Когда в Алматы запустят ЛРТ

34046

Об этом постоянный автор Forbes.kz поговорил с акимом города

ФОТО: © unsplash.com/Pedro Sanz

23 ноября 2022 года на личной встрече меня принял аким города Алматы Ерболат Досаев. Предварительно 4 ноября со мной встретился заместитель акима Аскар Амрин, а 7 октября - руководитель управления городской мобильности Гани Мурзаханов.

Господин Досаев на встрече заверил, что к 2027 году трамвайная линия ЛРТ (легкорельсового транспорта) будет запущена, рассказав о некоторых деталях своего видения развития проекта.

Перед акимом Алматы поставлена задача в идеале показать первые результаты проекта уже в 2025 году, но для этого необходимо начать работу в 2023 году.

В апреле 2023 года будет завершена разработка проекта (ТЭО), который уже внесён в программу развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы развития города до 2030 года.

Разработкой проекта (ТЭО) занимается частная компания за счёт собственных средств.

Трасса прохождения трамвайной линии претерпит значительные изменения по сравнению с первоначальными планами. В частности, линия пойдет в восточную часть города, в пригород, на «Халык Арену». Однако основной маршрут прохождения по улице Толе би сохранится.

Низкопольную трамвайную линию планируется построить без надземной воздушной контактной сети; будут использовать контактный рельс по земле либо мобильное электропитание. Решение по видам электротяги, батареям, суперконденсаторам, третьему рельсу, водороду или классической воздушной контактной сети ещё не принято.

Модернизация тяговых подстанций для питания трамвайных и троллейбусных линий будет завершена в рамках проекта обновления троллейбусной контактной сети и поставки новых 200 троллейбусов в 2023-2024 годах.

Ширину трамвайной колеи - 1520 мм или 1435 мм - пока не определили. (Вид колеи предопределяет преимущество для российских и белорусских поставщиков трамваев в стандарте 1520 мм либо для европейских, китайских, корейских, японских и турецких поставщиков в стандарте 1435 мм).

Железнодорожное строительство самой линии, остановок и трамвайного депо предполагается осуществить по привычным для акимата процедурам «бюджетного инвестиционного проекта» (БИП), когда инфраструктурное строительство может выполнить любая казахстанская компания с опытом прокладки железнодорожных путей.

Международная часть поставки современных трамваев может быть процедурно проведена аналогично поставке импортного сложного технологического оборудования для модернизации ТЭЦ-2.

Лимит бюджета акимата по ежегодному финансированию проекта ЛРТ может составить порядка 35-45 млрд тенге, или 135 млрд тенге капитальных затрат всего за три года строительства. Для сравнения: годовой бюджет города Алматы составляет около 1,2 трлн тенге, а затраты на строительство, например, одной двухкилометровой станции метро - 60 млрд тенге.

Контракты с муниципалитетом должны будут заключаться в тенге для исключения валютных рисков, поскольку доходы бюджета Акимата собираются только в тенге.

На нашей встрече господин Досаев упомянул, что ему известно об отложенном международном конкурсе в рамках закона о ГЧП, объявленном акиматом в августе 2018 года, где уже были поданы технические предложения от 9 консорциумов, а победителями квалификационного отбора стали четыре крупных международных участника.

Мы договорились, что 1 апреля 2023 года на очередной открытой встрече с горожанами я задам вопрос акиму о том, что сделано по проекту ЛРТ за полугодие.

P.S. Смотрите видео открытой встречи акима Алматы с населением Медеуского района, где я поднял вопрос развития ЛРТ 29 сентября 2022 года.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить