Высокий балл

Как многообещающий инженер-строитель запустил онлайн-школу по подготовке к IELTS

Магжан Советбек - основатель стартапа Dixi IELTS Personal Assistant
ФОТО: © Андрей Лунин
Магжан Советбек - основатель стартапа Dixi IELTS Personal Assistant

Когда осенью 2020 года один из друзей заразил Магжана Советбека идеей создать онлайн-школу по подготовке к международному экзамену IELTS, он осознавал, что заняться этим – значит радикальным образом изменить свою жизнь. К тому времени уроженец Алматы успел окончить бакалавриат Назарбаев Университета по специальности «строительная инженерия», в 2018 году в качестве участника стипендиальной магистерской программы Schwarzman Scholars поступить в пекинский университет Цинхуа, а после окончания магистратуры по направлению «Экономика и бизнес» на протяжении года позаниматься исследованиями по вопросам энергетической политики при Energy Studies Institute в Сингапуре. Правда, по словам 26-летнего Магжана, понимание того, что его будущая профессиональная деятельность, скорее всего, не будет связана со строительной индустрией, пришло к нему еще во время учебы в Назарбаев Университете. «Меня часто спрашивают, не жалею ли, что столько времени и сил потратил зря. Сожалений нет, да и не сказал бы, что тот период оказался бесполезным. Инженерная школа дала огромное количество навыков, полезных для жизни. Это умение работать в команде, обрабатывать большие объемы информации, оперативно решать поставленные задачи, быстро обучаться новым вещам, плюс отличное знание английского языка», – говорит основатель стартапа Dixi IELTS Personal Assistant.

Перспективный рынок

Вспоминая собственный опыт подготовки к сдаче международного экзамена, Магжан отмечает, что всего за несколько лет казахстанский рынок в этой области изменился радикальным образом. В 2013 году, будучи учеником 11-го класса, он самостоятельно искал преподавателя, занимавшегося подготовкой к IELTS, через сарафанное радио. О специализированных центрах и их рекламе в социальных сетях не было и речи, в итоге найти педагога помогли связи школьной учительницы английского языка.

Во всем мире, рассказывает собеседник, ежегодно сдают IELTS примерно 3 млн человек. Недавно был опубликован отчет о глобальном рынке IELTS, и сам этот факт свидетельствует о том, насколько актуально данное направление. Не остается в стороне от глобальных тенденций и Казахстан. «Мне трудно говорить о конкретных цифрах, но как человек, работающий в сфере подготовки к IELTS, могу сказать, что рынок объемный и раздробленный. Есть много образовательных центров, частных тьюторов, продвигающих личный бренд, практикуются различные форматы обучения в зависимости от запроса со стороны студентов. Кто-то говорит, что при подготовке онлайн не получает необходимого объема знаний: для таких людей принципиально важна возможность обучения в офлайн-формате. Для сильно загруженных, для жителей регионов, у которых нет времени или возможности посещать занятия в аудитории, подготовка онлайн становится выходом из положения», – поясняет Магжан.

Рынок дополнительного образования в Казахстане никак не регулируется, и готовить к IELTS, по сути, может любой человек, обладающий, на его собственный взгляд, необходимыми знаниями и способный завоевать доверие аудитории. По словам собеседника, центры, ведущие групповые занятия, работают по общей программе, не рассчитанной на индивидуальный подход. Выявить уязвимые места в подготовке отдельно взятого ученика и точечно проработать их способен персональный наставник, или тьютор, но стоимость его услуг довольно высока и может колебаться от 50 тыс. до 120 тыс. тенге в месяц. В свою очередь, для студентов важным критерием при выборе преподавателя наряду с ценой являются готовность давать обратную связь, результаты его выпускников и собственный балл педагога. «В свое время я сдал IELTS на 8,5, возможно, кого-то из студентов этот факт заставил сделать выбор в нашу пользу», – улыбается Магжан.

ФОТО: © Андрей Лунин

Приняв решение о запуске стартапа, он сделал выбор в пользу исключительно онлайн-модели, что позволило минимизировать вложения, расширить географию охвата за счет учащихся из других стран и защитило от влияния рисков в виде локдаунов. Dixi IELTS развивался по принципам экономичного подхода. На первых порах команда отказалась от идеи вложения денег в создание собственной платформы, посчитав такой шаг неоправданно дорогим. По оценкам Магжана, речь может идти о десятках тысяч долларов для базового продукта. В связи с этим было принято решение использовать ресурсы специальной площадки для размещения онлайн-курсов Courstore, по мере развития проекта дорабатывать продукт и копить необходимые средства, чтобы впоследствии разработать собственную платформу.

Сегодня в команду Dixi IELTS помимо основателя администратора и smm-менеджера входят несколько педагогов. Кто-то ведет практические сессии по разъяснению видеолекций, записанных Магжаном, кто-то проверяет домашние задания, обеспечивает обратную связь. «Все наши педагоги – местные, с опытом подготовки к IELTS. Знаю, что на рынке есть запрос на уроки с носителями языка, но сам не вижу в этом особой необходимости. С точки зрения образовательной ценности человек, не являющийся носителем языка, может дать ученику больше: он сам проходил этот путь, понимает проблемы, с которыми сталкивается студент, может лучше объяснить детали – как строить предложение, в каком контексте использовать идиому. С носителем хорошо практиковаться для преодоления языкового барьера на более высоких уровнях, но если речь идет о том, чтобы просто подготовиться к экзамену, то с этим местные педагоги справляются замечательно», – уверен Магжан.

Говоря о самых проблематичных для казахстанцев пунктах подготовки к IELTS, он в первую очередь называет письменные задания. Поднимать этот навык, отмечает собеседник, очень тяжело, нужна кропотливая работа со стороны как ученика, так и преподавателя. Первому нужно не бояться писать эссе, а второму – обеспечивать обратную связь. То же самое можно сказать и про speaking, но студенты чувствуют потребность улучшать эту составляющую, понимая ее важность для самопрезентации.

В целом, замечает Магжан, спрос на услуги по подготовке к IELTS растет. «Мы невесело шутим, что чем меньше образовательных перспектив видит в Казахстане молодежь, чем больше желающих обучаться за рубежом, тем больше у нас клиентов. На рост рынка влияют также демографический фактор и растущая осведомленность о возможностях обучения за рубежом», – объясняет собеседник. Основная аудитория Dixi IELTS – молодые работающие профессионалы в возрасте от 22 до 25 лет, у которых нет времени на посещение офлайн-занятий. Они получили первое образование на родине, имеют опыт работы и хотят поступить на программы бакалавриата и магистратуры в зарубежные вузы. За полтора года существования Dixi IELTS его курсы прошли около 1,5 тыс. человек, которые затем набрали средний балл 6,61. Этого результата, утверждает основатель стартапа, как правило, достаточно для поступления в зарубежные вузы. 90% студентов – казахстанцы, но услугами Dixi IELTS также пользуются слушатели из России, Кыргызстана, Узбекистана и Молдовы. Иностранцы узнали о проекте благодаря роликам в Tiktok, которые снимает сам Магжан.

Оптимальный формат

В процессе работы команда Dixi IELTS корректировала формат подачи материала. В частности, изначально пользователям было доступно три тарифных плана по цене за месячный курс от 10 тыс. до 40 тыс. тенге, в зависимости от объема обратной связи. Самый доступный пакет был рассчитан на тех, кто готов учиться самостоятельно, но практика показала, что такая подготовка оправдывает себя при относительно высоком уровне владения языком или в том случае, если студент уже пытался сдавать IELTS. Тем же, кто готовится к первому экзамену, не очень хорошо оценивает свои слабые стороны и страдает от нехватки дисциплины, без помощи наставника не обойтись.

«При первом запуске столкнулись с тем, что только 10% слушателей дошли до конца курса, хотя, казалось бы, мы разработали хорошую базу и программы персональной подготовки. Впоследствии решили изменить формат, добавив кураторство. Кроме того, стало понятно, что одна из причин низкого процента завершаемости курсов была связана с чрезмерной нагрузкой. Задания шли очень плотно, мы давали жесткие дедлайны, и студентам, которым приходилось совмещать курсы с работой или учебой, просто не хватало времени. Мы увеличили продолжительность курсов до двух месяцев, добавили кураторство и онлайн-встречи на все тарифные планы, но подняли расценки. Двухмесячный курс теперь обходится в 90–160 тыс. тенге, это соответствует средним расценкам по рынку», – рассказывает Магжан.

Со временем организаторы проекта отказались от идеи массового обучения. Если на первый поток зарегистрировались 100 студентов, то впоследствии было принято решение сократить численность учащихся на одном курсе до 20 человек. Преимущества такого подхода, по словам собеседника, ощутили и студенты и преподаватели – первым стало проще получать обратную связь, а вторым – проводить эксперименты в отдельных группах. Отбор как таковой не ведется, необходимое условие – чтобы кандидат на подготовку к IELTS владел английским на уровне не ниже Intermediate.

В сентябре прошлого года Dixi IELTS участвовал в проекте «Бизнес Бастау», организованном НПП «Атамекен», и получил грант в размере 583 тыс. тенге. На эти средства команда приобрела оборудование для записи курсов. Месяцем позже стартап, к тому времени принявший участие в программе Techpreneurs от Astana Hub, стал призером конкурса Jas Talents Challenge, проводившегося по инициативе компании Jas Venture Almaty. Награду в размере 500 тыс. тенге было решено использовать на аренду онлайн-платформы и маркетинг для тестирования первичной версии продукта. Участие в программе Astana Hub, отмечает Магжан, стало полезным для проекта с точки зрения как материальной, так и образовательной поддержки, начиная от бесплатного рабочего пространства и заканчивая вебинарами и мастер-классами, на которых можно было приобрести полезные технические навыки, а также знания по развитию и продвижению продукта.

Сейчас команда работает над запуском курса IELTS 9.0, который станет ее основным продуктом. Предстоит создать огромное количество алгоритмов: какие задания давать студентам с разным уровнем знаний, какие упражнения помогут исправить определенные ошибки, сколько времени отводить на выполнение тех или иных заданий. Это сложные алгоритмы и сложная работа, подчеркивает Магжан. Собрав достаточное количество данных, стартап, возможно, будет использовать искусственный интеллект для оценки знаний по writing и speaking. В целом, говорит основатель, ИИ на этом рынке пока используется не очень активно, в отличие, например, от подготовки к SAT – экзамену для поступления в колледжи США.

В перспективе он рассматривает возможность выхода проекта за пределы Казахстана. «В качестве целевых рынков мы рассматриваем все развивающиеся страны. Очень интересны, например, Узбекистан, где сегодня велик интерес к изучению английского языка, или огромный рынок Индии. Но прежде, чем говорить об этих планах, предстоит серьезно поработать на домашнем рынке», – отмечает Магжан.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
1302 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить