Устаревшие смыслы

9250

В 2016 году Дональд Трамп шел на выборы под лозунгом Make America great again («Сделаем Америку снова великой»). С одной стороны, это привлекательный лозунг, тем более что образ США как самой великой страны в мире слегка потускнел. С другой – он апеллировал к идеям более чем вековой давности, если не к еще более давним, когда Штаты сделали грандиозный рывок за счет роста промышленного производства. Как бы кто ни относился к Трампу, нельзя отрицать, что замысел был привлекательным: использовать прежние рецепты, чтобы придать новый импульс экономике. Беда в том, что старые рецепты действенны только при определенных условиях. Когда условия меняются, они перестают работать.

На рубеже XIX и XX веков Америка совершила грандиозный экономический рывок за счет мягкого налогообложения и таможенных барьеров для импорта. Были, конечно, и другие факторы вроде свободы предпринимательства и потребности в освоении гигантских территорий. Вот и в наши дни Трамп решил прибегнуть к таможенным барьерам, торговым войнам и мягким налогам. Но у него ничего не получилось. К счастью для США, и особых провалов тоже не было.

Трамп вспомнился для затравки, а также для того, чтобы показать, что не мы одни пытаемся использовать старые и уже негодные рецепты. В предыдущей колонке я писал, что Казахстан вступил в эпоху застоя. И наша власть, надо отдать ей должное, это осознает, пытаясь найти способ вырваться из этого состояния. Беда в том, что обращается она к старым и оттого неэффективным сегодня рецептам.

Например, власть полагает, что эту задачу мог бы помочь решить энтузиазм широких народных масс. А как этот энтузиазм пробудить? За счет привлекательной для всех и оттого объединяющей население национальной идеи. И появляется «Ұлттық рухани жаңғыру».

Здесь есть несколько проблем. Во-первых, внедрение национальной идеи требует тотальной идеологической обработки населения. А это в наших условиях совершенно невозможно. Нет системы тоталитарной идеологической полиции, которая подавляла бы любое инакомыслие. Нет информационной закрытости, чтобы население ничего не знало об окружающем мире и считало, что никаких альтернатив предложенной идее нет. Отсутствует пропагандистская машина, в конце концов.

Во-вторых, национальные идеи охватывают широкие народные массы в следующих случаях. Когда массы социально обездолены, как это было в первые годы прихода большевиков к власти – и то пришлось прибегнуть к кровавому ленинскому террору (а потом еще, но уже сталинскому). Когда нация чувствует себя униженной, как это было в Германии и Италии после Первой мировой войны. В основе предложенных тогда идей лежало отмщение и восстановление «справедливости», поэтому они оказались так привлекательны. В Казахстане, к счастью, сейчас нет такого уровня обездоленности и униженности, как сто лет назад.

В-третьих, никакое единство нации (не в этническом, а в гражданском смысле) сегодня невозможно. Мы живем в мире разно­образия идей и имеем возможность выбирать ту, которая нам больше нравится. И эту возможность в современных условиях никак не ограничить.

Наконец, признаем честно, что никаких выгод внедрение национальной, всех объединяющей идеологии тем странам, где это удалось, не принесло. Национальная идея – это плохой рецепт сам по себе, и он в современном мире не работает.

Однако и вреда от попыток внедрения национальной идеи не предвидится. Хотя бы потому, что ее не удастся внедрить. Будет, как обычно, несколько мероприятий для галочки, будут отчеты – и все.
Но останется без ответа вопрос: почему у нас перманентно ищут истину в давно устаревших идеях? 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить