Успех в шляпе

4652

Как производитель шляп планирует завоевать местный розничный рынок

Бакыт Алимбекова — основатель салона эксклюзивных шляп Elegant
Фото: Андрей Лунин
Бакыт Алимбекова — основатель салона эксклюзивных шляп Elegant

«В Казахстане мало кто занимается головными уборами, однако перспективы у шляпного дела есть» – так начинает рассказ об основании своего салона эксклюзивных шляп Elegant Бакыт Алимбекова.

СЭШ Elegant – это предприятие полного цикла производства головных уборов от разработки дизайна и конструкции до пошива и реализации. Для этого имеются полностью оборудованные производственные помещения площадью более 540 кв. м, мощность которых составляет 300 млн тенге в год, и штат из 30 специалистов, изготавливающих изделия.

Все сырье, кроме овчины, закупается в зависимости от спроса на внешних рынках дважды в год. По словам Бакыт Алимбековой, основательницы компании, в Казахстане для шляп сырья нет. Поэтому велюровые колпаки из пуха кролика закупаются на чешском заводе Tonak, фетровые колпаки – в России, каракуль – в Узбекистане, а вся фурнитура – в Италии.

Ассортимент салона сегодня представлен десятками моделей в сегменте средний плюс. К слову, стоимость эксклюзивных шляп начинается от 15 тыс. тенге, широкополых – от 25 тыс. тенге, канотье – от 12 тыс. тенге.
«Мы стараемся, чтобы наши изделия были доступны, – поясняет предпринимательница. – Поэтому продажи в рознице идут хорошо – в среднем реализуется 170 моделей в год; если говорить об индивидуальных заказах, то они в малом объеме поступают из Казахстана, Японии, России и Германии».

Бакыт Алимбекова занимается производством головных уборов всю жизнь. Окончив Жамбылский технологический институт легкой промышленности, молодым специалистом пришла на Алма-Атинскую фабрику головных уборов, где начинала контролером и откуда в 1997 году, будучи главным инженером, ушла в свой бизнес. Вместе с художником-модельером Натальей Богдановой, модистками Ниной Шило, Людмилой Роо и конструктором Любовью Ведмедьевой открыла свой бизнес, связанный с моделированием и производством женских, мужских, детских и национальных головных уборов.

Стартовый капитал составил $3000, на которые было куплено швейное оборудование, сырье и арендовано помещение на ковровой фабрике. «Поначалу нам приходилось самим искать заказы, изыскивать деньги для выплаты зарплаты, которая первое время у всех была одинаковой – $100. Со временем мы стали участвовать в тендерах – производство головных уборов для силовых структур, но поскольку коллектив был малочисленный, то и объемы брали небольшие. А почувствовав уверенность в своих силах, стали участвовать в более крупных тендерах», – отмечает Бакыт Алимбекова.

Все это позволило в 2002 году выкупить собственное помещение и докупить швейное оборудование. По словам собеседницы, это было как раз то время, когда спрос на шляпы рос несколько лет подряд. «Мы шили на заказ эксклюзивные коллекции шляп для ВИП-персон, которые приходили к нам по рекомендации, – рассказывает Алимбекова. – А когда спрос на шляпы немного снизился, мы вновь стали делать акцент на тендерах».

2006 год и последующие два года стали для Бакыт Алимбековой и ее бизнеса настоящим испытанием. «Здание, в котором был наш цех, попало под снос. А поиск, покупка в Рабочем поселке на заемные средства нового помещения и ремонт в нем отняли много времени. В итоге мы потеряли почти всех своих клиентов. Лишь в 2008 году приступили к работе, и нам пришлось начать все сначала», – вспоминает собеседница.

Новый виток

Постепенно бизнес стал набирать обороты: наращивались мощности, открывались розничные точки продаж в 2012 году в Астане и в 2015-м в Алматы. По большому счету все это было обеспечено участием в тендерах по пошиву форменных головных уборов для силовых структур.

«Оборонный заказ помогает развивать основное направление нашего бизнеса. Но я хочу отойти от тендеров минимум на треть и начать производство головных уборов для розничных продаж, – поясняет директор салона. – Переход на массовый сегмент будет возможен в пятилетней перспективе, когда мы будем свободны в оборотных средствах, а значит, сможем увеличить производственные мощности, закупив оборудование, технологии и сырье».

Стоит отметить, что сегодня компания все средства направляет на развитие, проведя за последние два года модернизацию предприятия. По словам Бакыт Алимбековой, только на закуп оборудования в 2016 году было инвестировано около 20 млн тенге заемных средств, полученных в фонде «Даму» по программе «Дорожная карта бизнеса – 2020». В 2017 году в бизнес было вложено еще $20 тыс. собственных средств. И еще один транш в размере 20 млн тенге был инвестирован в оборудование и частично в оборотные средства в 2018-м. Все это позволит стать более конкурентоспособными и в ближайшее время запустить производство линейки верхней женской одежды.

Что касается конкурентного поля, то сегодня на рынке преобладают импортные товары различного качества. В большинстве своем это недорогая и невысокого качества продукция китайского производства, также присутствуют более дорогие и качественные изделия западных производителей. Наряду с ними есть единичные местные цеха, которые с ориентацией на госзаказ выпускают либо фуражки и кепки, либо шапки. «Но таких, кто в своем распоряжении имеет экспериментальный цех, художественную мастерскую и конструкторский отдел, в Казахстане нет», – добавляет она.

Более того, такое производство сегодня сложно создать, так как это потребует больших инвестиций и опытных кадров – швейников и технологов, в которых внутренний рынок сегодня испытывает дефицит. «В учебных заведениях страны нет специальностей по шитью головных уборов, – сетует предпринимательница. – Учитывая то, что мы хотим отдать предпочтение производству головных уборов для розницы, нам нужны универсальные прикладные знания, которые позволят сделать процесс производства менее трудоемким, а изделия легкими и современными. Именно технолог мог бы помочь нам перенять зарубежный опыт, раскрывающий все нюансы массового производства».

Бренд на экспорт

Чтобы завоевать местный рынок, нужно зарекомендовать себя на международном. «Таковы реалии для казахстанского бизнеса, диктуемые взыскательным потребителем, – отмечает собеседница и добавляет: – Сделать первый шаг в этом направлении сегодня возможно, в том числе через участие в бизнес-инкубаторе для дизайнеров Kazakhstan brand incubator, создателем которого является Аяжан Жаксыбай, в рамках программы по подготовке коллекций и бренда на экспорт».

Стоить отметить, что обучение в бизнес-инкубаторе проходит при поддержке ЕБРР, в том числе и финансовой. «Это отличная возможность улучшить маркетинг, брендирование, технологии, финансы, а также разработать стратегию по выходу на международные рынки, – поясняет предпринимательница. – Мы планируем выйти на выставку White Milano, которая состоится в будущем году, и презентовать свою коллекцию головных уборов».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить