Почти 1 млрд тенге штрафов: насколько эффективны платные парковки?

17473

Глава компании - оператора по организации платных парковок в Алматы рассказал, сколько средств поступает в бюджет от паркомест и штрафов, почему была отменена бесплатная парковка для электротранспорта и помогает ли система платных парковок бороться с засильем автомобилей на городских улицах

ФОТО: facebook.com/almaty.parking

Проблема с парковочными зонами в Алматы назревала давно - чем больше в мегаполисе появлялось автотранспорта, тем больше нареканий вызывали способы по предоставлению паркомест. В большинстве своем это были самовольно организованные парковочные места, где плату за помощь с выездом-заездом брал совершенно посторонний человек, назначенный на конкретное место неведомо кем, но при этом никто ни за что в ответе не был - ни в случае ДТП, ни при кражах или повреждениях. Реже платные парковки организовывали владельцы развлекательных заведений и торговых точек - такие имели более цивильный вид, но тоже практически ни за что не отвечали. В любом случае основная масса денег от подобных парковок уходила неизвестно куда.

Для приведения в порядок организации парковочных мест администрацией города была принята Стратегия устойчивости транспорта Алматы на 2013-2023 годы, а в 2016 в южной столице была запущена система автоматизированных платных парковок в рамках проекта «Парковки Алматы» («A-паркинг»). С этого момента в городе было установлено свыше 11 тыс. парковочных мест и более 200 паркоматов. Появление компании-оператора разделило алматинцев и гостей города на два лагеря: одни возмутились, что плата за парковку стала «очередным побором», другие соглашались с тем, что это необходимо как для удобства самих автолюбителей, так и в борьбе с автомобильным трафиком и за экологию города. В любом случае деятельность «A-паркинг» всегда находится под пристальным вниманием общественности.

Поводом для интервью с директором ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» Маратом Принбековым стала отмена права на бесплатную парковку для владельцев электрокаров и значительное сокращение количества круглосуточных абонементов на парковочные места. Но начать мы решили не с этого.

F: Марат Усенович, сколько было инвестировано частных средств в проект A-Parking с момента начала деятельности?

- Для запуска проекта в 2016 году в платные парковки Алматы было инвестировано 2 млрд тенге. Также за 2016-2020 годы в проект реинвестировано 100% выручки в сумме 4,5 млрд тенге. Государственные средства не использовались.

Марат Принбеков
ФОТО: из личного архива
Марат Принбеков

F: На какой срок окупаемости рассчитываете?

- Первоначально мы рассчитывали на 10 лет окупаемости. В 2022 мы должны были достичь точки безубыточности (текущие доходы должны сравняться с расходами). После 2022 планировалось постепенное возмещение накопленного убытка за предыдущие годы. С учетом пандемии прогноз может измениться.

F: Какая доля средств по договору уходит в бюджет и сколько в итоге уже перечислено?

- По всем земельным участкам проводятся конкурсы. Исходя из параметров участка, мы предлагаем фиксированный платеж за каждое парковочное место. В разных договорах суммы разные. Всего государство получило от наших компаний 1,2 млрд тенге, в том числе 0,7 млрд тенге в виде налогов, 0,3 млрд тенге - в качестве обязательных платежей государству (ОПВ, СО и т.д.), 0,2 млрд тенге в виде фиксированных платежей за парковочные места. Все вместе составляет 27% от выручки. Также за уклонение от уплаты налогов уже оплачено штрафов на 0,9 млрд тенге. Эта сумма оплачена нарушителями, но ее также нужно учитывать, поскольку фотофиксация, обработка данных производится на нашем оборудовании и за наш счет.

F: Планируется ли введение новых парковочных зон в Алматы? Где и почему именно там?

- Направление развития платных парковок определяет акимат Алматы в лице КГУ «Управление городской мобильности». Этот уполномоченный орган ориентируется на загруженность бесплатных парковочных зон. При неэффективном использовании парковок, создающем помехи и пробки на улицах города, эти парковки передаются под организацию платных парковок на основании конкурса.

F: Создание платных парковок анонсировалось как одна из мер по освобождению городского пространства от автомобилей. Как это должно работать? И работает ли это сегодня у нас?

- Платные парковки не просто так взяты на вооружение многими мегаполисами мира: Нью-Йорк, Токио, Москва, Минск. В любом современном городе по-разному реализована система платных парковок, но везде она преследует общую цель - мотивировать автовладельцев быть более ответственными и внимательными к использованию общественного парковочного пространства и сделать движение на дорогах упорядоченным и безопасным.

Главный эффект платных парковок - это увеличение ротации каждого паркоместа вследствие наличия оплаты. Бросать машину на целый день теперь невыгодно, и автовладелец более рационально планирует свое время и по возможности не занимает ценное место без надобности. На платных парковках Алматы в сравнении с бесплатными участками ротация каждого места в среднем выше на 300%.

Благодаря высвобождению части парковок возникает другой позитивный эффект - водители меньше времени тратят на поиски свободного места, тем самым снижая нагрузку на трафик. Согласно исследованию транспортных экономистов, в среднем в 15-квартальной зоне многомиллионного мегаполиса вроде Алматы автомобилисты все вместе взятые проезжают до 1,5 млн км в год, просто катаясь в поиске свободного места, сжигая при этом до 177 тыс. литров топлива и выделяя 730 тонн углекислого газа. Внедрение платных парковок снижает эти показатели. Также платные парковки увеличивают скорость потока и предотвращают заторы, когда брошенные автомобили могут, например, перегородить проезд экстренным службам, подвергая риску жизни горожан. Платные парковки - это эффективный и проверенный временем инструмент, благодаря которому города становятся лучше.

F: В конце января были отменены льготы на парковку для электроавтомобилей. Для примера, в тех же европейских странах электрокары и даже гибридные автомобили пользуются правом бесплатной парковки. Для таких видов транспорта выпускают специальные «зеленые» номера, которые дают право на бесплатную стоянку. Почему у нас решили пойти другим путем?

- Правила выдачи льгот приведены в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами. Оператор платных парковок не может самостоятельно определять перечень льготных категорий граждан и при выдаче разрешений опирается на правила организации платных автостоянок (автопарковок) Алматы, утвержденные акиматом города. Указанный нормативно-правовой акт не включает владельцев электромобилей в категорию «льготников».

F: Совсем недавно также было значительно сокращено количество абонементов на парковку. Какова причина?

- Практика показала, что реализация в неограниченном количестве льготных инструментов, таких как абонемент и резидентское разрешение, приводит к нивелированию эффекта платных парковок, поскольку держатели данных льготных инструментов, как правило, оставляют автомобили на целый день и тем самым значительно влияют на загруженность парковок.

Главная проблема Алматы - это диспропорция в количестве автомобилей и той инфраструктуры, которая призвана их обслуживать: это дороги, развязки, парковки и т.д. Проще говоря, машин слишком много, а бесконечно строить новые дороги и парковки в центре нет не только физической (генплан «золотого квадрата», то есть городского жилищного массива, расположенного в границах улиц Желтоксан — Абая — Кунаева — Кабанбай батыра, разрабатывался еще в 1930-х годах), но и экологической возможности. Тотальная автомобилизация убивает комфортную городскую среду. Если город захочет удовлетворить весь спрос, то вместо пешеходных улиц, парков, скверов и детских площадок придется строить бесконечные парковки и дороги, а где-то даже сносить действующие объекты.

В условиях нехватки инфраструктуры и регулярных транспортных пробок приходится применять различные меры, чтобы автовладельцы города более рационально подходили к использованию дефицитного ресурса и не ущемляли интересы друг друга.

До введения ограничений до 52% паркомест нашего города занимали владельцы абонементов. Из них, согласно данным нашей службы фиксации, 2/3 приобретали абонементы, чтобы оставлять машину на целый день возле работы. Это привело к тому, что 37% всех парковок в центре города были заняты одним автомобилем в течение всего рабочего дня. При использовании почасовой оплаты одним паркоместом пользуются в среднем 4,5 автомобиля в день. То есть лимит на количество доступных к покупке абонементов необходим, чтобы:

- снизить количество вредных сценариев использования личного автомобиля;

- как можно меньше автомобилей занимали целый день парковочные места ради 60-90-минутной поездки на работу и обратно;

- все автовладельцы города могли быстрее и проще находить свободные места на парковках;

- уменьшить автомобильный трафик и снизить количество пробок, которые возникают вследствие необходимости наматывать лишние километры в поиске свободной парковки;

- уменьшить количество вредных выбросов в атмосферный воздух от выхлопных газов автотранспорта.

P.S. Отметим, что редакция Forbes.kz отправила официальный запрос с вопросами о деятельности платных парковок в южной столице в управление городской мобильности акимата города Алматы еще 8 февраля 2021, но на момент написания статьи ответа так и не получила.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить