Ян Гейл: Чтобы стать счастливым, придётся чем-то пожертвовать

Forbes.kz публикует вторую часть эксклюзивного интервью с известным датским архитектором и консультантом по городскому дизайну Яном Гейлом

Фото: Андрей Лунин
Ян Гейл.

Окончание. Начало см. здесь.

Как сократить количество автомобилей

FГосподин Гейл, сколько лет потребуется, чтобы Алматы избавился от автотранспорта?

- Я не говорю, что от автомобилей надо избавляться совсем. Знаете, я также работаю над планом развития Сингапура. У этой страны есть одна большая проблема – там 8 млн человек живут на небольшом острове, который полностью заселен, а население растет. Им некуда расширяться, они не могут строить новые дороги, там нет больше места для машин. Но даже в самых загруженных районах Сингапура не отказываются полностью от дорог - они нужны хотя бы для того, чтобы по ним могли проехать «скорая помощь», пожарная машина или специальный транспорт для людей с ограниченными возможностями. А для передвижения большинства горожан там продумываются более «умные» варианты. В конце концов, каждому жителю надо изо дня в день ездить из дома на работу и обратно по очень предсказуемому пути, и они спокойно добираются на общественном транспорте.

FИ все-таки, как в Алматы сократить количество автомобилей?

- Есть несколько способов.

Во-первых, можно сделать стоимость бензина очень высокой, и люди будут водить собственный транспорт гораздо меньше.

Во-вторых, можно запретить парковку в городе или сделать ее очень дорогой.

В-третьих, можно ввести плату за въезд в город. По этому пути пошел Лондон – за въезд в центр столицы Великобритании надо заплатить 8 фунтов.

В-четвертых, можно ввести высокий налог за езду в городе – так сделали, например, в Сингапуре и Стокгольме. Это примерно на 20% снижает количество машин. В этом случае многие люди начинают думать так: «Может, я буду ездить на работу вместе с соседом?» или «Пожалуй, мне не нужно сегодня куда-то ехать».

В-пятых, можно сделать узкими проезжие части в городе и сократить количество парковочных мест. В Копенгагене это делали постепенно на протяжении 50 лет. И сейчас дорожные инженеры этого города скажут: если сокращать количество парковок очень медленно и никому не сказать об этом, никто и не заметит. А если вам негде будет припарковать вашу машину, вы просто не будете ее водить.

Если никаких попыток по сокращению числа машин не предпринимать, то их количество будет только расти.

Чем пожертвовать, чтобы стать счастливым

FЗа какое время количество автомобилей в городе заметно сокращается после этих мер?

- Мой опыт говорит, что ситуацию надо менять медленно, у людей должно быть время, чтобы привыкнуть к нововведениям. В Копенгагене машины ограничивали постепенно, параллельно расширяя системы метро и автобусного транспорта, а также развивая велосипедный транспорт. На все это ушло около 20 лет, и теперь в городе мало кому придет в голову сесть за руль – люди тысячу раз подумают, а есть ли в этом реальная необходимость?

Но в некоторых городах, где ситуация критическая, проблему порой решают кардинально. Например, в Париже, Милане или Пекине просто закрывают улицы для машин в определенные дни, например, когда уровень загрязнения слишком высок. Там просто объявляют, например, что в воскресенье управлять личным транспортом запрещено. Или разрешают персональное вождение только по четным/нечетным числам месяца или номерам водительских прав. В Алматы тоже нужно сделать что-то похожее.

Чтобы вы понимали: моя философия городского планирования – это не делать условия жизни хуже. Автомобили – это благо, но в 80% случаев вождение своего авто не является реальной необходимостью, его можно легко заменить на поездку в общественном транспорте. Но многие люди продолжают ездить на своих машинах, потому что это на руку автомобильной индустрии или хорошо работает автомобильное лобби. И многие люди ошибочно полагают, что ситуацию с засильем авто изменить нельзя.

FСталкивались ли вы с протестами, с митингами в городах, где власти серьезно ограничивали движение машин?

- Нет.

Я еще раз подчеркну: я не противник автомобилей, я очень их люблю, они великолепны. Но я в большей степени - сторонник интересов людей. И в крупных городах рано или поздно приходится решать дилемму: в этом населенном пункте улучшают условия для людей или для автомобилей.

Я за счастливую жизнь, я за то, чтобы люди жили в хорошем городе. Но для этого порой приходится чем-то жертвовать. И в тех городах, где не побоялись изменений, люди становятся счастливыми.

Приезжайте в Копенгаген и посмотрите: 45% жителей используют велосипеды, чтобы добраться до работы. Город стал совершенно другим: люди стали больше ходить и улыбаться, на улицах стало больше прекрасных девушек и много детей, воздух стал гораздо чище. А Алматы сейчас - как Копенгаген 50 лет назад.

Автобус бизнес-класса

FЯ не могу представить себе Алматы, заполоненный велосипедами. Город у нас расположен в предгорье, по наклонным улицам ездить трудно.

- Потому в случае с вашим городом я много не говорю о велосипедах. Но я расскажу вам про свою работу в «наклонных» городах. В некоторых их них все равно большое количество велосипедистов, потому что там много университетов. Просто многим студентам удобно использовать этот способ дешевого передвижения по городу, и пока они молоды, им легче ездить по наклонам. А тем временем состоятельные люди, живущие на возвышенностях, продолжают использовать автомобили.

Также в холмистых городах часто используют велосипеды с электрическим приводом. Во многих таких населенных пунктах есть эскалаторы для велосипедов. А в Люксембурге, в центре города, для них даже предусмотрены лифты.

В Алматы надо активно думать над запуском скоростных автобусов, которые ездят по выделенным линиям на дорогах (БРТ). Кстати, для состоятельных людей эти автобусы могут быть оборудованы секциями бизнес-класса с кондиционерами воздуха, более комфортными креслами и так далее. Такой транспорт популярен во многих городах. Он очень быстрый, как метро, но гораздо менее затратный. Он даже может быть интересной инвестицией для предпринимателей. У вас очень широкие улицы, которые можно отлично использовать для скоростного автобусного транспорта.

FВы действительно думаете, что улицы Алматы широкие?

- Да (очень уверенно. - F)! Я не утверждаю, что все, но многие. Сравните их с европейскими.

F: Можете назвать главные советы, которые вы дали акимату Алматы для улучшения жизни в городе?

- Да. Я составил список того, что бы сделал, если бы был мэром города.

Во-первых, я бы перестал заставлять людей переходить дороги по надземным и подземным пешеходным переходам. Горожане должны переходить улицы по большому количеству наземных «зебр». Это делает город более дружелюбным по отношению к людям. Они должны иметь право на публичное пространство и пересекать улицы в комфорте, без препятствий и лестниц.

Во-вторых, я бы увеличил время для перехода проезжей части. Очень важно в середине улицы установить не просто островки, а целые полосы безопасности, где пешеход, перейдя первую часть дороги, может спокойно остановиться, переждать и продолжить путь. Светофор должен для него гореть достаточно долго.

В-третьих, я бы снизил максимально разрешенную скорость движения транспорта в городе. Сейчас она слишком высокая, это ненормально. И ширину полос для движения надо сузить. У вас она очень большая, как в Штатах, и это действует на психологию водителя: когда на дороге много места, хочется сильнее разгоняться.

В-четвертых, большое количество деревьев в городе растут скученно и дико. Их нужно немного обрезать. Уличный свет должен попадать на тротуары, чтобы люди на них чувствовали себя в безопасности, а не как в джунглях.

В-четвертых, у вас есть арыки, которые можно использовать гораздо лучше, чем  они работают сейчас. Воду в городе не нужно прятать, каналы надо расширять и облагораживать. Например, в немецком городе Фрайбург на каждой улице есть крошечные речки. Выглядят они прекрасно, в них постоянно плескаются детки, а горожан на улицах города постоянно умиротворяет звук текущей воды. Такие маленькие изюминки города нужно правильно использовать.

F: У Алматы есть шанс стать городом, хорошим для жизни?

- Конечно.

F: А много лет нам для этого понадобится?

- В Нью-Йорке, например, чудо произошло всего за 5 лет.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9996 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
19 февраля родились
Ажмат Алимов
Директор ТОО «Региональный центр развития Алматинской области»
Анес Бижанов
Председатель совета директоров AMF Group
Самые высокооплачиваемые диджеи мира

Все цифры отражают доходы за период с июня 2017 по июнь 2018 года до вычета налогов

Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить