркози также предупреждал Иран, что по его ядерным объектам могут быть нанесены предупредительные удары, если он будет продолжать свою политику, направленную на создание ядерного оружия. Бывший глава Объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майк Маллен заявлял, что Пентагон рассматривает возможность силового решения иранского вопроса при условии, что Тегеран продолжит идти на конфронтацию с Западом. Конечно, можно предположить, что все эти целенаправленные утечки имели своей целью убедить  Иран оставить все попытки использовать ядерное оружие против Израиля, у которого, кстати, есть свой  «Иерихон-3», с дальностью полета порядка 4800-6500 км, чего вполне достаточно, чтобы достать до Ирана.

Ирония судьбы заключается в том, что задолго до нынешней алматинской встречи наша республика  также не раз попадала в центр информационной войны между Западом и Ираном, вынужденная оправдываться за «информационные утки». Еще в начале 90-х годов, в газете The Chicago Tribune появилась статья о том, что на Ульбинском металлургическом заводе якобы стоят контейнеры с ядерным топливом, на которых был указан некий адрес в Иране. Некоторые эксперты считают, что это послужило поводом для реализации секретной операции «Сапфир», когда в 1994 году из Казахстана в США было вывезено около полутонны высокообогащенного урана за $27 млн. В октябре 2009 года американская газета The Christian Science Monitor опубликовала статью Питера Граера «Следующее ядерное опасение для США - Казахстан?». Свою версию, отраженную в заголовке, автор основывал на отчете, который был подготовлен Центром открытой информации при Национальной разведке США. Граер черным по белому написал, что Казахстан может стать очередной головной болью США, если начнет развивать собственную ядерную программу и установит соответствующие связи с Ираном. А в конце декабря 2010 года неожиданно появляется скандальная информация в Associated Press о тайных поставках казахстанского урана Ирану, которая также не подтвердилась.

Хорошая ссора

Но, как бы ни бряцали «доспехами» конфликтующие стороны, «ястребов», желающих развязать полномасштабную войну, пока еще сдерживают. В сентябре прошлого года появился интересный доклад отставных американских военных и дипломатов о последствиях возможной войны США против Ирана. По их мнению, удар по иранским ядерным и военным объектам, возможно, затормозит исследования Тегерана в ядерной сфере, но полностью не остановит их. Более того, военная операция против Ирана вряд ли приведет к смене режима, а лишь, наоборот, мобилизует нацию, что потребует израсходовать на военную операцию больше ресурсов, чем было истрачено в Ираке и Афганистане за последние десять лет.

Конечно, можно долго рассуждать, к каким выгодам и потерям для тех или иных государств приведет эта гипотетическая война с Ираном, но ясно одно, этот конфликт косвенно затронет Казахстан и другие прикаспийские государства.  Не стоит забывать, что Иран - один из участников каспийской геополитики. Было бы наивным полагать, что военные действия Израиля и США против Ирана ограничатся только рамками его сухопутных границ и не перекинутся на Каспийский регион. Это тем более вероятно, если учесть большую концентрацию здесь западных и, в частности американских нефтегазовых компаний, которые автоматически подпадают в список потенциальных мишеней. Вся проблема заключается в том, что основная масса этих компаний работает в Азербайджане и Казахстане. При этом Баку окажется в более сложной ситуации, так как в глазах Тегерана именно Азербайджан является форпостом расширения американского военно-политического влияния на Каспии.

В результате любых военных действия на Каспии больше всего пострадают именно Азербайджан и Казахстан. В отличие от России, возможные военные действия на Каспии автоматически поставят под угрозу экономическую безопасность этих государств, чей экономической рост в значительной степени зависит от стабильного и безопасного экспорта именно каспийской нефти.

Еще хуже будет, если после свержения режима в Иране, по аналогии с Ираком, здесь начнется партизанская война, что сразу же ухудшит инвестиционный климат в регионе. Война с Ираном может перекинуться и на территорию Афганистана, где проиранское меньшинство станет еще одним очагом сопротивления западной коалиции. В этом случае перспектива газопровода «Туркменистан-Афганистан-Пакистан» опять становится туманной.

С другой стороны, эта война может еще больше увеличить активность Китая в нефтегазовом секторе Казахстана, так как Тегеран уже угрожал перекрыть Ормузский пролив, который является ключевым морским путем, позволяющим экспортировать арабскую нефть и газ в третьи страны, в частности, в США. Но по этому проливу 35% нефти поступает и в Китай, который является больше партнером Ирана, чем противником. В результате Пекину придется еще более активно входить в нефтегазовый сектор Центральной Азии, параллельно участвуя в обеспечении безопасности ее добычи и транспортировки в сторону Поднебесной.

Антиядерная эрозия

Неудачи предыдущих встреч по иранской ядерной программе связаны не только с сильными противоречиями между Ираном и его оппонентами. Проблема намного глубже. Глобальный саммит по ядерной безопасности, который в прошлом году прошел в Сеуле, в очередной раз напомнил о наличии эрозийных процессов, которые идут в традиционной системе нераспространения ядерного оружия. И та критика, которая в последнее время звучит в адрес устаревшего ДНЯО, в том числе со стороны Казахстана, вполне обоснована, так как этот договор не учитывает рост числа региональных конфликтов, которые пришли на смену глобальному ядерному противостоянию времен «холодной войны».

После того, как Индия и Пакистан вошли в «ядерный клуб», стало ясно, что, с одной стороны, ядерное оружие продолжает рассматриваться в качестве единственно надежного инструмента сдерживания, а с другой - оно перестало быть привилегий избранных. Не надо быть семь пядей во лбу, чтобы понять всю взрывоопасность ситуации, когда ядерные боеголовки разбегаются, как тараканы, по разным странам, грозя попасть в руки террористам. И вместо пяти больших ядерных дубин постоянных членов Совета Безопасности ООН стало появляться еще больше маленьких дубинок. Они есть у Индии, Пакистана, Северной Кореи, Израиля. При этом, по данным МАГАТЭ, число стран, обладающих ядерным оружием, в ближайшие годы может удвоиться. Кроме того, в настоящее время существуют более 30 неядерных государства, обладающих сырьем, необходимым для производства ядерного оружия. В МАГАТЭ подозревают, что эти страны сознательно остановились за несколько шагов до создания атомной бомбы, чтобы на них не влиял международный Договор о нераспространении. Но, если понадобится, то из «пороговых стран» они легко могут стать ядерными государствами.

Кстати, напряженная ситуация вокруг ядерной программы Ирана - наглядный пример антиядерной эрозии, где вины Тегерана не больше, чем двойных стандартов со стороны, например, США, которые довольно избирательно относятся к желанию того или иного государства обрести свою «ядерную дубинку». Тот же Пакистан, находящийся не только в состоянии «холодной войны» с Индией, но и под постоянными ударами религиозных радикалов, с точки зрения распространения ядерных технологий и материалов представляет не меньшую опасность, чем Иран, Может быть, поэтому многих больше беспокоит не только рост количества ядерных государств, а система контроля над ядерными материалами. Понятно, что легче их контролировать у нескольких стран, чем у сотни. Вот и придумывают новые способы снизить количество желающих обзавестись собственной технологией обогащения урана. Например, создание международного банка ядерного топлива (БЯТ), от которого казахстанское правительство уже вроде отказалось, сославшись на высокую сейсмичность территории Восточного Казахстана, где хотели этот банк открыть на базе Ульбинского металлургического завода. Удивляет лишь то, что время для такого заявления во время проведения алматинской встречи, с дипломатической точки зрения, было выбрано не совсем удачно. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить