В нижней точке

9133

Почему мировой рынок недвижимости не покажет прежнего роста в обозримом будущем

ФОТО: Андрей Лунин

Сегодня крайне сложно делать прогнозы о том, что будет с мировым рынком недвижимости и когда закончится тяжелый для всех его сегментов период. Однозначно можно лишь утверждать, что жизнь уже никогда не будет такой, какой была до пандемии, считает партнер Scot Holand | CBRE в Центральной Азии и Казахстане Евгений Долбилин.

Жизнь глобального рынка разделилась на три периода: прековид, ковид и постковид. Пока мы находимся в ковид­периоде и, возможно, проходим центральную его точку. Говорить о каком­то восстановлении можно будет только после разработки вакцины. До начала максимально широкого вакцинирования ковид будет продолжать влиять на всю нашу жизнь.

Что же мы видим? На рынке коммерческой и торговой недвижимости ситуация достаточно тяжелая. Традиционному ретейлу на протяжении последних 7–10 лет было и так нелегко из­за всеобщего наступления онлайн­коммерции. Пандемия же стала настоящим «черным лебедем», большим потрясением, которое безжалостно начало вжимать в землю ослабленный ретейл­сегмент. Пришлось считаться с фиксированными расходами, такими как аренда и зарплата персонала, которые было крайне сложно уменьшить. Арендодатели оказались не готовы идти на сильное понижение арендных ставок, так как у них есть обязательства перед банками и их никто не отменял. С другой стороны, резко стала сокращаться покупательская способность населения. Кого­то сократили, кого­то отправили в неоплачиваемые отпуска, а кто­то просто перешел в режим сильной экономии из­за неуверенности в будущем.

Долбилин предполагает, что мы никогда не увидим пропорционального отскока в виде U­кривой. Начнется некоторый рост, но он будет крайне вялым. Сейчас у некоторых ретейлеров ситуация стала лучше, но лишь из­за того, что сработал отложенный спрос, который вряд ли превратится из временного в постоянный тренд сильного развития. Неуверенность, закредитованность и снижение доходов – таков средний портрет потребителя.

Критическая ситуация и на офисном рынке. Здесь произошел определенный слом мировоззрения. С развитием технологий компании поняли, что работать вне офиса возможно, а в некоторых секторах даже более продуктивно. В определенном смысле это стало открытием, так как раньше дистанционная работа воспринималась как нечто несерьезное. Теперь «несерьезное» стало глобальным трендом, и компании массово пересматривают свои бизнес­стратегии в отношении офисов и привязки сотрудников к последним.

Вопрос, который волнует собственников зданий: вернутся ли компании на прежние площади и будут ли продолжать арендовать крупные офисы, следует ли рассчитывать на рост? По мнению Долбилина, это крайне сомнительно. Часть компаний однозначно перейдет на режим экономии и, вполне возможно, оставит какую­то часть сотрудников на «удаленке». Для других это оказалось вполне рабочим решением. Что, безусловно, является плохими новостями для владельцев офисов. Вполне вероятно, изменятся и некоторые требования к самим офисам. Собственникам придется вкладывать больше денег, чтобы соответствовать новым рекомендованным медицинским стандартам, либо вносить изменения в уже построенные здания.

Также компании могут устремиться в небольшие офисы коттеджного типа с минимальной плотностью людей. «Мы однозначно видим тренд, что некоторые компании в Европе планируют выезжать из высотных зданий, где люди в силу традиционной планировки много пользуются общими лифтами, холлами и коридорами, где крайне сложно соблюдать социальное дистанцирование, рекомендуемое ВОЗ. Вероятно, в каком­то виде определенные рекомендации будет учитываться и архитекторами при планировании будущих офисных и торговых площадей», – говорит эксперт.

Тяжелее всего кризис ударил по сектору хоспиталити – отелям и гостевой недвижимости. Многие гостиницы просто закрылись и, вполне возможно, больше никогда не откроются. Проблемы в отельной индустрии усугубляются тем, что запускают цепную реакцию, в которую оказываются вовлечены смежные сектора. Закрытые и неработающие отели означают возможные проблемы с выплатами банковских кредитов, увольнения сотрудников и ряд других последствий. В 2020 году люди практически перестали путешествовать, и потребуется по крайней мере несколько лет, чтобы вернуться к уровню туризма и бизнес­поездок, который был в 2019­м. Скорее всего, в ближайшие годы будет наблюдаться репозиционирование и перестройка многих отелей под квартиры с последующей продажей.

Однако не во всех секторах недвижимости такие проблемы. Так, загородная недвижимость показала отличные результаты и высокие продажи во многих странах. С одной стороны, правительства начали стимулировать покупку недорогого жилья, отменяя различные налоги и сборы. С другой – люди, поняв, что не обязательно жить в центре Лондона или Нью­Йорка, чтобы работать дистанционно, переезжают в пригороды и курортные городки, скупая недорогую недвижимость. В результате, получив совершенно другое качество жизни и куда более просторные дома и квартиры, чем прежде, бывшие городские жители, вполне вероятно, не захотят возвращаться в крупные мегаполисы. И это плохая новость для дорогой недвижимости.

Технологические компании, предложившие сотрудникам возможность работать удаленно, по факту являются бенефициарами сегодняшней ситуации наряду с компаниями, занятыми в секторе Big Pharma. Это четко видно по тому, как сильно выросла за последний год их стоимость.

Что все это означает для нас? Нет ни одной страны мира, которая бы не почувствовала на себе влияния пандемии. Хуже всего ситуация обстоит там, где туризм и сектор хоспиталити формировал основную часть доходов жителей и бюджета. Это, как правило, островные государства, где туризм измерялся в миллионах посетителей в год и где практически отсутствуют другие сферы экономики. Сейчас они пытаются максимально быстро разрабатывать программы по привлечению людей на постоянное проживание, чтобы хоть как­то снизить влияние пандемии на экономику. Лучше всего коронавирусный период проходят страны, где наибольшую долю имеют технологические компании и традиционно высок уровень образования. Но даже в них отмечается крайне высокий уровень безработицы и падение доходов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить