Зачем белорусские IT-предприниматели перевозят сотрудников в другие страны и сколько это стоит

Протестные митинги с последовавшими за ними отключениями интернета и массовые задержания в Беларуси подтолкнули многих местных предпринимателей к решению перевезти свои компании в другие страны

ФОТО: pixabay.com

«Не думаю, что кто-то настроен говорить [о перевозе компаний из Беларуси], потому что у всех юрлица и сотрудники в Минске все равно остаются, как и желание иметь возможность приезжать домой», — говорит собеседник Forbes.ru из числа местных IT-компаний, отказавшийся поделиться историей переезда своей компании. Тем не менее 38% участников опроса, проведенного Belarus IT CEO Club совместно с RegisConsult (приняли участие 270 владельцев и руководителей IT-компаний, опрос опубликован в октябре 2020 года), заявили, что изучают варианты для смены локации для своей компании. 11% компаний уже выехали или в процессе перевоза части сотрудников, 3% компаний выехали полностью или в процессе релокейта (смены локации) сотрудников. Не рассматривают вопрос смены локации 48% белорусских компаний.

«Сотрудники спрашивают: «Когда уже? Когда?»

Иван Монтик, основатель группы компаний SoftSwiss (ПО для азартных онлайн-игр и букмекерских сайтов)

В начале 2020 года мы готовились открыть отдельный офис в Евросоюзе. Нас интересовала Болгария: там хороший налоговый режим, неплохой хаб разработчиков и партнеров. Сотрудников туда перевозить не планировали, хотели нанимать среди местных. Но из-за сложившейся после выборов ситуации все изменилась — нам сейчас нужно вывезти своих сотрудников в другую страну, чтобы у нашего бизнеса не было потрясений в виде того, что мы часть из них просто потеряем.

В день выборов президента, 9 августа, мы вывезли в Украину 60 человек. Уже было понятно с вероятностью 99,9%, что отключат интернет, а без него мы оказывать услуги не смогли бы. Через неделю перевезли еще 50 человек. Итого в Украине три недели сидели 110 сотрудников из 500.

И мы поняли, что надо готовить плацдарм для окончательного и быстрого переезда на случай, если все пойдет очень плохо. В результате все и пошло очень плохо — в стране начался террор. Люди просто боятся выходить из дома и ехать в офис. В таких условиях очень тяжело работать.

Мы стали смотреть на Украину, Латвию, Литву и Польшу. Это близкие и дружественные страны, которые обозначили, что приветствуют белорусский IT-бизнес. В процессе коммуникации с юристами Польша стала казаться самым интересным вариантом, так как она культурно очень близка нам, польский язык похож на белорусский. Кроме того, Польша — это страна с понятным будущим, в отличие от Украины, например, где есть политические риски. Ну и хотелось не просто переехать, а получить выгоду от локации: Польша — часть Евросоюза, можно будет свободно ездить по Европе.

В Польше мы выбрали Познань. Месяц назад я туда приезжал, жил с семьей в отеле. Город находится между Берлином и Варшавой, есть аэропорт, университеты, много молодежи, рядом горы и Балтийское море. И сейчас мы готовим схему переезда, нам помогает агентство по инвестициям в Польше, делаем юридические документы.

Как показал опрос, точно переехать хотят около 300 человек — это больше половины сотрудников. Остальные пока думают. Мы их оповестили, чтобы они обновили паспорта, если их срок истекает, сделали документы на домашних животных. Некоторые спрашивают: «Когда уже? Когда?» К концу года планируем начать переезд группами по 40-50 человек. Мы пока не считали, во сколько это обойдется. Но если выплатить по €1000 на сотрудника, то это уже около €300 000 затрат. Это подъемные на аренду жилья, перевоз вещей. Вместе с разовыми инфраструктурными расходами на открытие офиса это около €500 000.

Некоторые люди уже сами, кстати, переехали в Польшу или другие страны Европы. Они спросили, не считает ли компания проблемой, если они будут работать оттуда, — мы не считаем.

«Если бы не политические события, то переезжать бы не стали»

Илья Лесун, основатель приложения для добавления эффектов на отдельно выбранные объекты в видео Vochi

Мы временно отказались от полного релокейта. Отказались по двум причинам. Во-первых, верим в нормализацию ситуации в стране. Во-вторых, финансово очень дорого перевозить всю команду. Для переезда мы рассматривали все страны Прибалтики, Польшу и Украину. Сделали для себя таблицу, где отразили налоговые вычеты для компании и сотрудников, стоимость жизни, доступность услуг, и получалось так, что если и переезжать, то в Украину и Польшу. Для временного релокейта пострадавших и опасающихся сотрудников мы выбрали Украину, так как на время туда перевезти людей не составляет никакого труда.

Так как мы вывозим точечно, а не системно, то получалось, что затраты на переезд складывались из стоимости жилья на месяц, билетов на транспортировку. По Украине выходило до $1000 на человека. Если есть семья, то помогали вывозить всю семью. Но нам повезло, что транспортные расходы не пришлось покрывать, так как коллеги уезжали в Украину на своих машинах.

Сначала не требовалось никаких документов. Потом в сентябре понадобилось приглашение от компаний-резидентов Украины, приходилось делать это разрешение. Помогали со страховкой. Если сейчас возникнет потребность вывезти кого-то еще, например в Польшу, то будем помогать с получением визы и разрешения на въезд. С Украиной сложностей не было, а вот с Польшей могут быть проблемы, так как консульства практически не работают.

У нас это добровольное желание: кому страшно, кто пострадал, кому тяжело работать. Учитывая тот факт, что мы работаем удаленно, то нам не сильно критично, где работает сотрудник. Однозначно, если бы не политические события, то переезжать бы не стали. Да и сейчас, как я уже сказал, большинство команды осталось тут и болеют за судьбу Беларуси.

«Налоговая нагрузка на бизнес теперь ниже почти в два раза»

Дмитрий Липницкий, сооснователь международного разработчика мобильных игр и развлекательных приложений Gismart

Наш офис в Киеве открылся в начале 2020 года. Это решение было связано с необходимостью расширить команду для дальнейшего развития, прежде всего нашего игрового направления. Сейчас мы продолжаем набирать команду в Киеве, нанимаем специалистов на локальном рынке и параллельно перевозим сотрудников, которые изъявили желание переехать, из минского офиса в Украину.

Украина привлекательна для нашей компании прежде всего рынком геймдев-специалистов (гейм-девелопмент или геймдев — это процесс разработки игры под определенную игровую платформу. — Forbes). В рамках издательского бизнеса мы работали с большим количеством студий по разработке игр и высоко оцениваем уровень профессионализма местных команд. Другими факторами в пользу этой локации для офиса были отсутствие языкового барьера и серьезных культурных различий, близкий часовой пояс с Минском.

Первая волна релокации прошла еще в августе, накануне выборов в Беларуси. Мы временно перевезли часть сотрудников из Минска в Киев, так как ожидали перебои в работе интернета 9-11 августа. Речь идет о 16 сотрудниках, которые работают над созданием и управлением рекламными кампаниями для наших игр и приложений, что оказывает прямое влияние на доход нашего бизнеса. Без интернет-подключения их работа не была бы возможна. Такой шаг застраховал нас от финансовых потерь.

Позже была запущена релокейт-программа как ответ на растущее число запросов на переезд от сотрудников. На сегодняшний день еще более 20 человек переехали в Киев. Мы покрываем транспортные расходы, выделяем подъемные деньги, оформляем необходимые документы, в том числе обеспечиваем переезд совместно с парой или семьей. Кроме этого, для более комфортной адаптации сотрудников организовали курсы украинского языка.

Операционные расходы на ведение IT-бизнеса в Украине выше, чем в Беларуси. Например, арендные ставки на офисные помещения в бизнес-центрах класса А выше на 30-50%. При этом стоит отметить, что налоговая нагрузка на бизнес ниже почти в два раза. Процесс регистрации юридического лица в Украине очень схож с тем, как это происходит в Беларуси.

На данный момент мы не планируем полностью перевозить компанию из Беларуси. Продолжаем наблюдать за ситуацией в стране. При этом релокейт-программа работает, и часть сотрудников находится в стадии подготовки к переезду.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
2357 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
26 ноября родились
Ербол Карашукеев
председатель правления АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро»
Ержан Байтасов
глава Media Holding Alatau
Бауржан Мухамеджанов
чрезвычайный и полномочный посол РК в Грузии
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить