Влияние извне или Как в России решат проблему-2024

4901

Если в РФ модернизационные процессы будут активными, то это стимулирует модернизацию в РК

Про политические и экономические события у нашего северного соседа писать проще, чем про отечественные. Во-первых, потому что информации о том, что происходит на самом верху, гораздо больше, чем у нас. Во-вторых, интересные вещи, вызывающие оживленное обсуждение во всем мире, происходят гораздо чаще.

Конечно, совсем не хочется оказаться втянутыми в конфликты наподобие сирийского или ливийского и тем более, посылать туда своих солдат. Или оказаться в центре скандалов, связанных с разными неприятными криминальными историями. И пока, слава богу, чаша сия нас минует. Но, главная тема для обсуждения: как там у них собираются решать проблему-2024.

15 января Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию предложил внести изменения в конституцию страны, которые увеличивают политический вес Государственной думы: теперь она будет утверждать кандидатуры премьер-министра и членов кабинета, а президент не будет вправе отклонить решение парламента. То есть, наметился явный дрейф в сторону президентско-парламентской республики. Когда этот номер выйдет из печати, уверен, будет выдвинуто множество различных версий того, что бы это значило. Благодатную пищу для политологов и конспирологов даст также новое назначение Дмитрия Медведева – заместителем председателя Совета безопасности.

Однако гораздо интереснее, на мой взгляд, вопрос о том, насколько Россия готова к модернизации. Нравится нам это или нет, но мы находимся в российском информационном пространстве. И все, что происходит там, так или иначе проецируется на нашу страну, на местное общественное сознание. И если в России модернизационные процессы окажутся активными, то это стимулирует модернизацию у нас. Если же они будут законсервированы, то наша модернизация, возможно, и не встанет (если, конечно, вообще будет иметь место), но протекать будет гораздо медленнее.

Московский центр Карнеги провел исследование на тему «Дети Путина»: кто будет править Россией после 2024 года?» Авторы, Андрей Колесников и Денис Волков, провели две серии экспертных интервью с лицами, так или иначе вовлеченными в переход страны из политического цикла 2018–2024 годов в период после президентских выборов: кто-то – непосредственно участвуя в нем, иные – косвенно.

По мнению исследователей, главная забота российского истеблишмента на период 2018–2024 годов – не модернизация страны, а обеспечение плавного и безопасного для политических, управленческих и бизнес-элит транзита власти. А это значит, что изменения не затронут политические основания системы – централизованной и государственно ориентированной, авторитарной и в высокой степени персоналистской.

Возможно, озвученные изменения конституции являются одним из элементов запланированного транзита. Однако надо иметь в виду, что все оценки будущего основываются на сегодняшней действительности. Завтра будут другие обстоятельства, а значит, и другие стимулы, мотивы. Какими они будут – никто не знает. Но подмена модернизации ее имитацией может отрицательно сказаться на российской экономике, которая и так переживает не лучшие времена. И если так произойдет, то это приведет к изменениям в настроениях элит и их лояльности власти. Собственно говоря, этот процесс уже идет. Возможно, он не заметен в среде представителей высшей бюрократии и крупного бизнеса, но более чем очевиден в культурной среде, а это о многом говорит.

Личный опыт общения автора с чиновниками и бизнесменами довольно высокого уровня свидетельствует, что в Казахстане необходимость реальной модернизации осознается чуть ли не всеми поголовно. Но риск неизвестности немного пугает, хочется внедрять перемены потихоньку, аккуратно. И процессы у соседей на нашу осторожность, несомненно, влияют.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить