Как Алматы стать комфортным городом даже при многомиллионном населении

17009

Эксперты назвали важные проблемы крупнейшего города Казахстана и способы их решения

ФОТО: pixabay.com

В июле 2021 численность населения Алматы официально превысила 2 млн человек. Новостью в этой информации было только слово «официально» - на самом деле ещё в октябре 2019 аким города Бакытжан Сагинтаев говорил, что «население Большого Алматы вместе с пригородами уже сегодня приближается к 3 млн, а к 2030 может достичь 5 млн».

«Как и у большинства других мегаполисов мира, перед нами остро стоит вопрос нехватки ресурсов для обеспечения высоких стандартов жизни, решения насущных задач улучшения экологии и повышения безопасности, развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры», - добавил он.

Какие именно проблемы бурно растущего мегаполиса нужно решить в первую очередь? По мнению экспертов ОЭСР, это развитие общественного транспорта (ОТ) и рынка жилья. Так, из-за проблем с общественным транспортом жители пригородных зон зависят от частных автомобилей, что приводит к пробкам и «снижает эффективность городского центра в целом». Что касается жилья, то несмотря на хорошие показатели роста жилищного фонда, ему не хватает как количества, так и качества. Также, согласно исследованиям ОЭСР, в Казахстане 97% жилья является не сдаваемым внаём, тогда как в Евросоюзе целая треть жилья — арендное.

Об остроте «квартирного вопроса» говорит и история двухмиллионной алматинки Аялы Жамбыл. Известно, что она шестая дочь в семье патрульного полицейского. «Семья мечтает о сыне и собственной квартире. Сейчас большая семья стоит в очереди на жилье под номером 2050 и живет с родителями», - рассказали родители Аялы журналистам.

Тем не менее эксперты ОЭСР уверены, что переток населения в города неизбежен и даже желателен: Казахстану, чтобы войти к 2050 году в 30 наиболее развитых стран мира, нужно повысить уровень урбанизации до 70%. Сейчас сельчан в стране — около 60%. Но миграция должна идти под контролем, отметил в октябре прошлого года президент Касым-Жомарт Токаев: «Ежегодный рост численности населения города на фоне отсутствия должного контроля за внутренними миграционными процессами приводит к повышению нагрузки на социальную инфраструктуру - прежде всего на медицину и образование. Это важный вопрос. Нам нужно установить строжайший контроль над внутренними миграционными процессами. Так дальше продолжаться не может. Я в своём послании сказал, что большое население наших городов – это уже не предмет гордости, это проблема, которую нужно решать».

Конкурировать за таланты

Свои варианты решений предлагает кандидат политических наук, соучредитель общественного фонда Urban Forum Kazakhstan Адиль Нурмаков.

- Сам по себе демографический рост для города не несет преимуществ (кстати, я думаю, 2 миллиона — заниженная цифра). Главное - не количество населения, а человеческий и социальный капитал, - объяснил собеседник Forbes.kz. - Научный, творческий потенциал, креативные индустрии, информационные технологии — всё это пока не очень хорошо развито. Структура экономики соответственно влияет на характер миграции: кто приезжает, кого привлекает город. Чтобы стать современным постиндустриальным городом, очень важно конкурировать за таланты. Но это не одностороннее движение: город выстроил свою экономику и стал привлекать качественный человеческий капитал. Это работает и в другую сторону: что люди делают с городом и что город позволяет им делать в своей среде. И здесь у нас слабо развито вовлечение горожан в принятие решений о среде проживания, что вредит устойчивому развитию города.

Важные решения по развитию города не должны приниматься закрыто, без привлечения независимых экспертов, жителей, активных горожан, иначе это приводит сразу к нескольким проблемам, в том числе к градостроительной.

- Сейчас Алматы развивается экстенсивно, вширь, застраиваются окраины, но там не создается точек притяжения, - сказал Адиль Нурмаков. - Люди, которые активно заселяют эти районы, зачастую оказываются практически изолированы от остального города. Они вынуждены много времени проводить в пути до точек притяжения — будь то государственные услуги, объекты досуга или место приложения труда. И это влияет на их социальный капитал, потому что люди тратят на дорогу время, которое могли бы посвятить саморазвитию, семье и т. д.

Транспорт всему голова

Второй фактор, названный урбанистом, это — транспортная инфраструктура. Здесь он согласен с экспертами ОЭСР.

- У нас делалась ставка на личный автотранспорт и создание для него благоприятных условий — развязки, расширение дорог. Но, как мы видим, пробки не уменьшаются. Основой, каркасом транспортной системы в городе должен быть общественный транспорт. Основной компонент этого каркаса — магистральный ОТ, который соединяет густонаселенные участки и точки притяжения, перемещая быстро, эффективно и по многу пассажиров, - отметил Нурмаков и перечислил: - Это скоростной автобус — БРТ, скоростной трамвай (ЛРТ) и метро. Что касается БРТ, то запущена только первая очередь и продолжения проекта не последовало. Проект ЛРТ заморожен, хотя прошел все госэкспертизы, и был проведен первый раунд тендера среди инвесторов. Метро очень долго строится, недоступно для маломобильных жителей, занимает много времени, чтобы спуститься и подняться, и самое главное — станции метро редко находится в тех местах, которые необходимо соединить. Хорошо, что будет станция на Момышулы, но дальнейшая пробивка линии на север малопонятна.

Таким образом, на сегодня «крупнейший город страны, деловой центр, торговый перекресток не имеет ни одного завершенного проекта магистрального скоростного ОТ. Это нонсенс и очень большой риск, который связан с ростом численности населения».

Рисков, конечно, больше, продолжил эксперт: это и экономические, и экологические, и энергетические.

- Но я бы выделил отдельно развитие механизмов более инклюзивного принятия решений. Необходимо развивать открытость на всех этапах — разработка, принятие, реализация и оценка реализации; вовлекать экспертов, активных горожан, НПО, локальные сообщества — тех, на кого непосредственно повлияют принятые решения, - сделал вывод собеседник.

Чего не хватает городу 

- Чем больше людей, как правило, тем более выгодно экономически — экономика построена на потреблении, и чем больше потребляют, тем лучше, - констатировала независимый эксперт Аида Альжанова, отвечая на вопрос, как повлияет на город рост численности до двух миллионов. - Но нам нужно знать не только количество, но и половозрастную структуру населения Алматы: сколько людей экономически активно, кто и сколько потребляет, кто вносит в бюджет вклад в виде налогов и насколько налоги покрывают социальную сферу.

Резкое увеличение населения города произошло за счёт приращения территории, напомнила она, совершенное без какого-либо планирования. И сейчас жителям новых районов не хватает школ, медучреждений, питьевой воды, хороших дорог и т.д.

- Прежде чем включать эти территории в черту города, надо было выстроить соответствующую инфраструктуру. Например, в Наурызбайском и Алатауском районах не хватает школ, но даже если их построят — где взять столько учителей? Создать материальную инфраструктуру намного легче, чем создать человеческий капитал, - напомнила собеседница и продолжила: - У нас единицы тех, кто умеет планировать демографическую ситуацию, на это не выделяется средств. Да, мы знаем, что все едут в крупные города, потому что там есть рабочие места. Но какие это рабочие места? Низкооплачиваемые, поэтому новые жители не вносят доходов в бюджет города, а расходы на них большие, потому что зачастую это получатели госпомощи. Если бы была прогнозная схема демографического развития, власти бы знали, сколько, например, школ надо построить, и вокруг этого могли вести информационную работу: если в этом году хотите переехать, для ваших детей не будет мест в классах, лучше переезжайте, когда будет построено достаточно школ. Но для этого нужно всю систему перестраивать.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить