Зачем коллекционеры Смагулов, Арно и ДиКаприо приобретают дорогие предметы искусства

17233

Кто и зачем вложил $170 млн на создание собственного музея

Обращали ли вы внимание на скульптуры и картины, находящиеся в зданиях банков или крупных фирм? Для чего такие компании, как Газпром, J.P.Morgan и UniCredit, приобретают крупные корпоративные коллекции дорогостоящих объектов искусства, которыми украшены стены и офисные пространства?

Рубеж XVIII-XIX веков был периодом формирования среднего класса и буржуазии в Европе. Именно они пришли на смену королевским семьям и церковным служащим, став коллекционерами предметов искусства. С тех пор рынок искусства пережил некоторые перемены и объекты высокой художественной ценности стали отдельной категорией товаров, имеющей существенное количество отличий в вопросах налогообложения во многих странах.

Например, во Франции, налог на ввоз предметов искусства составляет 5,5%. Это в 3 раза ниже, чем налог на большинство импортных товаров - 18,6%. Помимо этого, французское правительство вычитает 100% стоимости купленной работы из суммы, которые компания должна оплатить стране, в случае если работа выставлена в офисе компании или публичном пространстве.

Бизнесмены с огромным капиталом также часто прибегают к подобным инвестициям в культуру ради собственного и общественного блага.

В октябре 2019 известный коллекционер Франсуа Пино объявил об открытии собственного музея в Париже, которое планируется на июль 2020. Гражданин Франции с состоянием $35 млрд владеет конгломератом Kering, в который входят такие бренды, как Gucci, Yves Saint Laurent, Boucheron, Brioni, Balenciaga и т.д.

Проект музея был поручен японскому архитектору Тадао Андо. Будущий музей будет располагаться рядом с Лувром, в здании бывшей фондовой биржи. Пино потратит на проект $170 млн. Данная сумма является относительно небольшим вложением, поскольку содержимое самого музея оценивается намного дороже.

В коллекции Франсуа Пино, которую на сегодняшний день можно увидеть в Венеции, собраны работы Дэмиена Херста, Синди Шермана и Джеффа Кунса. Произведения этих художников по стоимости близки к ценам на недвижимость премиум-класса в мировых столицах.

Двумя годами ранее другой французский предприниматель и коллекционер Бернар Арно открыл двери музея Foundation Louis Vuitton. Арно является вторым самым состоятельным человеком в мире благодаря Louis Vuitton, Moёt & Chandon, Hennessy. LVMH также включает в себя Hublot, Bvlgari, Tiffany&Co, Christian Dior, Dom Perignon и многие другие люксовые марки.

Ответственным за облик здания стал Фрэнк Гери, известный архитектор Театра Уолта Диснея в Лос-Анжелесе и музея Гуггенхайма в Бильбао. Выставки, проходящие в музее, посвящены таким авторам, как Эгон Шиле, Жан-Мишель Баския и Шарлотта Перриан. Пино и Арно приобретают произведения самых значимых художников XX и XXI веков на протяжении многих лет и могут похвастаться коллекциями, сравнимыми с экспозициями крупнейших государственных музеев.

Однако не обязательно входить в список богатейших людей мира для того, чтобы пополнить ряды коллекционеров. Голливудского актера итальянского происхождения Леонардо ДиКаприо можно увидеть как на благотворительных вечерах, посвященных решению экологических проблем, так и на торгах Christie’s и Sotheby’s. ДиКаприо является большим почитателем таланта Энди Уорхола и упомянутого ранее Жана-Мишеля Баскии. Оба художника относятся к важнейшим представителям художественной сцены Нью-Йорка 60-80-х годов прошлого века.

Еще один ценитель работ Уорхола проживает в Казахстане.

Бизнесмен, меценат и коллекционер Нурлан Смагулов называет американца любимым художником своей семьи. Одно из произведений, находившееся в его коллекции, было подарено музею имени Кастеева в 2017.

Бывший владелец передал портрет Джеки Кеннеди в собственность государственному музею, поскольку считает, что картина должна храниться не дома или в офисе, а «выставляться в нашем музее». Среди объектов искусства, принадлежащих учредителю Astana Group и сети ТРЦ «MEGA», можно найти работы Фернана Леже и множества казахстанских художников.

Итак, вышеупомянутые любители прекрасного входят в число самых влиятельных коллекционеров мира. Является ли эстетическая составляющая единственным фактором, ради которого состоятельные люди покупают скульптуры и полотна?  

Бернар Арно утверждает, что творческая составляющая его деятельности всегда была важнее денежных аспектов.

Леонардо ДиКаприо проводит аукционы для сбора средств в защиту окружающей среды, а Нурлан Смагулов считает своим долгом сохранить культурное наследие для будущих поколений.

Без сомнений, все эти причины играют весомую роль для коллекционеров предметов искусства. Тем не менее, помимо статуса филантропа, владельцы художественных произведений получают различные финансовые привилегии в зависимости от местонахождения коллекции. Соответственно, помимо эмоциональной подоплеки, покупку предметов искусства можно рассматривать как инвестиции и бизнес.

На примере Энди Уорхола мы видим, что работы, стоившие не более тысячи долларов в 60-70-х годах, через пятьдесят лет достигли рекордных сумм в сотни миллионов долларов.

Существует множество причин, которые могут влиять на рост цен предметов искусства. Среди них: возраст объекта, имя художника, мода, задаваемая известными коллекционерами, и многое другое. Проводя параллель с ценными бумагами, можно сказать, что события в сфере искусства решают судьбы произведений и их авторов так же, как политические события влияют на колебания стоимости акций на бирже.

Впрочем, у предметов искусства есть приятное свойство - по сравнению с акциями они не падают в цене и не зависят от колебаний курса валют. Следовательно, для того чтобы понимать потенциал роста цены на определенные работы, коллекционеру важно следить за новостями мира искусств, как акционер следит за мировыми новостями, либо обратиться к арт-советнику или брокеру.

В целом рынок искусства кажется непредсказуемым на первый взгляд, но в нем имеются определенные тенденции. Как и в случае с биржевыми акциями, здесь существуют более и менее рискованные вложения. Вне зависимости от наличия художественного образования, имена Пикассо и Ван Гога знает каждый. Произведения авторов этого уровня стабильны в цене, а также обладают высокой ликвидностью, поскольку спрос на них не снижается.

Такое приобретение будет прекрасным вложением для человека, желающего сохранить денежные средства с наиболее низкими рисками, подобно акциям компании Google, имеющей стабильное положение на фондовой бирже много лет. Передача подобных предметов культурной ценности в качестве наследства детям и внукам является одним из отличных способов сохранения капитала для членов семьи.

Тем, кто желает приумножить свое состояние с помощью предметов искусства, следует обратить внимание на молодых художников. Люди, вкладывающие деньги в мировые финансовые потоки, могут инвестировать в работы молодого художника как в стартап. Выпускник элитного художественного училища может стать новым Василием Кандинским, но также может остаться незамеченным.

Если вам повезло и ваше (или вашего арт-советника) эстетическое чутье навело на начинающего, но талантливого и перспективного художника, то прирост в цене может составить сотни, а то и тысячи процентов в срок менее 5 лет. Так случилось с работой Оскара Мурильо. Его картина, написанная в 2011, была продана в тот же год за $7 тыс.

А в 2014 эту же картину купили за $401 тыс. на аукционе «Филлипс». Таким образом, прибыль владельца составила 5600%. Подобные скачки регулярно происходят на международном рынке искусств в силу большого количества коллекционеров, арт-дилеров и их высокой активности.

Внутри Казахстана тоже развивается деятельность местных художников, галеристов, кураторов и коллекционеров. К примеру, работы Калмыкова и семьи Аканаевых можно найти во многих частных коллекциях, а онлайн-арт-площадки дают доступ к творениям новых авторов. Современные казахстанские галереи проводят образовательные мероприятия для ознакомления публики с действующими художниками.

Если интерес к отечественному искусству будет продолжать расти, то можно рассчитывать на развитие рынка и рост цен на работы нового поколения живописцев, скульпторов и фотографов.

Пока казахстанское искусство слабо задействовано на мировой сцене и о его роли говорить очень рано. Но мы можем надеяться, что однажды произведения лучших казахстанских творцов будут пользоваться спросом за границей.

В заключение отметим, что всегда самым важным аргументом в пользу покупки должно быть личное желание иметь во владении ту или иную работу. Произведение искусства будет достойной частью вашей коллекции, если оно приносит эстетическое удовольствие, имеет символическую ценность, прекрасно вписывается в интерьер и финансово комфортно. В лучшем случае вы станете счастливым обладателем ценного артефакта и, возможно, войдете в список меценатов, повлиявших на ход культурной истории, поддержав молодой талант.

Мариам Мусаханова, куратор

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить