Уроки Армении

Как из лозы, привезенной в первой половине ХХ века в Казахстан, вырос коньячный дом

Артуш Карапетян
Фото: Андрей Лунин
Артуш Карапетян

Артуш Карапетян хорошо известен на казахстанском алкогольном рынке: еще в 1970-е был директором Лениногорского пивзавода, Сарыагачского завода минеральных вод. В 1980-е работал главой Чимкентского пивного объединения, Главпивопрома Министерства пищевой промышленности КазССР, Главплод­овоща, Госагропрома и Алматинского ПО «Напитки», а затем 23 года руководил известным АО «Бахус».

Такая специализация не случайна. Еще в 1937 году отец Артуша Карапетяна – Месроп – был депортирован в Казахстан. С собой он привез виноградную лозу (по утверждению собеседника, первую в республике на тот момент). Уже через несколько лет у семьи был виноградник, делали вино и чачу, практически за счет этого построили дом. «Будучи ребенком, я все время наблюдал за процессом перегонки, лазил в подвал, полный банок с чачей и бочек с вином, – вспоминает Артуш Карапетян. – Позже, в советское время, когда я пришел работать в сферу производства напитков, у меня всегда оставалась мечта продолжить делать то, что делал мой отец, и назвать его именем продукцию. Теперь я этого добился – имя отца носит чача, которую выпускаю».

Та идея наложилась на другую – создание коньячного завода. «Как-то мы встречались с президентом Казахстана и обсуждали создание небольшого заводика с европейским оборудованием, который бы производил элитный алкоголь, – рассказывает Карапетян. – Дело тогда уже шло к пенсии, у меня с парт­нером были виноградники в Шымкенте, которые мы наращивали около 30 лет, уже 10 лет как закатали первую бочку коньяка, и я всерьез решил заняться созданием компании».

Он съездил во Францию, обсудил с производителями концепцию завода, нашел в Италии поставщиков оборудования. К моменту создания завода все еще работал в «Бахусе» и, когда понадобились средства на развитие нового проекта, продал свои акции. Так три года назад появилось совместное казахстанско-германское предприятие Winnac-Elite.

Первичная переработка происходила рядом с виноградниками в Южно-Казахстанской области, там сырье перекуривали, делали спирт и возили его в Алматы на выдержку, чтобы можно было следить за качеством. «Поскольку завод и хранение коньячных спиртов в дубовых бочках были созданы раньше, налоговая нагрузка оказалась минимальная: проценты для сельского хозяйства маленькие, – поясняет Карапетян. – Кроме того, у меня есть определенная репутация на кредитном рынке, как в наших, так и в российских банках. Я всегда беру небольшие займы и всегда возвращаю их вовремя».

Практически сразу после открытия завода началось падение цен на нефть, валютные колебания, но местное сырье и производство позволили избежать потрясений. «У нас уже были виноградники и оборудование для его переработки, нас практически не коснулись валютные колебания. По сути, мы только стеклобутылку из Франции (на 25 000 евро в год) и пробку из Португалии (на 8000 евро) закупаем – просто потому, что аналогичных продуктов в ближнем зарубежье не найти, – говорит бизнесмен. – Все остальное, даже упаковка, – местное».

Однако после выпуска первой партии товара компания столкнулась с рядом проблем: подделки, дешевая продукция конкурентов и кассовые разрывы. «Мы начали с традиционных здесь напитков – коньяк две-три звезды, но просто потерялись на этом рынке. В этом сегменте основная масса на полках – это не настоящий продукт. По сути, это концентраты плюс ароматизаторы, красители – все делается за сутки. Я чувствовал, что мы просто портим отличный виноградный спирт, потому что, сколько ни снижай цену, с такими «производителями» конкурировать невозможно, – рассказывает Карапетян. – А ведь такого полного цикла производства коньячных спиртов и конечного продукта, как у нас, – от винограда до готовой бутылки – нет не только в Казахстане, но и в СНГ! Могу говорить это ответственно: всех производителей знаю, мы каждый год в Ялте и Москве встречаемся, и регулярно Winnac-Elite завоевывает золотые медали». В прошлом году, по словам бизнесмена, отправили на конкурс четыре образца и получили четыре золотые медали к уже имеющимся 18.

Артуш Карапетян
Фото: Андрей Лунин
Артуш Карапетян

Когда объем подделок стал достигать 35–40% всего объема продукции под их брендом, было принято первое серьезное решение – отказаться от свободной продажи и создать сеть собственных магазинов. «Так мы ушли от посредников, «платы за полку», дебиторской задолженности и многих других минусов, – говорит Карапетян. – Кому-то это может показаться маркетинговой ошибкой, но раньше у нас была армия бухгалтеров и юристов, бесконечное бумагодвижение, а теперь мы вздохнули с облегчением. Сейчас у нас пять фирменных магазинов, есть планы по открытию еще нескольких в Алматы и Астане».

В конечном итоге было решено выпускать индивидуальную продукцию хорошего качества и по нормальной цене. «Марочные коньяки 6–10-летней выдержки можем делать только мы. Заключили контракт с упаковочным цехом Тургеньского завода: цена за коробку может достигать 7000 тенге! Или бочковое хранение: купили 400 бочек из 80-летнего дуба в Италии и Франции, только одна стоит 3200 евро! – рассказывает бизнесмен. – Кроме того, сама технология: во время выдержки спирт все время испаряется – 5–7% в год, следовательно, нужно производить долив. Делать это нужно постепенно, чтобы в составе не произошло резких изменений. Так что 10-летний коньяк – это более 50% потери».

Смена модели сразу принесла плоды. Несмотря на то что обороты снизились, возросла рентабельность завода – 15–20%. В 2016 году выручка увеличилась на 42%, продажи – на 22%. «И главное – заполнили полки отличным марочным продуктом, который не стыдно дарить, – подчеркивает Карапетян и добавляет, что это и создание первого в Казахстане коньячного дома можно считать его главными достижениями: – Когда был в Австралии, увидел прекрасный пример – всего лишь 25 гектаров виноградника, семь человек, одна семья, работают на заводе. И так 400 лет – хозяева одни, покупатели одни, прекрасный продукт, отличный бизнес. Мы тоже к этому идем, создали настоящий бренд, где работают мои сын и внук».

Компания готовится к выходу на российские рынки. Этот вопрос стоит довольно остро для всех производителей алкогольной продукции с момента вступления в Таможенный союз. Казахстанские акцизы оказались существенно ниже российских, было решено поднимать их постепенно. «Некоторые производители хотят форсировать этот процесс, но, если резко поднять цену, продукция станет неконкурентоспособной. Надо использовать это время, чтобы укрепить бренд, развить культуру потребления, выбора качественных напитков, – считает Карапетян. – В целом я доволен тем, что мы с самого начала знали, к чему идем, и строили все основательно. Сегодня у нас классическая технология, натуральное сырье, отличное оборудование и своя сеть магазинов. Думаю, грех иметь все это и выпускать плохой продукт. Поэтому на каждой этикетке, я пишу: «За качество отвечаю лично», ставлю печать и роспись».

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


журналист

 

Статистика

821
просмотров
 
 
Загрузка...