Топ-10 самых значимых моментов стратегии «Алматы-2050»

Аким Алматы предложил горожанам вместе обсудить стратегию развития южной столицы. Что мы будем обсуждать?

Бакытжан Сагинтаев
ФОТО: Андрей Лунин
Бакытжан Сагинтаев

В четверг, 21 ноября, аким южной столицы Бакытжан Сагинтаев вынес на публичное обсуждение стратегию развития Алматы до 2050 года, о чём сообщил на своей странице в Facebook.

«Прошу не только алматинцев, но и всех, кому небезразлична судьба нашего любимого города, высказать свое конструктивное мнение по проекту главного документа города», - отметил аким, назвав адрес сайта almaty-2050.kz.

Для удобства тех, кто пожелает откликнуться на призыв акима, мы разбили главные, на наш взгляд, аспекты стратегии по пунктам.

1. 30 лет спустя

Целей стратегии планируется достичь в 2050 году. Тридцать лет в современном мире, где за 2 года технологии обновляются чуть не наполовину, это довольно долгий срок. Какие же цели поставлены акиматом?

2. Из тени в свет

Положительный момент — в стратегии дана честная и подробная оценка нынешней ситуации в городе.

Так, по данным акимата, из-за присоединения новых территорий оказалась перегруженной инфраструктура города. Центральное отопление и горячая вода есть менее чем у 60% горожан, в 23 микрорайонах нет водопровода, не освещены 30% улиц.

Разрыв в уровне жизни центра и окраин приводит к маятниковой миграции, а она к - заторам на дорогах. Остро не хватает общественного транспорта — всего 39% алматинцев пользуется автобусами. Отсюда загазованность, пробки и рост количества ДТП.

Изношено более 60% сетей водопровода, канализации и теплоснабжения. Почти пятая часть воды теряется по пути к потребителю.

Из 122 тыс. тонн вредных выбросов 27% - на «совести» ТЭЦ-2, 65% даёт транспорт и 7% - предприятия. В акимате считают, что частный сектор загрязняет воздух только на 1%.

3. «Расползание города»

Так власти обозначили риск неконтролируемой миграции. Сегодня 60% прироста населения Алматы — это приезжие. К поликлиникам прикреплено на 116 тыс. человек больше, чем зарегистрировано в городе! Прогноз на 2030 — 3 млн человек.

Растёт разрыв между богатыми и бедными, констатирует акимат. В 2012 10% самых богатых получали в 4,9 раза больше, чем 10% самых бедных, а в 2018 — уже в 6,6 раза. «Средняя зарплата в Медеуском районе в 2 раза выше, чем в Наурызбайском», - констатирует акимат.

Диспропорция в доходах «выращивает» преступность. «В Алматы живёт 10% населения страны, но совершается более 21% преступлений, - признаёт администрация города. - В Алматы происходит почти 30% всех ДТП страны, а число пострадавших достигает четверти от общестрановой».

4. «Размытие человеческого капитала»

Ещё один точный термин в тексте. Уезжают образованные и успешные, приезжают неквалифицированные и менее образованные. Согласно опросу Центра мониторинга и анализа, 42% алматинцев собираются, твёрдо решили или подумывают о переезде.

5. Экономический анализ

Экономика растёт экстенсивно, исключительно за счёт прироста населения, доля «умной» (финансовая сфера, ИКТ, наука, техника) сокращается, доля торговли увеличивается. «Алматы начал серьёзно отставать от многих региональных конкурентов в такой традиционно сильной своей сфере, как финансовые услуги», - отмечено в документе.

6. Город без окраин

Следующие 38 страниц плана повящены планам на будущее.

«Жить и трудиться будет комфортно в любой части города, - обещают разработчики. - Не нужно будет ехать через весь город, чтобы попасть на работу, получить качественные медицинские услуги или отвезти детей в хорошую школу». Алматы станет «умным», безопасным, зелёным, глобальным деловым, культурным и креативным. 

7. Скромно, но со вкусом. И запахом

К 2050 акимат обещает улучшить окружающую среду, на 20% сократив поездки на автомобилях и увеличив площадь озеленения до 20 кв. м на человека. О ТЭЦ и газификации частного сектора в этой части стратегии ничего не сказано.

Планы по транспорту тоже знакомы алматинцам: закончить строящиеся станции метро, провести линии ЛРТ и БРТ. Цель на 2050 — 60% населения пересадить на общественный транспорт. Акимат намерен искоренить смертность на дорогах "в ноль", а преступность уменьшить в пять раз.

8. Чем ВРП прирастать будет

Экономика города должна расти на 5% в год. Для этого надо прежде всего развивать финансы, логистику, туризм.

9. Как завязать линии в узлы

В качестве метода изменения структуры города выбрано «транзитно ориентированное развитие». 

«Это означает сосредоточение застройки с достаточно высокой плотностью жилья и рабочих мест вокруг крупных транзитных узлов, обеспечивающих лёгкий доступ к разным видам общественного транспорта: автобусам, троллейбусам, ЛРТ, БРТ, метро». Считаем, что это прерогатива специалистов — дать оценку именно такому методу застройки.

Как следует из документа, в городе будут развивать шесть зон, главным образом в нижней части. Где-то среди этих зон будет создан «Downtown как основное место редевелопмента». Тут же будет парк мирового уровня и крупный транспортный узел. 

10. Кто здесь главный

«Высшим органом управления реализацией стратегии будет Стратегический совет, формируемый акимом города», - сообщается на предпоследней странице документа. В состав «ареопага» войдут представители акиматов города и области, маслихата, университетов, частного бизнеса, НПО и гражданского общества.

Рабочим органом станет «Проектный офис» — он будет составлять и корректировать документы в рамках стратегии, мониторить, анализировать и содействовать реализации.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6660 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
9 июля родились
Галим Хусаинов
председатель правления АО «БанкЦентрКредит»
Даулетхан Килыбаев
главный директор по инвестициям Al Falah Capital Partners
Айдын Кульсеитов
заведующий отделом стратегического планирования администрации президента РК
Ричард Эванс
бывший независимый директор АО «Самрук-Қазына»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить