В Алматы и пригородах будут жить 4,5 млн человек

44399

Президент Союза градостроителей Казахстана Любовь Нысанбаева рассказала Forbes.kz, как будет развиваться южная столица

Фото: almaty.all.biz

Недавно в Алматы прошел XI градостроительный форум Казахстана. После форума корреспондент Forbes.kz Татьяна Трубачева встретилась с президентом Союза градостроителей, директором ТОО «Urban Style» Любовью Нысанбаевой и попросила рассказать, какие проблемы существуют у современных городов и как будет развиваться Алматы.

Фото: Роман Суханов.
Любовь Нысанбаева.

Почему не строится БАКАД

F: Любовь Владимировна, первая сессия градостроительного форума называлась «Главный жизненный ресурс - территория. Гримасы рынка». Что с рынком земли не так?

- Земля находится в частной собственности у граждан. И когда появляется необходимость проложить дорогу, возвести социально значимый объект - происходит столкновение частных и общественных интересов. Наша задача как градостроителей - разработать такой генплан, который бы гармонизировал частные и общественные интересы. Сделать это очень тяжело, потому что землю раздали до создания генпланов. От этого гримасы и появляются.

Допустим, еще в 2009 году было разработано технико-экономическое обоснование БАКАДа (Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога. - F), реализация проекта должна была начаться в 2011-2012 годах, однако этого не случилось, потому что там всплыли все «прелести» рынка: владельцы участков, по которым должна пройти дорога, стали завышать цены, с ними было тяжело договориться. Но необходимость этой дороги давно назрела. У нас был даже такой смешной случай. Наш субподрядчик, проводивший исследование промышленных зон в пригороде, стал объяснять расположение одного объекта так, будто кольцевая автодорога уже существует: «Доедешь по такой-то улице туда, а потом налево по БАКАДу». К тому же власти города заинтересованы в том, чтобы БАКАД появился. Поэтому, думаю, в течение 2-3 лет дорога будет построена.

F: Наши законы могут быть буфером в конфликтах с владельцами участков, которые изымаются для госнужд?

- У нас правильные законы, но они были приняты после того, как земли отдали в частную собственность. Поэтому важно прописать в законах дополнительные нормы, о которых мы говорили на форуме.

Во-первых, необходимо, чтобы местные органы власти старались выполнять застройку по утвержденным градостроительным проектам: это сложно, но жизненно необходимо.

Во-вторых, в период разработки градостроительных проектов нужно приостанавливать выдачу разрешений на застройку территорий, которые попали в поле зрения разработчиков.

Третье - нужно прописать механизмы компенсации за земли, которые изымаются для государственных нужд. Сделать так, чтобы, с одной стороны, собственники не чувствовали себя ущемленными. С другой - чтобы необходимые инфраструктурные объекты, без которых среда не будет комфортной, появлялись как можно скорее.

Четвертое - разработанный и утвержденный градостроительный проект со временем требует корректировок: ведь жизнь ставит все новые и новые вопросы. Но сейчас в законодательной базе не прописан механизм внесения корректив.

Все эти предложения мы попытаемся донести до Минрегионразвития, чтобы затем были внесены необходимые изменения в законы. В сущности, мы и проводим градостроительные форумы для того, чтобы поднимаемые нами вопросы были услышаны.

Угнетенное бытие формирует сознание

F: Почему градостроители обсуждали дворы как основу социокультурной среды? Это действительно так важно?

- Конечно. Сейчас, когда земля отдана в частную собственность, очень остро встают вопросы: как формировать социокультурную среду? где будут расти дети? Надо, чтобы маленький человечек видел не бесконечную череду домов, не протискивался сквозь строй припаркованных машин, а любовался парками и скверами, вдоволь играл во дворе со сверстниками, будучи подростком - занимался там спортом, полноценно отдыхал. Однако сейчас социокультурная, природно-ландшафтная среда городов угнетается. Мы не знаем, какое будущее нас ждет, может, мы будем обитать на других планетах. Но пока населенные пункты мы возводим на Земле, а не подвешиваем их в космосе. Поэтому давайте строить города и села так, чтобы человек мог развиваться.

Какими территориями будет прирастать Алматы

Карта: realkz.com
Схема прохождения трассы БАКАД.

F: Тогда давайте перейдем к развитию Алматы. Почему для южной столицы стали разрабатывать новый генплан?

- Потому что тот, который был выполнен в 2002-2003 годах, исчерпал себя: застроены почти все земли, которые можно было застроить, а число жителей перевалило за определенный уровень. Когда в 2009 году мы разрабатывали генеральный план пригородов Алматы, то написали концепцию развития самого города, чтобы понять, как будет выглядеть его территория, как он будет выходить за свои границы. Согласно нашим аналитическим изысканиям, население мегаполиса продолжит расти. Дело в том, что за время существования города население не прекращало увеличиваться, особенно активно город «пошел в рост» после войны. За тот период, когда Алма-Ата была столицей, она набрала такую инерцию, что даже серьезнейшие кризисы - перестроечный, последующие экономические и финансовые - почти не повлияли на темпы роста. Город увеличивается за счет естественного и механического прироста населения, Алматы притягивает к себе людей великолепной природной и лучшей в республике социокультурной средой. По нашим расчетам, в последующие 30-40 лет в мегаполисе и пригородах (города Иссык, Каскелен, село Узунагач) будет проживать 4,5 млн человек. В скором времени к городу присоединят 23 тыс. га Карасайского района. Это огромные территории, ведь вся площадь Алматы в 2009 году составляла 32 тыс. га. Для прирезанных частей, конечно, плюс, что их передадут городу. А для мегаполиса это дополнительные большие заботы.

F: Пригороды на самом деле отличаются от Алматы не в лучшую сторону. Как можно нивелировать различия?

- Если бы мы выделяли одинаковые средства на реализацию проектов в городе и пригородах, то смогли бы создать равноценную социокультурную среду как в центре агломерации, так и на периферии. Думаю, сейчас у властей до этого просто руки не доходят. Проблема еще кроется в малочисленности архитекторов, которые работают в местных исполнительных органах. Казалось бы, чиновников очень много, но именно  нашего профиля - мало. Невозможно силами трех человек сделать что-то стоящее для небольшого города или района.

F: Какими территориями еще будет прирастать Алматы?

- Город будет естественным образом расти до БАКАДа (административные границы города уже кольцевой дороги), будет вестись интенсивная застройка на «клиньях» (территории, которые прилегают к дорогам, ведущим из города в пригородные поселки Боролдай, Отеген Батыр и др., а также сами эти поселки). По генеральному плану пригородов, на «клиньях» должны быть созданы новые рабочие места труда, чтобы сотрудники проживали ближе к работе и чтобы тем самым гармонизировать жизнь в Алматы, иначе у нас так и будут бесконечные пробки. Ежедневно в мегаполис въезжает более 250 тыс. машин, и поэтому необходимо, чтобы появились новые выходы из него. Допустим, на северном направлении выхода практически нет: барахолка мешает, но власти работают над тем, чтобы освободить эту территорию. Если же во всех направлениях будет по 2-3 выхода, как мы наметили, то это будет здорово.

Также надо серьезно думать о развитии общественного транспорта. То, что начало работать метро, - это прорыв. Но количество веток метро надо увеличивать. Желательно было бы сделать кольцо, которое позволит передвигаться во все районы города, и, естественно, развивать радиальные связи.

Где в южной столице появятся новые развязки

Фото: auto.lafa.kz
В Алматы уже 26 развязок - и это не предел.

F: На ваш взгляд, почему проблемы с общественным транспортом не решены до сих пор?

- Городу бы серьезно помог легкорельсовый транспорт - скоростной трамвай, который передвигается по обособленному полотну. Но дело опять упирается в отсутствие свободных земель: где прокладывать это полотно? Однако если за этот проект возьмутся всерьез, если будет выделен бюджет, то он вполне реалистичен.

Кроме того, наш житель с трудом пересаживается на общественный транспорт, потому что это считается непрестижным и неудобным. У нас легко вошло в традицию иметь три машины в семье. Но именно из-за этого в городе транспортный коллапс. Надо сделать так, чтобы общественный транспорт зарекомендовал себя как надежный и как единственно возможный вид транспорта. Тогда и отношение к нему поменяется у горожан. Но на это нужно время. Сейчас пауза, которая позволяет накопить критическую массу и выйти на новый уровень.

F: Нужны ли Алматы еще развязки?

- Те планы по развязкам, которые предусмотрены генеральным градостроительным документом, уже выполнены и перевыполнены: в Алматы сейчас 26 развязок. Новые понадобятся на основных выходах из города к БАКАДу, то есть проспекты Рыскулова и Абая, улица Толе би и другие должны будут соединяться с кольцевой дорогой.

На пересечении Жансугурова и Сейфуллина будет очень интересная и красивая развязка. На улице Фурманова будет реализовано нетривиальное решение с использованием эстакады. Также развязки появятся в районе аэропорта. Всё это мы с вами увидим в ближайшие пять лет.

Ахметжан Есимов не поддерживает идею городов-спутников

Иллюстрация: skyscrapercity.com
Проект Gate City.

F: Как обстоят дела с городами-спутниками Алматы - G4 Сity?

- Недавно премьер Серик Ахметов разбирался, почему не идет реализация этого проекта. Под это дело было создано ТОО «G4 City». Оно разрабатывало и генеральные планы, и проекты детальных планировок, и инфраструктурные проекты. Мы с ними связаны в одном: учли запланированные поселения-сателлиты при создании генерального плана развития пригорода. Отмечу, что аким южной столицы Ахметжан Есимов на прошедшем форуме градостроителей сказал, что не поддерживает проект возведения этих городов, что они не нужны, что это натянутое решение. Но здесь есть политическая тонкость: если правительство утвердило G4 City, выделило средства, то надо сделать. По крайней мере, первый город Gate City (район Первомайки, Отеген батыра) нужен. Это одна из площадок развития Алматы, ведь в мегаполисе уже нет земель. Все ожидали, что там построят коммерческое жилье по доступным ценам. Но пока по не известным мне причинам там ничего не делается.

Исторический облик Алматы изменяться не будет

Фото: almatymadeniet.kz
Градостроители уверяют, что на исторический центр южной столицы никто не покушается.

F: Не получится так, что город не за счет G4 City будет развиваться, а за счет сноса исторического центра?

- Я не видела проектов, которые предполагают снос чего-либо, и не думаю, что станут приниматься решения, которые будут изменять исторический облик города: нынешний градостроительный совет очень серьезно к этим вопросам относится.

Между тем, нужно сносить ветхие и несейсмостойкие дома в Алматы. Если на месте таких строений можно возвести доступное жилье, то это нужно делать, примером в данном случае может служить жилой комплекс «Сайран». Но у нас есть жилье, которое находится в санитарно-защитных и водоохранных зонах. Например, вдоль Большой и Малой Алмаатинки, вдоль Весновки (р. Есентай) люди любят, никого не спрашивая, строить дома, а потом, когда дома сносят, говорить, какие они бедные-несчастные, что им государство ничего не дает. Такие строения на самом деле опасны для человека и для окружающей среды. На их месте ничего возводить не надо.

F: По аль-Фараби и Розыбакиева есть незастроенные участки. Какие объекты там запланированы?

- Для проспекта аль-Фараби было разработано два проекта - один моей фирмой, второй - американцами, но никакой еще не утвержден. Понятно, что большое внимание будет уделяться архитектурной стороне новых застроек, ведь это самое роскошное место в Алматы.

Что касается огромного куска земли напротив MEGA Almaty, то хотелось бы, чтобы там сделали еще одну полосу движения. Ведь возникновение таких объектов, как MEGA, требует серьезного отношения к транспортному вопросу.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить