Уроки успеха

3538

Как казахстанец основал глобальный сервис по найму персонала, привлекший $14 млн инвестиций

Нурасыл Серик
Нурасыл Серик
ФОТО: © Баурджан Бисмильдин

С тех пор как пандемия коронавируса зашагала по миру, удаленный формат работы стал нормой во многих компаниях. По данным опроса исследовательского агентства Gallup, проведенного в конце прошлого года, только в США порядка 60 млн человек считают, что могли бы выполнять свою текущую работу из дома. Из этого количества треть предпочла бы вообще больше не приходить в офис. Эксперты сходятся во мнении: пандемия кардинально изменила привычки работников. Люди поняли, что работать из дома часто удобнее: экономишь время и деньги на проезд, больше уделяешь внимания близким. Корпоративное руководство поначалу скептически оценивало перспективы «удаленки», беспокоясь за продуктивность работников и риск разоб­щенности коллектива. Однако изменение поведенческих привычек берет свое: дистанционная работа стала неотъемлемой частью реальности и топ-менеджеры вынуждены с этим считаться.

Для одних компаний вопрос с «удаленкой» решается просто: уже существующие сотрудники просто получают возможность трудиться, не посещая офис. Есть организации, которые идут в авангарде онлайн-работы, создавая целые команды из профессионалов, разбросанных по миру. Эта модель получила название remote-first («приоритет удаленке»). Компании, работающие по этому принципу, дают возможность выполнять свои обязанности удаленно всем своим сотрудникам. У таких бизнесов часто не бывает даже собственного офиса – коллеги встречаются только онлайн.

Вокруг компаний, использующих модель remote-first, возникла целая индустрия, получившая импульс во время пандемии. Один из ее представителей – сервис Remofirst, помогающий бизнесу нанимать сотрудников дистанционно по всему миру. Основатели стартапа – казахстанец Нурасыл Серик и уроженец Украины Владимир Федорив. В сентябре этого года Remofirst попал в заголовки американских деловых изданий: в ходе посевного раунда инвестиций компания привлекла $14,1 млн. Это рекорд для сервиса, работающего в сегменте рынка HR, называющемся employer of record («официальный наниматель»).

Судьба стартапера

Мы разговариваем с 28-летним Нурасылом, одним из основателей Remofirst, по видеосвязи: в качестве СЕО компании он курсирует между Сан-Франциско и Лондоном. В 2012 году окончивший школу №28 алматинец давно живет на Западе, поэтому беседовать ему удобнее по-английски. Сразу предупреждает, что у него сейчас большая нагрузка и совсем мало свободного времени. Рассказывая о себе, Нурасыл ограничивается совсем краткой автобиографией: «Родился в Алматы, после школы уехал в Англию, где в 2018 году окончил Университет Суррея по финансовому направлению, с тех пор работаю в сфере стартапов».

То, что собеседник полностью погружен в работу, заметно сразу, несмотря на непринужденные манеры и мягкие интонации. Рефлексии и рассуждениям он предпочитает факты, преподнося их как давно вызубренный рассказ: «Я открыл Remofirst в 2021-м со своим партнером Владимиром Федоривым, с которым мы работаем вместе уже больше семи лет. До этого уже запускал несколько стартапов в этой сфере, но инвестиции было найти сложно. Мы начали работать в секторе remote-first еще до того, как это стало трендом. Возможно, поэтому мне легче понять, что нужно потребителям».

Стартапами Нурасыл, по его словам, увлекся еще в университете: это было в духе времени и соответствует его предприимчивому характеру. «Я всегда был любознательным и экспериментировал в бизнесе, еще будучи подростком», – смеется собеседник каким-то своим воспоминаниям. Окончив британский университет, он занялся поисками работы. Поначалу казалось логичным попробовать устроиться в крупную, солидную компанию, чем он и занялся. Получив предложение от агентства Bloomberg, одного из ведущих поставщиков финансовой и экономической информации в мире, чуть было его не принял. Но в последний момент все же решил не изменять себе и пошел работать в один из лондонских стартапов. «Это был отличный опыт. В роли продуктового менеджера я с нуля создавал систему учета и оплаты труда, – рассказывает Нурасыл. – Это мне потом очень пригодилось».

Эффективность во всем

Своей сильной стороной Нурасыл считает доскональное понимание потребностей клиентов – этому его научил опыт работы на рынке remote-first и запуск собственных, пускай и по большей части неудачных, проектов. «Я всегда считал, что о потребителях нужно заботиться в первую очередь. Мне хочется понять, что им нужно. Когда мы запускали Remofirst, то много говорили с потенциальными клиентами. Создали небольшой веб-сайт и изучали потребности компаний. Нам многие говорили: такой сервис – это очень круто, нажал на кнопку – и нанимай персонал по всему миру. Проблема в том, что, как правило, это дорого», – рассказывает предприниматель.

ФОТО: © Баурджан Бисмильдин

Чтобы переиграть конкурентов, в Remofirst разработали такую бизнес-модель, при которой наем одного сотрудника через платформу обходится компаниям в сумму от $199 в месяц. Это в 2–3 раза дешевле, чем у аналогичных сервисов. Remofirst решает важную проблему, избавляя компании от необходимости открывать «дочки» в странах, где у них есть персонал. Таким образом, клиенты сервиса экономят десятки и сотни тысяч долларов в год, которые уходят на содержание заграничных представительств: аренду офиса, зарплаты административному персоналу, бухгалтерам, HR-специалистам и др.

Нурасыл тут же оговаривается: Remofirst – это не аутсорсинговая компания, занимающаяся поиском и подбором поставщиков услуг, будь то фрилансеры или субподрядчики. Через Remofirst компании заключают полноценные договоры с работниками. Фишка в том, что Remofirst оказывает административную поддержку и предоставляет клиенту собственную инфраструктуру, через которую можно решать зарплатные, налоговые, законодательные и другие вопросы, связанные с наймом сотрудников. Другими словами, за сумму от $199 в месяц клиент Remofirst получает возможность выплачивать зарплату заграничным работникам и делать все необходимые отчисления в один клик. Об остальном заботятся специалисты сервиса.

Remofirst работает в 150 странах и берет на себя решение огромного числа технических и административных вопросов. Специалисты компании – их сегодня порядка 40 человек – обеспечивают соответствие заключаемых контрактов как требованиям работодателей, так и местным законам. Как подобное удается? На этот вопрос Нурасыл лишь загадочно улыбается: «Это наша работа».

Основная часть команды Remofirst рассредоточена по восьми странам, включая Казахстан, где базируются разработчики. В некоторой степени интерес сооснователя к своей родине продиктован сентиментальными мотивами. «Здорово иметь возможность что-то сделать для своей страны, дать людям возможности, которых у них могло бы не быть. В Казахстане много талантливых людей, – говорит он. Подумав, Нурасыл добавляет: – Для нашей компании очень важно принимать правильные решения. Постсоветская система школьного образования делает упор на STEM-предметы. Детей натаскивают по физике, математике. На мой взгляд, это дает крепкую базу, чтобы стать разработчиком. Здесь много хороших специалистов». Наличие команды в Казахстане, признается собеседник, дает Remofirst конкурентное преимущество: результаты схожие, а расходов меньше, чем если бы над сервисом трудились американские или британские специалисты.

Верить в себя

Западные инвесторы высоко оценили потенциал Remofirst: на предпосевном раунде инвестиций в январе 2021 года стартап привлек сумму в размере $275 тыс. Менее чем за год Нурасыл и его команда вышли в плюс. Инвесторов поразили не только темпы роста стартапа, но и тот факт, что за 12 месяцев от сервиса не отказался ни один клиент. Все это помогло привлечь дополнительные $14,1 млн инвестиций, о чем компания объявила в сентябре этого года.

Нурасыл не раскрывает финансовых показателей, но отмечает: в сравнении с прошлым годом их выручка выросла в 11 раз! Среди клиентов сервиса как компании из списка Fortune 500, так и бизнесы поменьше. «Привлекать инвестиции было непросто. Все время возникал вопрос: как вы собираетесь соревноваться с сервисами покрупнее, у которых уже налаженный бизнес? – вспоминает предприниматель. – Но в итоге в нас поверили. Когда мы привлекли $14,1 млн, нас в команде было всего пять человек! Эти инвестиции позволили нам сразу выйти в другую лигу. Хотя, честно говоря, привлечь первоначальные $275 тыс. было даже сложнее».

Собеседник удовлетворенно отмечает: при этом в маркетинг команда стартапа не вложила ни копейки. Он убежден: нужный продукт, запущенный в нужное время, быстро сам найдет своего клиента. Именно таким продуктом, по всей видимости, и стал Remofirst. Перечислив все, что достигнуто за год с небольшим, Нурасыл делится усвоенными уроками: «Первое – нужно много работать. Я потратил кучу времени и сил, чтобы обо мне узнали. Второе: понимание клиента – ключ к успеху. Если хорошо знать потребителя, то можно дать ему то, что необходимо. Третье – нужно плыть, чтобы выплыть. Стучитесь в тысячу дверей, и когда-нибудь вам откроют».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить