Центр Алматы и район озера Сайран вскоре реконструируют

30133

О том, какие изменения ждут крупнейший город Казахстана, рассказал в эксклюзивном интервью Forbes.kz директор ТОО «Градостроитель и К» Алтай Сатыбалдиев

Проект летнего театра напротив ГАТОБ.

После присоединения к Алматы 23 тыс. гектаров земель Алматинской области в апреле 2014 власти города приняли решение о корректировке Генерального плана развития Алматы до 2030. Одновременно с корректировкой эксперты разрабатывают проект детальной планировки центральной части города, сообщил Forbes.kz директор ТОО «Градостроитель и К» Алтай Сатыбалдиев.

Алтай Сатыбалдиев.

- Это два взаимосвязанных проекта. Корректировка генплана будет включать общие параметры развития города. Проект же детальной планировки центральной части города (её границы простираются от Малой Алматинки до Большой Алматинки и от проспекта Аль-Фараби до проспекта Раимбека) детализирует предложения генплана в наиболее урбанизированной и социально активной части города, - рассказал он.

Три улицы в Алматы станут пешеходными

F: Алтай Омарович, как изменится центральная часть города?

- В рамках разработки детальной планировки города необходимо было выявить общественные пространства активных социальных зон, решить проблемы транспорта, организации велосипедного движения и тротуаров. Для этого была привлечена компания Gehl Architects. Это известная датская архитектурная компания, которая выполняет подобные работы по всему миру. Идеи Gehl Architects наиболее полно были реализованы в Копенгагене, который по праву считается самым комфортным городом для проживания. Основатель этой компании Ян Гейл приезжал в наш город, встречался с акимом Алматы Ахметжаном Есимовым. Тогда и было решено, что он возьмется за эту работу . Gehl Architects провела исследование и выявила улицы, которые подходят для развития пешеходного движения. Среди прочих были рассмотрены 3 улицы, которые будут приоритетными для нашего города в плане развития пешеходного движения: Жибек Жолы, Кабанбай батыра и Панфилова.

F: Почему именно эти улицы?

- Улица Кабанбай батыра (бывшая Калинина) раньше в народе называлась Бродом. Это было место встреч и прогулок алматинцев всех возрастов. Жибек Жолы была и традиционно остается торговой улицей. На определенном участке она уже давно пешеходная, и мы решили продолжить эту пешеходную часть до улицы Наурызбай батыра на восток и до Центрального парка культуры и отдыха на запад. Две улицы будут соединены между собой пешеходной улицей Панфилова. Для выполнения этих работ были привлечены молодые архитекторы – Адиль Ажиев, который 3 года проработал в Москве, и Олжас Капабаев, который получил образование в Шанхае. Ребята сделали проекты Жибек Жолы и Панфилова на основе подробного анализа. В рамках проекта предложено разбить улицы на отдельные отрезки, соответствующие функциональному назначению: к примеру, на Жибек Жолы будут созданы уголки отдыха, появятся дополнительные кафе, торговые точки.

Это хороший подход, который в полной мере укладывается и коррелируется с тем, что предлагает Ян Гейл.

F: Торговый центр «Пассаж» стоит как барьер на середине пешеходной зоны. С ним вы что-то будете делать?

- Мы предлагаем сделать ТЦ более интерактивным – «раскрыть» глухие стены первого этажа. Таким образом, здание визуально перестанет быть препятствием.

F: Дальше на пути – «Зеленый базар». Превращая на этом отрезке Жибек Жолы в пешеходную улицу, как вы предлагаете решать проблему парковки для посетителей рынка?

- Вблизи рынка со стороны улицы Макатаева уже началось строительство многоярусной парковки для автомобилей. Площадь перед Зеленым базаром будет устроена таким образом, чтобы устранить точки стихийной торговли. Также будет восстановлена часть улицы Достык от улицы Гоголя до Макатаева, которая проходит через рынок. В дальнейшем, возможно, к 2030, кондитерская фабрика «Рахат» скорее всего будет вынесена за пределы города. На её месте возникнет другой социально значимый объект.

Проект пересечения улиц Жибек Жолы и Пушкина.

F: Какие изменения произойдут на улице Панфилова?

- По улице Панфилова от Толе би в сторону Макатаева пройдет линия легко-рельсового транспорта (ЛРТ). При этом движение личного транспорта на этом отрезке улицы будет прекращено. Там будут предусмотрены велосипедные дорожки, уголки отдыха.

Проект участка улицы Панфилова между улицами Айтеке би и Толе би.

Машины уступят дорогу горожанам

F: Улица Кабанбай батыра станет полностью пешеходной?

- Предполагается, что на каких-то участках этой улицы будет ходить только общественный транспорт (мы не можем его совсем убрать). Будет пешеходное и велосипедное движение. Также мы хотим возродить Театр юного зрителя (ТЮЗ, который до середины 80-х находился на пересечении ул. Кабанбай батыра (бывш. Калинина) и пр. Абылай хана. (бывш. пр. Коммунистический).– F). Мы предлагаем воссоздать ТЮЗ в том виде, в котором он существовал, с использованием конструкций здания, которое сейчас находится на его месте (сегодня здесь располагается букмекерская контора «Олимп». - F). Это даст возможность вернуть исторический облик этого места. Кроме того, мы собираемся возродить эту улицу как место встреч и общения. Также обсуждается идея создания летнего театра на пересечении улиц Панфилова и Кабанбай батыра (напротив Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая). Там предлагается сделать мобильную сцену и зрительный зал. Таких идей много, некоторые из них ждут своего осмысления и реализации.

Фото: alatoday.info
Старое здание ТЮЗа.
Проект нового здания ТЮЗа.

F: Предложенные вами проекты уже утверждены в акимате?

- Эти работы были выполнены в рамках детальной планировки центральной части города. В конце этого месяца мы полностью их оформим и передадим акимату, где пройдет согласование и утверждение. Наш проект - это основные направления и принципы, по которым будет разрабатываться в дальнейшем проектно-сметная документация на какие-то участки улицы или на всю улицу.

Проект пересечения улиц Панфилова и Кабанбай батыра.

F: Какие еще изменения в центральной части города вы предлагаете?

- Есть предложение по Абылай хана - в воскресные дни организовать по проспекту пешеходное движение и оставить только общественный транспорт. Потихоньку народ будет привыкать, что можно будет ходить по проспекту пешком и наслаждаться тишиной. На этой улице множество кафе и магазинов, расположенных на первых этажах жилых домов. Экстерьер некоторых из них устарел, и его необходимо менять. Постепенно необходимо будет менять дизайн этих зданий, вкладывать в это деньги. Город, я думаю, вправе потребовать от предпринимателей привести в порядок свои помещения, подходы к зданиям, чтобы они все соответствовали современным требованиям.

F: Другие районы Алматы тоже претерпят изменения?

- Акиматом выделено 800 млн тенге на 8 районов. Уже ведутся работы по благоустройству в каждом из них. В районах будут реализованы пилотные проекты по созданию площадок для отдыха, пешеходные участки улиц.

По данным Управления природных ресурсов Алматы, к сентябрю 2015 в мегаполисе расширят пешеходные зоны в каждом из 8 районов. Так, в Алатауском районе по улице Момышулы от проспекта Райымбека до Ледовой арены (западная сторона) расширят пешеходную зону, проложат велосипедные дорожки и благоустроят прилегающую территорию. Такую же работу проведут в Ауэзовском районе по улице Момышулы от проспекта Райымбека до улицы Шаляпина. В Бостандыкском районе по южной стороне улицы Тимирязева от реки Есентай до улицы Жарокова также появятся велосипедные дорожки и расширенная пешеходная зона. Аналогичную работу проведут в Медеуском районе по северной стороне улицы Жолдасбекова от проспекта Достык до улицы Фурманова. В Наурызбайском районе будут изменены участок улицы Шаляпина от Яссауи до Ауэзова, а также участок улицы Ауэзова от Шаляпина до микрорайона Жайлы. В Турксибском районе - участок вдоль Большого Алматинского канала им. Д.Кунаева от улицы Жансугурова до проспекта Сейфуллина в микрорайон Жулдыз.

Кроме того, закрытым для движения транспорта станет участок в Алмалинском районе по улице Байсеитовой от Кабанбай батыра до Богенбай батыра. Также в 2015 будет проведена реконструкция бульвара Валиханова, и отдельные пересечения, к примеру, с улицей Жамбыла, станут пешеходными.

F: Как будет развиваться общественный транспорт?

- Сейчас на проспекте Абая появилась выделенная полоса для общественного транспорта – такие полосы появятся и на других улицах. Будут внедряться новые виды транспорта - ЛРТ и БРТ (безрельсовый транспорт, отличающийся высокой скоростью, надежностью, провозной способностью по сравнению с обычными автобусами. – F). Будет расширяться парк общественного транспорта и уменьшаться парк личного автотранспорта. Освободившиеся площади будут отданы пешеходам.

Сайран будет возрожден

F: В каких еще проектах по обустройству города участвует ваша компания?

- Мы принимаем участие в работах по озеру Сайран. Это было популярное место отдыха алмаатинцев, но в последнее время, поскольку качество воды в озере не соответствовало санитарным нормам, санэпидемстанция постоянно закрывала и заставляла сливать воду из озера. Чтобы решить эту проблему, сейчас город в лице Управления природных ресурсов заказал ТЭО водоочистных сооружений на озере Сайран.

F: Что даст установка водоочистных сооружений?

- Они будут предварительно очищать воду и направлять её в озеро. Город будет вкладывать средства для создания условий, инфраструктуры, а затем инвесторы будут строить объекты для отдыха горожан: аквапарки, аттракционы, кафе и рестораны по западному и восточному берегам Сайрана. Кроме того, необходимо будет укрепить дамбу, которая проходит по Толе би, сделать водоотводный канал, чтобы обеспечить аварийный пропуск воды.

F: Реализация этого проекта может привести к увеличению потока транспорта по Толе би, которая и так загружена…

- В начале 2000-х был разработан проект детальной планировки жилого района Сайран, в котором была предложена пробивка улицы Жубанова и строительство моста через озеро. В генплане мы предполагаем эту идею сохранить, тем более, что на пересечении улиц Жубанова и Саина уже существует развязка.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить