Чтобы выбраться из болота, нужны реформы

7450

Независимый экономист рассуждает о том, какие изменения нужны в госуправлении

ФОТО: pixabay.com

Касым-Жомарт Токаев, выступая на расширенном заседании правительства 24 января, критически отозвался о ходе реформ в стране: «Надо признать: темпы реализации реформ замедлились. Этот факт констатируют международные и отечественные эксперты… Реформы, как известно, требуют воли и решительности. Именно к этому я призываю правительство… Пока же основные решения принимаются государственным аппаратом медленно, с оглядкой на многочисленные нормативные акты, со ссылкой на необходимость межведомственного согласования. Так работать в условиях ужесточения международной конкуренции и с учетом справедливых требований народа уже нельзя. Реформы придется проводить буквально «через колено».

Причину проблем он видит в недостаточной эффективности госаппарата: «Президент не может выступать в качестве «надсмотрщика», заставляя чиновников быстро и качественно выполнять необходимую работу, контролировать ход реализации программ. Кстати, и премьер-министр не должен работать в таком режиме. Перед ним стоят совсем другие задачи. Поэтому госаппарат должен функционировать эффективно и оперативно».

Далее, уже в другой части выступления, Токаев дает более развернутую оценку госуправлению: «Серьезный вопрос – менталитет и стиль работы госслужащих. Они должны быть ориентированы на результат, а не на бесконечную переписку и перекладывание ответственности… В итоге забюрократизированный процесс согласований приводит к принятию «выхолощенных» документов, ориентированных на формальную сторону исполнения поручений, а не на достижение реальных результатов… С другой стороны, нужно ставить системные барьеры такому распространенному явлению, как пустой «креатив», прожектерство и тактика быстрых побед любыми способами. Как правило, такие победы являются показухой и достаются дорогой ценой – подогнанной статистикой, неэффективными бюджетными тратами, простаивающими заводами, неиспользуемой инфраструктурой. В целом проблем много, но готовых рецептов нет. Поэтому требуется вдумчивое и конструктивное обсуждение, выработка практических решений».

Если ознакомиться с оценкой эффективности госуправления в разных странах, осуществляемой Всемирным банком в рамках проекта Worldwide Governance Indicators, то Казахстан входит в число середняков c 54,3 балла (для сравнения: у лидирующей Финляндии – 99,04, у аутсайдера ЦАР – 2,88). Конечно, не стоит на этом успокаиваться. И, безусловно, качество госуправления непосредственно связано с темпами и качеством реформ.

Надо сказать, недостатки, перечисленные президентом, характерны для многих стран, то есть не являются нашей особенностью. Также с давних пор известно, что любые реформы госуправления, ограниченные рамками самого госаппарата, к успеху не ведут. Это что-то вроде вытаскивания себя из болота за волосы бароном Мюнхгаузеном. Сколько было таких перетрясок, а воз и ныне там.

Но есть давно апробированные, доказавшие свою эффективность меры. Это и перераспределение властных полномочий от центра к периферии, и развитие местного самоуправления, и усиление значения народного представительства, и реальный общественный контроль, включая свободные СМИ, и передача части регуляторных и надзорных функций частному сектору. В странах с высокой оценкой эффективности госуправления именно так и было сделано. Во всех же остальных что-то делалось, но в полном объеме не реализовано. Решиться на осуществление таких мер сложно – это как отречься от чего-то привычного и броситься в пучину неизведанного. Но положительный эффект, уверен, будет.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить