Владельцы КИК могут спать спокойно?

6649

Три-четыре года назад в Казахстане заговорили о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК). Соответствующая законодательная инициатива возникла в рамках рекомендаций ОЭСР по борьбе с размытием налоговой базы (BEPS OECD) и вызвала определенную тревогу у состоятельных граждан.

Если говорить в общих чертах, КИК – это компания, которая зарегистрирована в юрисдикции с низкой налоговой нагрузкой и подконтрольна гражданам Казахстана. Если казахстанские граждане владеют КИК, они должны задекларировать и уплачивать в Казахстане налоги по ее доходам. Это делается для того, чтобы противодействовать агрессивному налоговому планированию с использованием низконалоговых юрисдикций.

Следует отметить, что в налого­обложении КИК есть много нюансов. Это касается зачета иностранного налога, уменьшения объекта обложения на уже обложенные доходы, предоставления определенных документов для применения указанных корректировок объекта обложения и пр. Если КИК принадлежит казахстанскому юридическому лицу, то доходы облагаются корпоративным подоходным налогом (КПН) по ставке 20%, если физическому лицу напрямую – индивидуальным подоходным налогом по ставке 10%.

Ситуацию обострило присоединение Казахстана к Стандарту ОЭСР об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (CRS). Многим показалось, что будет раскрыта вся информация. Люди задумались о том, чтобы перерегистрировать компании на Кипре с использованием непростой процедуры редомилицирования. Кипр ведь готов относительно несложно предоставлять налоговое резидентство, с тем чтобы не применять CRS, но это очень спорное решение. Также стал рассматриваться вариант с оформлением прямого владения компаниями в Казахстане. Однако в таком случае первые три года дивиденды будут облагаться подоходным налогом, что тоже неудобно.

В итоге многолетнее структурирование сложных корпораций с использованием различных юрисдикций оказалось отчасти бесполезным и затратным в обслуживании. Соответственно, возник вопрос, что делать дальше.

Примечательно, что до полного введения КИК предусматривался переходный этап до 1 января 2020 года. Но в декабре 2020-го в Налоговый кодекс были приняты интересные поправки, существенно изменяющие значение КИК. Так, теперь к КИК не относятся юридические лица, зарегистрированные в юрисдикциях, с которыми у Казахстана заключена налоговая конвенция, при условии, что номинальная ставка подходного налога в этой стране превышает 75% от ставки КПН в Казахстане. При этом номинальная ставка рассчитывается как сумма ставок нескольких налоговых уровней, включая национальные, федеральные, кантональные, местные, региональные, муниципальные и прочие территориальные налоги на прибыль, если таковые есть.

К концу года Комитет государственных доходов Минфина РК должен опубликовать перечень таких стран. Предполагается, что туда войдут Швейцария, Нидерланды, Сингапур. Чего, допустим, нельзя сказать об ОАЭ. Это означает, что граждане, у которых зарегистрированы компании в указанных юрисдикциях, могут ничего не делать. Причем, учитывая ретроспективный характер изменений (действуют с 1 января 2020 года), исключается какая-либо ответственность за то, что граждане по каким-либо причинам не задекларировали КИК до поправок.

В сложившейся ситуации можно сделать следующие выводы. Во-первых, несмотря на рекомендации BEPS OECD, статус-кво в отношении зарубежных компаний сохранится и многие юрисдикции ЕС останутся предпочтительными. Во-вторых, введенные поправки очень либеральны и лишают налоговые органы инструментов, на которые они рассчитывали изначально.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить