Власти будут мониторить финансы благотворительных некоммерческих организаций
Поправки в законодательство по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, одобрили в среду, 11 декабря, депутаты мажилиса в первом чтении. В числе новшеств - контроль за некоммерческими организациями, собирающими пожертвования
- В целях реализации международных стандартов в законопроект включены новеллы, связанные с защитой некоммерческого сектора от использования их в целях финансирования терроризма. Требования будут распространяться на благотворительные организации и религиозные объединения, обращающиеся за добровольными финансовыми и другими пожертвованиями, - сообщил первый заместитель премьер-министра - министр финансов Алихан Смаилов, выступая перед депутатами.
Он пояснил, что эти нормы вводятся по рекомендации ФАТФ, поскольку, по его словам, «согласно исследованиям международных организаций, именно религиозные и благотворительные организации наиболее подвержены риску финансирования терроризма, поскольку занимаются именно сбором, распространением денежных средств».
Почему даже 100 тенге, отданные на благотворительность, важны
Это объясняли за круглым столом, собранным фондом Halyk при участии руковод... →
- В отношении этих НКО будут требования, направленные на то, чтобы они свои платежи и переводы осуществляли только через субъекты финансового мониторинга, а также предоставляли по запросу финансовую отчётность по отдельным операциям, а также хранили информацию об этих операциях в течение пяти лет, - уточнил Смаилов.
- Нам вообще, откровенно говоря, ещё, наверное, только предстоит определиться с характером угроз для некоммерческих организаций. Меры финансового надзора не должны препятствовать работе, законной деятельности этих организаций, - подчеркнул председатель мажилиса Нурлан Нигматулин. - Здесь важно обеспечить осведомлённость самих НКО в отношении потенциальной опасности и уязвимости. Нам нужно не допустить, чтобы расширение этого списка стало поиском какой-то чёрной кошки в темной комнате. Нам не нужны очень жёсткие, драконовские меры, потому что мы знаем, что всё это может закончиться очень банально - может просто угаснуть любая деятельность некоммерческих организаций. Мы не должны допустить такого.
В числе других новшеств, предлагаемых законопроектом, - изменения в процедуры финансового мониторинга, такие как надлежащая проверка клиента, проведение внутреннего контроля и направление сообщения о подозрительной операции. Уполномоченный орган в сфере финансового мониторинга наделяется полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении субъектов финансового мониторинга, у которых отсутствует государственный орган-регулятор.
Также пересмотрены составы административных правонарушений субъектов финансового мониторинга, уменьшены санкции на основе анализа рисков. Регламентируются процедуры международного взаимодействия для уполномоченных органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), в том числе по розыску и возврату преступных активов.
Отдельный блок поправок направлен на совершенствование антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении. Смаилов пояснил, что нормы разработаны Комитетом национальной безопасности и направлены на повышение эффективности антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, посредством отраслевого подхода.
- Данный подход нацелен на выстраивание систем безопасности объектов, уязвимых в террористическом отношении, в привязке к потенциальным террористическим угрозам для таких объектов и их специфике. Поправками предусматривается: уточнение компетенции правительства и центральных государственных органов в сфере организации защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении; оптимизация практических мер по их защите, реализуемых собственниками и руководителями; обеспечение прозрачности проверок состояния антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, - уточнил он.
Этот блок изменений тоже вызвал особый интерес депутатов. Татьяна Яковлева, сославшись на результаты проверки КНБ, привела такие данные:
- В 2019 году при проверке более 10 тыс. объектов, подведомственных госорганам, были выявлены нарушения в 35% из них. Это в первую очередь важные государственные стратегические объекты, в том числе объекты образования и здравоохранения. Ежегодные проверки показывают, что процент выявленных нарушений снижается, но очень медленно. И главная причина – финансирование объектов по остаточному принципу. Когда будет налажен контроль за своевременным и в полном объёме финансированием объектов, несоответствующих требованиям антиррористичской защищенности, для устранения нарушений? - спросила депутат.
В ответ Смаилов напомнил, что расходы на антитеррористическую защиту объектов предусматриваются в соответствии с заявками самих силовых органов как администраторов бюджетных программ. В рамках программы противодействия терроризму и религиозному экстремизму выделено 180 млрд тенге, в том числе 58 млрд тенге в 2019 и по 36 млрд на 2020-2021 годы.
- Финансирование закладывается в том объёме, в котором сами администраторы бюджетных программ дают заявки. Кроме того, на местном уровне есть местные объекты, которые также финансируются, но уже за счёт местных бюджетов, поэтому эта работа будет дальше проводится и финансироваться в плановом порядке в соответствии с теми заявками, которые поступают, - сказал он.
- Что за подход такой – администратор бюджетных программ захотел, запросил и мы ему дали? Не захотел – не дали. Он обязан антитеррористические мероприятия провести, а вы обязаны их полностью профинансировать. Кто следит за этим? От их желания зависит. Какой-то негосударственный подход. Кто за этим следит? - возмутился Нигматулин.
- Эта работа проводится в рамках программы по противодействию экстремизму и терроризму. Реализация осуществляется соответствующими компетентными органами – исполнителями, которые закреплены. При этом исполнение самой программы рассматривается в правительстве и администрации президента, - объяснил Смаилов.
- Мы просим вас установить жёсткие требования. Выделены деньги на обеспечение защиты населения от различных угроз – будьте добры (выполните), в первую очередь на это были сделаны требования. А так как у нас нет таких требований – никто к этому серьёзно не относится. А когда уже грохнет, как в Таразе, тогда уже что говорить... Надо превентивные меры. Тем более что видите, какой мир стал нестабильный в этом отношении, - заявила депутат Гульжана Карагусова.
Заместитель начальника штаба антитеррористического центра КНБ Герман Диденко сообщил депутатам, что в целом в стране есть 17 тысяч объектов, уязвимых в террористическом отношении. Это объекты разной формы собственности - государственного уровня, местных исполнительных органов, в частной собственности.
- Контроль за выделением денег, расходованием, обеспечением возложен на антитеррористические комиссии, при акиматах (они) имеются, возглавляет аким области. Комиссии ежеквартально заседают и эти вопросы рассматривают, - заверил Диденко.
- Здесь должен ваш функционал как вице-премьера подключаться. Ведь акиматы не оторваны от правительства, особенно в вопросах финансирования. Надо собраться с коллегами и сказать им, что у них в школах нет камер и антитеррористических барьеров. То же самое по объектам спорта и культуры. А в чьей они собственности – это уже второй вопрос. Извините, когда грохнет, нам будет без разницы, в чьей они собственности, - назидательно обратился Нигматулин к Смаилову.