На маслихат Алматы пожаловались в Генеральную прокуратуру РК

11112

Бизнесменов южной столицы не устраивает решение депутатов, которое запрещает в Алматы самые популярные конструкции наружной рекламы – билборды размером 6х3 метра

Фото: risovach.ru

Всем выйти из тени!

Как уже сообщал Forbes.kz, 30 ноября 2015 маслихат Алматы внес поправки в «Правила благоустройства территории города Алматы», принятые в 2007. Одним из главных нововведений стало утверждение формата новых, существенно уменьшенных конструкций наружной рекламы. В частности, утверждены четыре типа новых рекламных щитов с размерами: 1,2х1,8 м, 3,14х2,3 м, 3,5х2,3 м и 2х6 м. Самые распространенные в городе билборды размером 6х3 м должны кануть в Лету - их рекламные компании обязаны демонтировать к 1 апреля 2016. С учетом того, что заменить придется около 1800 щитов, это обойдется 18 игрокам рынка в 5,5 - 7,4 млрд тенге.

26 января, выступая на пресс-конференции в Астане, аким Алматы Бауыржан Байбек раскритиковал старые рекламные конструкции.

 «Это очень удобный, хороший бизнес, потому что вы ставите столб, ставите один билборд, и он от 150 тыс. тенге в месяц до 500 тыс. приносит при минимальных затратах. Но надо сказать, что это теневой рынок», - заявил мэр.

Байбек уверен: городской бюджет должен получать налоги от эксплуатации этих рекламных конструкций. Однако аким не видит этих денег. «В договорах прописано так: от полученной прибыли 20% выплачивается государству. Но зачастую нам эти компании показывают, что прибыли нет, соответственно, налогов больших мы не получаем. Но самое главное, что горожане жалуются».

В качестве примера Байбек привел решения проблемы с билбордами в столице России. 

«Яркий пример в Москве - они буквально за год все билборды убрали, навели порядок», - сказал градоначальник.

«Так нас еще никто не обзывал»

Forbes.kz обратился в рекламные компании с просьбой прокомментировать решение маслихата и заявления Байбека. Вот что рассказывает представитель рекламно-производственной компании Prior Print Жанна Тойганбаева.

Жанна Тойганбаева.
Жанна Тойганбаева.

FЖанна, почему владельцы билбордов 6х3 м недовольны решением маслихата об их замене?

- Потому что замена потребует колоссальных средств, а на дворе экономический кризис. Помните, что говорил аким Алматы Байбек – в сложные времена в компаниях в первую очередь сокращают рекламные бюджеты. И мы это отчетливо чувствуем на нашем бизнесе. Как в таких условиях мы можем инвестировать, когда наши доходы падают?

FВам приходилось снижать стоимость рекламы?

- Уже снизили. Кстати, наш аким в Астане завил, что стоимость размещения рекламы на билбордах обходится в 150-500 тыс. тенге. Так это только в "топовых" местах и в центре города! В районах попроще расценки начинаются от 50 тыс. тенге в месяц.

Также аким сказал про налоги, и что наш бизнес теневой. Я, честно говоря, в шоке от этого высказывания - так нас еще никто не обзывал. Мы же платим налоги! В виде КПН и НДС. Но, видимо, акима об этом в известность не поставили. А еще о том, что у нас есть и прямой налог на рекламу.

Еще Байбек ссылается на опыт Москвы и говорит, что там убрали билборды. На самом деле там убрали не билборды, а растяжки над дорогами.

Чиновники говорят, мол, в Европе билборды меньшего размера. Но давайте не сравнивать Алматы с Парижем – в городе на Сене улочки узкие, потому, возможно, для них маленькие щиты и удобны. Кстати, формат 6х3 пришел к нам именно из Европы - как раз тогда, когда на рынок Казахстана заходили иностранные рекламные компании.

FКак сильно просел рынок наружной рекламы?

- За весь рынок не скажу. Но у нас в компании на данный момент из 16 конструкций задействованы всего две. На остальных висит бесплатная социальная реклама об ЭКСПО-2017 и трудоустройстве алматинцев.

«Замена билбордов убьёт рекламный рынок»

А вот что рассказала Forbes.kz начальник отдела наружной рекламы First Buying Agensy холдинга DAS Marketing Ольга Петрунина.

Ольга Петрунина.
Ольга Петрунина.

F: Ольга, почему вы выступаете против решения по замене билбордов?

- Во-первых, потому, что установлен очень жесткий дедлайн по демонтажу старых – 1 апреля 2016 - безотносительно того, правильное ли решение маслихата или нет. Во-вторых, с владельцами рекламных конструкций эти поправки никто не обсуждал,  хотя по законодательству должны были.

Стоит понимать, что в крупных городах должен быть предусмотрен разный формат билбордов. Разрешать только маленькие форматы нецелесообразно – они невыгодны владельцам и не интересны рекламодателям.

Хотя инициаторы поправок ссылаются на международную практику, но сами ее не учитывают.  Так, например, я считаю, что на больших магистралях нужно оставить большие форматы наружной рекламы – это и есть международная практика.

Приводить город в порядок нужно, никто с этим не спорит. Но это нужно делать постепенно и совместно с участниками рынка.

FПроизводят ли в Казахстане билборды нового формата?

- Это еще один больной момент. Новые конструкции не производятся в Казахстане. Их надо закупать за рубежом – в России или Китае, и стоит это очень дорого. Нужно ли делать большие вложения в кризис? Фактически даже крупные игроки рынка сомневаются в этом.

FСколько стоит замена билборда?

- 4-6 млн тенге с учетом доставки и установки, за одну конструкцию.

FЕсли вы установите такие билборды, получите меньше денег от рекламодателей?

- Однозначно. В условиях кризиса наблюдается стагнация рынка. Даже у единственной рекламной компании, которая уже давно установила новые билборды, не все они заняты рекламой – многие пустуют или заняты социальной рекламой.

Мы считаем, что замена билбордов убьет рекламный рынок. Ведь рекламодатели просто не перейдут на новый формат.

Есть ли полномочия у маслихата?

Впрочем, рекламщики не намерены мириться с ситуацией. В конце декабря президент объединения юридических лиц «Рекламная ассоциация «Бірлік» г-жа Жумабекова обратилась в Генеральную прокуратуру Казахстана с жалобой на решение маслихата.

Вот основные доводы  автора обращения.

Во-первых, г-жа Жумабекова цитирует статью 17-2 Закона РК «О рекламе», которая гласит: «Местным исполнительным органам запрещается принимать нормативные правовые акты по вопросам регулирования наружной (визуальной) рекламы». Таким образом, считает автор письма, маслихат Алматы не имел права определять размеры и технический регламент для новых рекламных сооружений города.

Во-вторых, считает подписант, Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» не наделял маслихаты  полномочиями разрабатывать и утверждать технические нормы и регламенты к тем или иным сооружениям, в том числе к рекламным конструкциям.

В-третьих, г-жа Жумабекова приводит решение XIV сессии маслихата Алматы от 22 декабря 2008 «Об утверждении ставок ежемесячной платы за размещение наружной (визуальной) рекламы на территории города Алматы». Эти ставки напрямую зависят от площади билборда. Чем больше билборд – тем весомее сбор с него. Получается, новые рекламные щиты принесут меньше денег из-за разработанных маслихатом правил.

«Если за 11 месяцев 2015 в бюджет поступило платежей более 2,8 млрд тенге, то в результате исполнения данного акта поступит 1,4 млрд тенге. То есть, потери составят также 1,4 млрд тенге. Кроме того, помимо сокращения доходов местного бюджета за счет уменьшения размеров платы за размещение наружной рекламы будет снижена доходность самих компаний. Это, в свою очередь, повлечет за собой сокращение штата сотрудников и сокращение доходов сотрудников компаний, и, как следствие, снижение поступлений по иным налоговым обязательствам, что непосредственно отразится на доходах республиканского бюджета», - сказано в обращении в Генеральную прокуратуру.

Глава «Бірлік» считает, что решение маслихата противоречит Конституции, законам и актам президента и просит Генпрокуратуру внести протест и отменить решение маслихата.  

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить