Топ-10 самых значимых моментов стратегии «Алматы-2050»

Аким Алматы предложил горожанам вместе обсудить стратегию развития южной столицы. Что мы будем обсуждать?

Бакытжан Сагинтаев
ФОТО: Андрей Лунин
Бакытжан Сагинтаев

В четверг, 21 ноября, аким южной столицы Бакытжан Сагинтаев вынес на публичное обсуждение стратегию развития Алматы до 2050 года, о чём сообщил на своей странице в Facebook.

«Прошу не только алматинцев, но и всех, кому небезразлична судьба нашего любимого города, высказать свое конструктивное мнение по проекту главного документа города», - отметил аким, назвав адрес сайта almaty-2050.kz.

Для удобства тех, кто пожелает откликнуться на призыв акима, мы разбили главные, на наш взгляд, аспекты стратегии по пунктам.

1. 30 лет спустя

Целей стратегии планируется достичь в 2050 году. Тридцать лет в современном мире, где за 2 года технологии обновляются чуть не наполовину, это довольно долгий срок. Какие же цели поставлены акиматом?

2. Из тени в свет

Положительный момент — в стратегии дана честная и подробная оценка нынешней ситуации в городе.

Так, по данным акимата, из-за присоединения новых территорий оказалась перегруженной инфраструктура города. Центральное отопление и горячая вода есть менее чем у 60% горожан, в 23 микрорайонах нет водопровода, не освещены 30% улиц.

Разрыв в уровне жизни центра и окраин приводит к маятниковой миграции, а она к - заторам на дорогах. Остро не хватает общественного транспорта — всего 39% алматинцев пользуется автобусами. Отсюда загазованность, пробки и рост количества ДТП.

Изношено более 60% сетей водопровода, канализации и теплоснабжения. Почти пятая часть воды теряется по пути к потребителю.

Из 122 тыс. тонн вредных выбросов 27% - на «совести» ТЭЦ-2, 65% даёт транспорт и 7% - предприятия. В акимате считают, что частный сектор загрязняет воздух только на 1%.

3. «Расползание города»

Так власти обозначили риск неконтролируемой миграции. Сегодня 60% прироста населения Алматы — это приезжие. К поликлиникам прикреплено на 116 тыс. человек больше, чем зарегистрировано в городе! Прогноз на 2030 — 3 млн человек.

Растёт разрыв между богатыми и бедными, констатирует акимат. В 2012 10% самых богатых получали в 4,9 раза больше, чем 10% самых бедных, а в 2018 — уже в 6,6 раза. «Средняя зарплата в Медеуском районе в 2 раза выше, чем в Наурызбайском», - констатирует акимат.

Диспропорция в доходах «выращивает» преступность. «В Алматы живёт 10% населения страны, но совершается более 21% преступлений, - признаёт администрация города. - В Алматы происходит почти 30% всех ДТП страны, а число пострадавших достигает четверти от общестрановой».

4. «Размытие человеческого капитала»

Ещё один точный термин в тексте. Уезжают образованные и успешные, приезжают неквалифицированные и менее образованные. Согласно опросу Центра мониторинга и анализа, 42% алматинцев собираются, твёрдо решили или подумывают о переезде.

5. Экономический анализ

Экономика растёт экстенсивно, исключительно за счёт прироста населения, доля «умной» (финансовая сфера, ИКТ, наука, техника) сокращается, доля торговли увеличивается. «Алматы начал серьёзно отставать от многих региональных конкурентов в такой традиционно сильной своей сфере, как финансовые услуги», - отмечено в документе.

6. Город без окраин

Следующие 38 страниц плана повящены планам на будущее.

«Жить и трудиться будет комфортно в любой части города, - обещают разработчики. - Не нужно будет ехать через весь город, чтобы попасть на работу, получить качественные медицинские услуги или отвезти детей в хорошую школу». Алматы станет «умным», безопасным, зелёным, глобальным деловым, культурным и креативным. 

7. Скромно, но со вкусом. И запахом

К 2050 акимат обещает улучшить окружающую среду, на 20% сократив поездки на автомобилях и увеличив площадь озеленения до 20 кв. м на человека. О ТЭЦ и газификации частного сектора в этой части стратегии ничего не сказано.

Планы по транспорту тоже знакомы алматинцам: закончить строящиеся станции метро, провести линии ЛРТ и БРТ. Цель на 2050 — 60% населения пересадить на общественный транспорт. Акимат намерен искоренить смертность на дорогах "в ноль", а преступность уменьшить в пять раз.

8. Чем ВРП прирастать будет

Экономика города должна расти на 5% в год. Для этого надо прежде всего развивать финансы, логистику, туризм.

9. Как завязать линии в узлы

В качестве метода изменения структуры города выбрано «транзитно ориентированное развитие». 

«Это означает сосредоточение застройки с достаточно высокой плотностью жилья и рабочих мест вокруг крупных транзитных узлов, обеспечивающих лёгкий доступ к разным видам общественного транспорта: автобусам, троллейбусам, ЛРТ, БРТ, метро». Считаем, что это прерогатива специалистов — дать оценку именно такому методу застройки.

Как следует из документа, в городе будут развивать шесть зон, главным образом в нижней части. Где-то среди этих зон будет создан «Downtown как основное место редевелопмента». Тут же будет парк мирового уровня и крупный транспортный узел. 

10. Кто здесь главный

«Высшим органом управления реализацией стратегии будет Стратегический совет, формируемый акимом города», - сообщается на предпоследней странице документа. В состав «ареопага» войдут представители акиматов города и области, маслихата, университетов, частного бизнеса, НПО и гражданского общества.

Рабочим органом станет «Проектный офис» — он будет составлять и корректировать документы в рамках стратегии, мониторить, анализировать и содействовать реализации.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4093 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
12 декабря родились
Мухтар Кул-Мухаммед
депутат сената парламента РК
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить