Токаев министрам: Выговоры сегодня не объявляю, а даю возможность исправить недостатки

18805

На расширенном заседании правительства под председательством главы государства в пятницу, 24 января, подводятся итоги социально-экономического развития страны за 2019 год, ход исполнения поручений президента, а также ставятся задачи на будущее

ФОТО: Серикжан Ковланбаев

Ожидается, что глава государства может сделать ряд важных заявлений.

- В прошлом в целом году мы достигли хороших показателей – экономический рост составил 4,5%. В основных отраслях экономики наблюдается динамика роста, - сказал, открывая заседание, президент РК Касым-Жомарт Токаев. – Все эти показатели должны оказать положительное влияние на уровень жизни населения.

Необходимо реализовать основные задачи, озвученные в моей предвыборной программе, напомнил президент.

- Это придаст мощный импульс стабильному развитию страны, повышению благосостояния населения. Сейчас мы остановимся на проведенной работе в этом направлении и обсудим планы на будущее. Главная цель – полноценное использование имеющихся возможностей и нашего потенциала, - сказал он.

Президент предложил согласовать порядок работы заседания:

- Об итогах социально-экономического развития страны в 2019 году и о планах на 2020 год доложит Мамин Аскар, премьер-министр. О денежно-кредитной политике проинформирует глава Нацбанка Ерболат Досаев. О вопросах социального развития и трудоустройства доложит вице-премьер Бердибек Сапарбаев. Об итогах социально-экономического развития регионов доложат акимы столицы, ВКО, Алматы, областей. Докладывайте коротко, ясно, по основным вопросам.

- Принятые меры позволили в 2019 году привлечь около $25 млрд прямых иностранных инвестиций (горнодобыча – 58%, обработка – 14%, торговля – 12%). Увеличен выпуск продукции малого и среднего бизнеса на 9%. Доля МСБ в экономике достигла 29,5% (в 2018 году – 28,4%). При этом количество действующих предприятий выросло на 8% (c 1,24 млн ед. в 2018 году до 1,34 млн ед. в 2019 году). В рамках системного развития конкуренции ведётся работа по демонополизации рынков и снятию административных барьеров, - начал глава кабмина.

Премьер отметил, что реализация госпрограмм «Нурлы жол», «Нурлы жер» и развития регионов позволила построить свыше 13 млн кв. м жилья, охватить строительством и реконструкцией более 4400 км и ввести в эксплуатацию более 640 км республиканских дорог. В рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» реализованы 452 проекта в 53 сёлах.

По программе льготного кредитования по развитию «экономики простых вещей» одобрены 920 проектов на сумму 217 млрд тенге, на рассмотрении в банках находятся свыше 300 проектов на сумму 207 млрд тенге. Отечественным предприятиям оказана поддержка по продвижению экспорта на сумму более 230 млрд тенге.

- По итогам 2019 года группа компаний фонда национального благосостояния «Самрук - Казына» продемонстрировала положительную динамику производственных показателей. Так, рост производства аффинированного золота составил 30%, пассажиропотока – 23%, добычи урана – 5% и транспортировки нефти - 4%. Реализованы крупные инвестиционные проекты, такие как запуск магистрального газопровода «Сарыарка» (1061 км), лоукостера Fly Arystan (с мая 2019 г. перевезено 700 тыс. пассажиров) и другие. В результате чистый доход фонда составил 1,3 трлн тенге, или на 38% выше планового значения. Поступления в бюджет от группы компаний фонда составили 1,2 трлн тенге, - сообщил Аскар Мамин.

Говоря о развитии регионов, он отметил, что по итогам 2019 по 7 показателям в 8 регионах - Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Атырауской, Алматинской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях, а также г.Алматы - обеспечены опережающие темпы роста по основным показателям социально-экономического развития.

5 регионов продемонстрировали отставание по большинству показателей. Это Костанайская, Мангистауская и Павлодарская области, города Шымкент и Нур-Султан.

Остальные 4 региона завершили год с результатами на уровне среднереспубликанских значений: Карагандинская, Акмолинская, Актюбинская, Турекстанская области.

- Следует отметить, в 10 регионах допущено превышение среднереспубликанского уровня цен (10,4%) на социально значимые продовольственные товары. Наибольший рост цен зафиксирован в городах Атырау (+13,2%), Павлодар (+13,1%), Нур-Султан (+12,9%), Алматы (+12,6%), Уральск (+12,5%) и Кокшетау (+12,3%). В этой связи особое внимание будет уделено контролю цен на социально значимые продовольственные товары через снижение импортозависимости и применение имеющихся инструментов регулирования, - подчеркнул премьер.

В условиях усиления глобальной конкуренции за инвестиции правительство делает акцент на привлечение новой волны инвестиций в экономику страны:

- Наша стратегическая задача – повышать объём инвестиций в основной капитал ежегодно в среднем на 15% и довести его уровень до 30% к ВВП к 2025 году (18,2% в 2019).

Мамин заверил президента, что правительство «на особом контроле держит вопрос практической реализации вашей предвыборной платформы». В этих целях разработана новая экономическая повестка правительства, которая включает комплекс структурных и системных мер по обеспечению качественного роста экономики и повышения реального благосостояния населения.

- Для эффективного решения поставленных вами задач при правительстве и в каждом госоргане созданы проектные офисы. Сформирован портфель из 7 приоритетных направлений и 104 мер. На системной основе ведётся работа по их практической реализации.

Для реализации стратегических инициатив Елбасы, основных направлений вашей предвыборной платформы и Послания народу Казахстана от 2 сентября 2019 года, в прошлом году разработано и принято 8 госпрограмм. Кроме того, во исполнение вашего поручения сформирован антикризисный план, включающий комплекс мер по сохранению макроэкономической, финансовой и социальной стабильности страны при различных сценариях развития мировой экономики, - перечислил Мамин, обращаясь к главе государства.

Также «основным приоритетом работы правительства является повышение реальных доходов и качества жизни населения. Эта задача решается комплексно. В 2020 году повышена заработная плата работникам бюджетных сфер. Для малого и микробизнеса на 3 года введены мораторий на проверки и освобождение от уплаты налогов на доход».

Фундаментальным фактором долгосрочного повышения реальных доходов населения является устойчивый и качественный рост экономики.

В этой связи в 2020 году правительство продолжит работу по семи стратегическим направлениям, предусматривающим привлечение инвестиций, создание рабочих мест с высокой производительностью, развитие инфраструктуры, экспортоориентированной индустриализации, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, а также цифровизации экономики.

Для активизации инвестиционной деятельности правительством сформирован пул из более чем двух тысяч проектов (2033) на сумму 44 трлн тенге.

Наибольший потенциал для привлечения инвестиций имеют обрабатывающая промышленность, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, туризм, здравоохранение, транспорт, логистика и другие.

Одним из важнейших приоритетов работы является создание продуктивных рабочих мест. Этому будет способствовать реализация инвестиционных проектов, которые предполагают переход на новый технологический уровень организации производства товаров и услуг, что приведёт к росту производительности труда до 8,2 млн тенге на человека (в 2019 г. – 7,4 млн тенге на чел.). В 2020 во всех сферах экономики будет создано 430 тыс. новых рабочих мест, в том числе с высокой производительностью.

Основными источниками станут сфера услуг, в первую очередь это туризм, торговля и строительство, а также отрасли реального сектора, в том числе обрабатывающая промышленность и АПК.

На особом контроле правительства находится вопрос обеспечения населения жильём и качественной инфраструктурой.

1. В 2020 году будет построено 15 млн. кв. м жилья. Более 150 тысяч семей получат жильё.

2. В 2020 году начнётся модернизация 11 очистных сооружений. В целом до 2024 года предусматривается завершение модернизации и реконструкции 53 очистных сооружений на 328 млрд тенге. В результате реализации 44 проектов по газификации охват населения доступом к природному газу увеличится на 1,2 млн человек.

Для повышения качества жизни сельского населения в рамках проекта «Ауыл - Ел бесігі» будет реализовано более 800 проектов по развитию качественной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в 190 сёлах в соответствии с новыми стандартами. В целом на предстоящие 7 лет предусмотрено 900 млрд тенге на модернизацию инфраструктуры более 3,5 тыс. сёл.

Сфера здравоохранения: до 2026 года в регионах страны будут созданы 19 крупных современных медицинских центров с привлечением частного капитала на общую сумму более 1,2 трлн тенге. Уже в этом году начнётся строительство таких больниц в Туркестанской и Северо-Казахстанской областях на сумму 210 млрд тенге.

В рамках развития инфраструктуры системы образования в 2020 году планируется ввести около 200 новых школ, из них 100 – частных, а также 44 студенческих общежития.

В 2020 году в рамках госпрограммы «Нурлы жол» будут завершены строительство и реконструкция свыше 2600 км автодорог республиканского значения. При этом платность будет введена на 5,7 тыс. км дорог.

Премьер напомнил, что в 2020 году стартует реализация третьей программы индустриально-инновационного развития.

В рамках Карты индустриализации будет реализовано 160 проектов на сумму 1,1 трлн тенге с созданием 17 тыс. новых рабочих мест.

Для повышения конкурентоспособности экономики будут приняты меры по комплексному внедрению инноваций через стимулирование бизнеса к инновационной деятельности и привлечение передовых мировых компаний к развитию инновационного потенциала. Так, совместно с Всемирным экономическим форумом на базе МФЦА будет запущен Региональный центр четвертой промышленной революции.

- Стратегически важной задачей является наращивание экспортного потенциала.  В этой связи будут приняты проактивные меры по снятию торговых барьеров, финансированию экспорта, страхованию и гарантированию, предоставлению широкой сервисной поддержки. В результате в 2020 году объём несырьевого экспорта планируется увеличить на $3 млрд, до $18,6 млрд, - заверил Мамин.

В 2020 году, заверил премьер, правительство рассчитывает достигнуть роста экономики на уровне 4,7% с дальнейшим увеличением до 5%.

Глава Национального банка Ерболат Досаев проинформировал, что в 2019 курс национальной валюты «на протяжении года находился в достаточно узком диапазоне шириной 4,5% в пределах 373-390 тенге за доллар США по сравнению с коридором в 21% в 2018 году».

- За 2019 год тенге укрепился на 0,4%, до 382,6 тенге за доллар США, на конец года, тогда как в 2018 году он ослаб на 15,6%, - сказал он. - Несмотря на нестабильность ситуации на внешних рынках и снижение среднегодовой цены на нефть с $71,7 в 2018 году до $64,2 за баррель в 2019 году, валовые международные резервы в прошлом году увеличились на 2,3% и составили $91 млрд, в том числе золотовалютные резервы – $29 млрд, активы Нацфонда – $61,9 млрд.

Депозиты в национальной валюте, по данным Нацбанка, увеличились на 13,1%, до 10,8 трлн тенге, в иностранной валюте снизились на 8,7%, до 8,2 трлн тенге. Долларизация депозитов снизилась до 43,1% в декабре 2019 по сравнению с 48,4% в декабре 2018.

- Среди тенденций кредитования прошлого года отмечу опережающий рост портфеля долгосрочных кредитов на 6,5%, или 718 млрд тенге (до 11,8 трлн тенге). В целом кредиты экономике на конец 2019 года составили 13,9 трлн тенге, увеличившись за год на 5,9% (772,1 млрд тенге). Продолжает повышаться их ценовая доступность – ставка по тенговым кредитам для бизнеса снизилась до 12,0% в среднем за 2019 год, - сказал Досаев.

При этом он добавил, что основной рост кредитного портфеля в прошлом году «был связан с расширением потребительского кредитования, которое увеличилось на 26,9%».

- Понимая, что такой рост может привести к реализации системного риска, по вашему поручению в 2019 году был принят комплекс мер регуляторного характера в отношении беззалоговых потребительских займов. Повышены требования к капиталу банков второго уровня, введены запреты на начисление штрафов и комиссий при просрочке по займу свыше 90 дней, запрет на предоставление займов гражданам с доходами ниже прожиточного минимума. Все эти меры позволят сделать развитие кредитного рынка более сбалансированным, - заявил Досаев.

Он также напомнил, что впервые была проведена независимая оценка качества активов БВУ на системном уровне, которая затронула 14 крупнейших институтов, на долю которых приходится 87% активов и 90% ссудного портфеля.

- В конце декабря 2019 года был завершен первый этап оценки, получены результаты на консолидированном уровне. В настоящее время ведутся работы с банками второго уровня в рамках второго этапа, предполагающего подготовку индивидуальных планов корректирующих мер, - сказал Досаев.

Он сообщил, что до конца 1 квартала 2020 году Нацбанком будет завершена разработка проекта Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года. Реализация стратегии предполагается в два этапа. Первый этап будет синхронизирован со стратегическим планом страны до 2025 года. Второй этап предполагает реализацию долгосрочных задач по полноценному внедрению политики инфляционного таргетирования.

ФОТО: Серикжан Ковланбаев

- На 2020 год мы ставим задачу снизить инфляцию до уровня ближе к нижней границе целевого коридора 4-6%. Усилия со стороны правительства и местных исполнительных органов должны быть направлены в первую очередь на повышение конкуренции на продовольственных рынках и эффективном контроле тарифов на регулируемые услуги. Это должно создать предпосылки для смягчения денежно-кредитных условий в целях обеспечения нейтральности базовой ставки на уровне 3-3,5% в реальном выражении, - сказал Досаев.

В области валютной политики Нацбанк сохранит режим свободно плавающего обменного курса. При этом «для повышения прозрачности и доверия к проводимой политике в 2020 году Нацбанк на регулярной основе будет публиковать объемы выделенных трансфертов и проведенных конвертаций активов из Национального фонда на валютном рынке».

Токаев спросил, что делается для повышения эффективности управления Нацфондом и роста его доходности.

- Мы изменили стратегию управления, благодаря чему получен валютный доход в сумме $4,2 млрд. В 2020 году мы готовы продолжить эту тенденцию, - ответил Досаев.

- Созданный по инициативе Елбасы Нацфонд является безальтернативным институтом. Создание дополнительных фондов не допускается и не разрешается. Нацфонд - это единственное подобного рода учреждение, - сказал президент.

Токаев спросил Сапарбаева о принимаемых мерах по выравниванию зарплат казахстанских и иностранных рабочих.

- Проведены проверки в 96 предприятиях, выявлены нарушения, совместно с генпрокуратурой были выдворены более 500 иностранных граждан. Мы уменьшили количество квот на 40% в сравнении с прошлым годом, снизили до 29 тыс. (человек). Мы подготовили документы о внесении изменений в законодательство, работаем с предприятиями, привлекающими иностранную рабочую силу. Одно из основных условий, которое мы ставим для них, - обучение казахстанских кадров, - ответил вице-премьер.

Аким столицы сообщил, что решаются вопросы с объектами долевого строительства, дефицита жилья, переуплотненных школ, недостатка медицинских организаций. И отчитался о поручениях, данных президентом на совещании по развитию столицы. В частности, по железнодорожной больнице, состояние которой резко раскритиковал Токаев, уже проведен ремонт соседнего здания и больница переведена в него, в самом аварийном здании нет ни пациентов, ни врачей. Для комплексного решения проблемы совместно с инвесторами строится новое здание больницы.

Алтай Кульгинов также рассказал, что по поручению президента начат ряд таких важных проектов, как расширение ряда улиц столицы и строительство новых развязок. Всего планируется построить 2 моста и 100 км новых дорог, что значительно разгрузит улицы.

Также Кульгинов отчитался об утверждении единого дизайн-кода для городских зданий и улиц. (Напомним, отсутствие кода ранее вызвало резкую критику Токаева.) Президент на этот раз акима не критиковал, сказав, что работа «у вас получается».

- Отмечаю активную работу с социальной точки зрения, что касается вас как акима. Вы идете навстречу людям, объясняете нашу политику, возможности, которые у нас имеются с точки зрения удовлетворения тех потребностей, которые высказываются жителями столицы, - сказал он.

Однако, добавил он, есть «некоторая неустроенность города».

- Нужно постоянно заниматься благоустройством города, возьмите это мое замечание на заметку, - сказал глава государства.

Затем с докладами начали выступать и другие акимы.

- Не надо много концертов, привлекать зарубежных артистов, даже при помощи спонсоров. Надо в деловом ключе провести. Вы, пожалуй, самый опытный среди акимов. Внимательно посмотрите на все мероприятия, которые будут в рамках 175-летия. Надо внести просветительское начало в мероприятия, они должны нести в себе практическое значение, идеологическую нагрузку, - сказал президент, обращаясь к акиму ВКО Даниалу Ахметову.

Президент также попросил Даниала Ахметова обратить внимание на обустройство города Семея.

- Сейчас согласно моему решению городу Семею будет предоставлен статус исторического центра. Это не просто название, это влечет за собой целый ряд конкретных мер с тем, чтобы жители этого города почувствовали на себе внимание со стороны правительства и руководства. Я думаю, что это задача вам по плечу, - сказал он.

После того как были выслушаны все доклады, слово взял президент.

- В целом макроэкономическая ситуация стабильна. Мы успешно развиваем свою экономику. Хочу отметить согласованную работу правительства и парламента по реализации моей предвыборной программы и послания народу, - начал он. – Вместе с тем сохраняются вопросы качества экономического развития. Наибольший рост показали отрасли строительства, торговли и транспорта. Но стагнирует кредитование экономики. В прошлом году, к сожалению, мы стали чемпионами по уровню инфляции.  Большая проблема - слабый рост производительности труда. Необходимо развивать несырьевой экспорт.

Надо признать, подчеркнул глава государства, что темпы реализации реформ замедлились.

- Это констатируют эксперты - и наши, и зарубежные. Нужно подготовить программу глубоких радикальных реформ экономики. Нам нужен новый экономический курс. Реформы, как известно, требуют воли и решительности. Именно к этому я призываю правительство, - продолжил Касым-Жомарт Токаев. – Пока основные решения принимаются госаппаратом медленно. Президент не может выступать в качестве надсмотрщика, заставляя чиновников быстро и качественно выполнять свою работу. Кстати, премьер тоже не должен так работать.

Он отметил: предстоит выстроить прозрачную и прагматичную налоговую политику, эффективную промышленную политику. В зоне особого внимания - развитие частного предпринимательства.

- Нам предстоит усовершенствовать наше законодательство во всех сферах, от медицины до рынков. По сути, речь идет о работе правительства на среднесрочный период. Но он (новый план) должен быть подготовлен к 15 мая. Времени на раскачку нет. Поручаю создать центр анализа и мониторинга социально-экономических реформ при администрации президента. Он будет работать на общественных началах. Может быть, по мере его развития он будет преобразован в агентство стратегических реформ, - отметил Токаев.

Предстоит определиться со структурой госаппарата, определить оптимальную численность.

- Здесь потребуется серьезная реформа, которая утвердит принципы меритократии. До конца года мы должны сделать качественный шаг вперед в реформе госуправления, - продолжил Токаев. – Нужно ставить системные барьеры таким явлениям, как пустой креатив, прожектерство. В целом проблем много, но готовых рецептов нет.

Далее президент перешел к теме повышения эффективности финансовой политики.

- Есть тревожная тенденция: роль банковского сектора в экономике снижается с каждым годом. Это происходит на фоне стремительного роста потребительского кредитования населения. Налицо серьезные проблемы в финансовом секторе страны. Другими словами, финансовая система больна.

Он напомнил, что в прошлом году казахстанцам были погашены пени и штрафы.

- Нацбанку и АФН следует принять меры по недопущению такой ситуации. Проще говоря, кредиты надо выдавать тем, кто может их вернуть, - объяснил он.

- Предстоит разработать подходы по оздоровлению банковской системы. (...) Поддержку банковского сектора надо рассматривать на рыночных условиях. Государство вкладывает значительные средства в субсидирование процентной ставки и гарантирование (для бизнеса). Однако большинство предприятий этими мерами не охвачены, изменений качественных в экономике не происходит, - продолжил Токаев.

Налоговые льготы, считает он, «предоставить проще всего». Токаев напомнил, что от налогов были освобождены микро- и малый бизнес. Но повсеместного освобождения от налогов, по его мнению, быть не может. Есть серьезные, пусть и условные потери от СЭЗ. При этом ощутимого экономического эффекта от них нет.

- Поручаю правительству проанализировать весь спектр льгот и преференций, - подчеркнул он.

Он также поручил обеспечить включение ценных бумаг Казахстана в международные индексы.

- Правительству и квазигоссектору нужно в первую очередь привлекать финансирование внутри страны в тенге. Нацбанку до 1 июля (поручаю) внести предложения по развитию в Казахстане инфраструктуры хеджирования. Следует приступить к созданию национальной платежной системы с привлечением участников финансового рынка.

Токаев дал еще одно поручение Досаеву и его команде:

- Национальному банку следует сконцентрироваться на выполнении классических функций центробанка. Это обеспечение стабильности цен и проведение эффективной и прозрачной денежно-кредитной политики. В этой связи предстоит разработать денежно-кредитную политику на среднесрочный период в срок до 1 июля текущего года, - сказал президент. – Цель – достичь консенсуса между поддержанием сравнительно низкой инфляции и достижением экономического роста.

Токаев напомнил, что поручал сократить имиджевые расходы, и правительство в рамках поручения сократило траты на 30 млрд. Но это лишь первый шаг, считает президент.

- Следует определить расходы, которые можно безболезненно отложить. В качестве первой меры предлагаю объявить долгосрочный мораторий на расходы по приобретению дорогостоящего транспорта и мебели, на проведение различных форумов, семинаров, конференций. Мероприятия должны приносить ярко выраженную практическую и идеологическую пользу. Все расходы должны быть оправданы, - убежден президент.

В своей речи он затронул и другие темы.

- Качество продукции и ее безопасность для потребителей не должны отходить на второй план. Законодательство о техрегулировании и аккредитации было принято более десяти лет назад и не соответствует реальности. До конца года нужно принять новый закон.

Также он дал поручение разработать конкретную программу торговой политики до 2025 года. Особое внимание Токаев рекомендовал обратить на приграничную торговлю, где есть большой незадействованный потенциал.

Коснулся он и вопроса привлечения капитала в страну.

- Нам нужны качественные инвестиции. Приятная картина не должна подменять собой необходимость повышения казахстанского содержания. Нужно также повысить меры качественной поддержки бизнеса.

Сегодня, заметил Токаев, государство «не видит каждый проект», которому оказывается помощь, отдельно. Между тем «государственные субсидии не должны тратиться на простую смену собственника».

Без развития конкуренции экономика обречена на стагнацию:

- Сегодня слишком высокий уровень концентрации наблюдается практически во всех базовых отраслях экономики. А это исключает конкуренцию. Теперь мы имеем дело с частными монополиями, и правительству следует принять конкретные меры по демонополизации.

Токаев выразил надежду, что Комитет по защите конкуренции покажет свою эффективность.

Кроме того, в своем выступлении глава государства отметил, что снижаются темпы приватизации, а госорганы и нацкомпании регулярно ходатайствуют о пересмотре списков и исключении объектов. Президент же, напротив, поручил расширить приватизационный список.

- Средства от продажи активов должны направляться в Нацфонд. Что касается активов, реализуемых через фондовый рынок, прошу правительство внести предложения по вовлечению широкого круга физлиц, - обратился он к сидящим в зале.

- Продолжается практика многократного удорожания проектов, проблемы формирования сметной стоимости строительства. Нет прозрачности формирования цен на материалы. А потом мы удивляемся, почему строительство в Казахстане такое дорогое. (...) Ежегодно тратим десятки миллиардов только на ПСД. Правительству нужно принять меры по снижению таких расходов. (...) Требуется обеспечить прозрачность закупочных процессов, - продолжил президент и перешел еще к одной важной теме.

- АПК - многострадальная тема, над которой много экспериментировали, в результате нанесен ущерб продовольственной безопасности страны. Предстоит достичь конкретных результатов. Следует принять меры по развитию эффективного института фондирования на базе существующего института микрофинансовых организаций.

Правила оказания мер поддержки АПК меняются каждый год, заметил Токаев. И напомнил, что поручал обеспечить стабильность мер поддержки, однако поручение пока не выполнено.

- В 2019 году 3,5 трлн тенге составили расходы бюджета на соцподдержку граждан, рост пенсий и зарплат бюджетников. Рост доходов населения достигнут, но в основном за счет мер господдержки. В других секторах такого роста нет. Инфляция съедает рост доходов. Я давал поручение, однако эту работу провалили. На 10% повысились цены на продукты, которые необходимы нашим гражданам, - сказал он.

Касым-Жомарт Токаев затронул тему эффективности квазигоссектора.

- С 2007 по 2018 годы государственным холдингам суммарно выделено более 7 трлн тенге. Это большие деньги. Поэтому страна должна увидеть осязаемые результаты. (…) Счетным комитетом выявлено дублирование функционала, раздутые структуры и штаты. Например, холдинг «Байтерек» - это 63 организации. Из них 11 дочерних организаций с 2,8 тыс. сотрудников. КазАгро – это три дочерние компании, с 2 тыс. сотрудников. Административные расходы «Байтерека» превысили 54 млрд тенге, из них 24 млрд – только на зарплаты. Я, честно говоря, не вижу каких-либо усилий со стороны «Байтерека» по реформированию холдинга. Аналогичные проблемы есть и у других компаний. Необходимо принять срочные меры по исключению дублирующих и избыточных компаний и функций.

С 1 января введён новый формат адресной социальной помощи, недоработки были исправлены, основная цель - системная поддержка детей, напомнил президент.

-  Однако до сегодняшнего дня нет четкой позиции, мы идем по пути наименьшего сопротивления. Правительство должно провести инвентаризацию законодательства в соцсфере. Социальное благополучие неразрывно связано и с жилищными вопросами. В 18-19 годах темпы ввода жилья были достаточно высокими, это позволило решить вопросы 25 тысяч семей. (...) «В обозримом будущем именно жилищное строительство должно стать приоритетным направлением в работе правительства, - сказал он. – Мы планируем выделить большие средства на обеспечение жильем тех, кто сейчас стоит в очереди. Эту проблему мы, безусловно, решим.

Токаев коснулся и темы использования пенсионных накоплений на приобретение жилья.

- Сделан первый шаг в решении этого важного вопроса. Наша цель – не раздать все накопления сейчас, оставив людей без достойной пенсии в старости. Нужно создать стимул для выведения зарплат из тени, чтобы люди начали требовать от работодателей платить пенсионные взносы. Правительство и Нацбанк начинают реализацию этой реформы. Постепенно следует расширять круг граждан, которым можно предоставить такую возможность. Предстоит также ускорить модернизацию и пенсионной системы. Нужно в середине года определиться с нашими подходами и решениями, - отметил он.

Также речь пошла об обязательном социально-медицинском страховании:

- В ходе реализации ОСМС ни один человек не должен быть лишен возможности получить медицинскую помощь из-за каких-либо недоработок госорганов. Все спорные моменты при определении статуса и страхового покрытия должны решаться в пользу пациента.

В завершение Токаев сказал:

- Выговоры сегодня не объявляю, а даю возможность исправить недостатки. Весной мы вернемся к этому вопросу. И тогда рассмотрим вопросы освобождения от должности лиц, не справившихся со своими задачами.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить