Выборность акимов и проблемы государственно-частного партнерства

9942

Постепенно бизнес в Казахстане сталкивается с государственно-частным партнерством. Но мало кто знает, что такое государственно-частное партнерство, какие бывают сложности по таким проектам. Попробуем осветить эти сложности

Фото: techcrunch.com

В бизнесе очень популярны такие взаимоотношения как совместные предприятия и консорциумы. Разные компании объединяют свои ресурсы или усилия, чтобы получить и разделить общую прибыль. Например, в 1993 году у компании Disney не было опыта и персонала по разработке мультфильмов на компьютерах, а у Pixar не было лишних финансовых средств и опыта по прокату фильмов в кинотеатрах. Компании Pixar и Disney решили объединить свои усилия через партнерство. В частности, студия Pixar обязалась разрабатывать сюжеты и рисовала мультфильм на своих мощных компьютерах, а Disney обязалась финансировать затраты Pixar на сумму $26 млн и обеспечивать прокат будущего  мультфильма. Партнерство принесло первый мультфильм – «История игрушек» (Toy Story). В результате партнерства общая прибыль от проката ленты принесла около $362 млн и, по всей видимости, перекрыла в 10 раз инвестиции партнеров.

Государственно-частное партнерство – это тоже партнерство по объединению различных ресурсов, но с той разницей, что одной из сторон выступает государственный орган. Вполне вероятно, что государственно-частное партнерство может значительно уменьшить государственные расходы, так как затраты разделяются в разных пропорциях между государством и частным инвестором. Государственно-частное партнерство выгодно государству в условиях дефицита бюджета.

Инициация ГЧП проекта частным партнером

Допустим, частный инвестор предлагает акимату заменить городское освещение на более экономное с помощью LED-ламп. На практике ситуация иная. Потенциальный частный партнер теоритически вправе инициировать проект ГЧП согласно статье 44.1 закона РК о государственно-частном партнерстве, если у него имеется объект, находящегося у него на правах собственности или долгосрочной аренды, который будет задействован в таком проекте ГЧП.

Статья 6 Гражданского Кодекса РК требует толковать нормы права буквально. Если делать это, то необходимо дать понятие слову «объект», который находится на правах собственности или аренды. Согласно статье 115 Гражданского Кодекса РК, объектами прав собственности и аренды могут быть деньги, акции, доли участия, движимое и недвижимое имуществе, а также нематериальные объекты прав. Это означает, что, имея любое необходимое имущество в собственности или в аренде, частный партнер может инициировать проект ГЧП.

Вопреки этому, квазигосударственные институты по поддержке ГЧП придерживаются иного толкования, указывая, что под объектами подразумеваются только объекты недвижимости, такие как здания, сооружения, земельные участки. Просто так частник не может инициировать проект ГЧП. Если принять во внимание это противоположное и расширительное толкование, можно прийти к выводу, что логика государственных институтов заключается, вероятно, в том, чтобы только государственный партнер мог инициировать ГЧП проект, по аналогии с государственными закупками.

Является ли такой подход эффективным? Давайте посмотрим на практике.

Инициация ГЧП проекта государственным партнером

Законодательство Казахстана о государственно-частном партнерстве концептуально похоже на немецкое законодательство. Немецкое законодательство отдает предпочтение тому, чтобы государственные партнеры инициировали проекты ГЧП, проводили конкурсы по выбору частного партнера на проекты. В последнее время Германия переходит от концессий к государственно-частному партнерству довольно успешно.

В Казахстане ситуация иная. Сложность на самом деле заключается в том, что акимы в Казахстане не является выборными в отличие от германских бургомистров, крейстагов. На практике акимы с высокой вероятностью сами не придумают проекты ГЧП: им либо не хватает деловой изобретательности, либо не хватает опыта по реализации ГЧП проектов, либо нет желания утруждать себя лишними хлопотами. Естественно, если местным акимам дают поручения «из центра» по развитию проектов ГЧП, они пребывают в легком унынии, либо в негативной прокастинации.

В демократических развитых странах кандидаты на должность мэра или губернатора на выборах обещают решить определенные проблемы города или округа. Побеждает тот кандидат, предложения которого в большей мере интересуют жителей города или округа. Во время выборов идет сортировка нужд и потребностей общества, которые в будущем должны стать государственными закупками, концессиями или проектами ГЧП. Например, если кандидат в мэры обещал электорату сделать экономное и экологическое освещение в полуосвещенном районе, после победы на выборах он приступит к выполнению своих обещаний, демонстрируя свой пылкий энтузиазм, деловую хватку и энергию политика. Он будет инициировать государственные закупки либо проект ГЧП в этом городе.

В Казахстане аким назначается президентом. Он должен выполнять цели и задачи, предписанные законом, а на практике, по всей вероятности, обеспечить максимальную лояльность и поддержать сильную центральную власть Астаны. Если нет выборов акимов, то и нет выявления местных нужд и сортировки конкурирующих потребностей. Почти все потребности населения определяются, как давным-давно в Советском Союзе, то есть в различных кабинетах  Дома министерств на Орынбор, 8.

Качество работы акима, возможно, измеряется уровнем его лояльности Акорде и предоставлением статистики «центру». Чтобы успешно выполнить государственные задачи и программы на местах, акиму, вероятно, достаточно сделать хороший отчет с играющими цифрами и потратить бюджетные деньги через государственные закупки.

Факт назначаемости акимов почему-то упорно игнорируется законодателем в последние 20 лет при разработке законодательства о государственно-частном партнерстве, законодательства о государственных закупках, законодательства о концессиях и законодательства об образовании.

Законодатель должен определиться:

1. Либо акимы должны быть выборными на всех уровнях, чтобы копируемые нами законы из развитых демократических стран могли полноценно функционировать;

2. либо все эти законы должны давать местным жителям право инициировать проекты ГЧП, возможность определять бюджеты и приоритеты государственных закупок, определять расходы на местное образование в расчете на одного школьника.

Второй подход вполне реализуем через интернет-голосование и ЭЦП, но не решает вопроса мотивации местных исполнительных органов, так как акиму необходимы энтузиазм, деловая хватка и энергия, чтобы преодолевать все бюрократические сложности по ГЧП проектам. Рассмотрим эти сложности в следующей статье.

 Продолжение следует.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить