Как будет развиваться Алматы в ближайшие 4 года

Аким Алматы Бауыржан Байбек презентовал проект большой программы развития города на 2016-2020. Согласно планам, южная столица должна догнать в своём развитии многие крупные мегаполисы мира

Фото: almaty-kazakhstan.net

Презентация проекта программы «Алматы - 2020» прошла в два этапа 4 и 5 ноября. К его разработке, помимо представителей госорганов, привлекли экспертов международной консалтинговой фирмы МcKinsey & Company. Она постаралась привнести в программу международный опыт в области градостроительства, экономики и стратегического планирования.

Аким Алматы Бауыржан Байбек на презентации программы развития "Алматы - 2020".

На презентации проекта аким Алматы Бауыржан Байбек рассказал: программа развития города разработана в рамках реализации пяти институциональных реформ президента и плана «100 конкретных шагов». В проекте выведены 7 основных направлений развития Алматы: комфорт, безопасность, социальная ориентация, экономическая устойчивость, развитие бизнеса и частного капитала, интеграция и развитие активности горожан.

- По данным ООН, к 2050 85% населения планеты будет жить в городах (сейчас – 50%), - сказал на презентации градоначальник. – Потому будет обостряться конкуренция не только между странами, но и мегаполисами. По международным рейтингам в экономическом измерении Алматы – среднеразвитый мегаполис, находящийся на одном уровне с восточноевропейскими столицами. Самыми проблемными точками Алматы являются инфраструктура, экология и безопасность города, которые надо улучшать.

По словам г-на Байбека, помешать реализации программы могут и некоторые риски: глобальный экономический кризис, уменьшение поступлений налогов, снижение деловой активности, большая миграция и другие. Впрочем, градоначальник уверен, что город, несмотря ни на что, изменится в лучшую сторону.

Обозреватель Forbes.kz изучил программу и выделили некоторые её моменты.

Валовый региональный продукт

Сейчас по объёму ВРП на душу населения (5,25 млн тенге, или $17,5 тыс.) Алматы не дотягивает до Куала-Лумпура ($28 тыс.), Москвы ($46 тыс.) и Варшавы ($49 тыс.). К 2020 планируется увеличить этот показатель на 50%, до 7,9 млн тенге.

Производительность труда

На одного жителя города этот показатель составляет 10,7 млн тенге, или $35,7 тыс., что приближает Алматы к Варшаве ($38 тыс.), Куала-Лумпуру ($38 тыс.) и отдаляет от Москвы ($43 тыс.).

К 2020 производительность труда вырастет на 50%, до 16,4 млн тенге.

Уровень безработицы

В Алматы он составляет 5,6%, что на 0,6% выше показателя Варшавы (5%), почти в три раза выше уровня в Москве и в два раза больше, чем в Куала-Лумпуре. Проект программы ставит цель к 2020 снизить данный показатель до 5%.

Объём иностранных инвестиций

В Алматы он составляет $420 млн в год, что в четыре раза больше, чем в Куала-Лумпуре, но в два раза меньше, чем в Варшаве ($900 млн) и 27 раз меньше московского показателя ($11,5 млрд). К 2020 году объем иностранных инвестиций в Алматы должен вырасти на 19%, до $500 млн.

Экономическое развитие

Локомотивами экономического роста в программе названы промышленность, малый и средний бизнес, продовольственный сектор и торговля. Из новых направлений, которые хотят развивать в городе, названы туризм, транспорт, логистика и инновации.

Акцент в развитии промышленности будет сделан на создании высокотехнологичных и экспортоориентированных производств. Одной из точек роста считается индустриальная зона в Алатауском районе. Здесь будут запущены 53 новых производства с общим объёмом инвестиций 430 млрд тенге. Прогнозируемый объём их продукции - 174 млрд тенге ежегодно. Эти компании будут выпускать товары машиностроения, пищевой, строительной, фармацевтической, химической, мебельной и лёгкой промышленности.

К 2020 доля активных компаний в МСБ должна вырасти до 92% от общего числа фирм. Доля поступлений в бюджет от предприятий МСБ увеличится до 55%, а стоимость выпущенной ими продукции составит более 5 трлн тенге.

Дороги и общественный транспорт

Удельный вес общественного транспорта в пассажиропотоке Алматы сейчас доведён до 32%. Однако это меньше, чем в Торонто (46%) и в Москве (60%). Этот показатель в Алматы должен вырасти до 50% в 2020. Средняя скорость движения по городу должна вырасти с нынешних 19 км/ч до 25 км/ч.

Исходя из опыта развитых стран, власти будут:

- удлинять первую линию метро до посёлка Калкаман;

- вводить 600 дополнительных маршрутных автобусов на газе;

- строить скоростные автобусные линии;

- вводить 200 км выделенных полос для общественного транспорта и такси;

- строить 3 автовокзала и парковки на въезде в город для иногородних;

- увеличивать количество мест на платных парковках в центре города до 24 тыс.;

- организовывать пригородное сообщение с городами-спутниками;

- развивать велосипедную инфраструктуру.

Программа развития Алматы подразумевает увеличение доли автомобильных дорог местного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии с нынешних 65% до 80%.

Уровень потерь электричества

Сейчас в Алматы он составляет 15%, что близко к показателям Будапешта (12%), однако на треть больше, чем в Москве (10%) и почти в два раза больше, чем в Торонто (8%).

Город планирует довести данный показатель до 14,5% к 2020.

Обеспеченность жильём

Уже выросла до 25 кв. м на одного алматинца, что на 32% больше, чем в Москве (17 кв. м), но на 70% меньше, чем в Будапеште (41 кв. м) и Куала-Лумпуре (43 кв. м). С учётом значительного увеличения населения к 2020 разработчики программы предлагают сохранить этот показатель на нынешнем уровне.

Экология

Уровень загрязнённости воздуха в Алматы составляет 140 мкг/куб. м. Это почти в четыре раза больше, чем, в Москве и в Варшаве (36 мкг/куб. м). К 2020 планируется снизить загрязнение воздуха до 36 мкг/куб. м.

Будет усилен мониторинг за источниками выбросов, активизирована работа природоохранной полиции. Также к 2020 планируется завершить газификацию частных домов, установить очистные устройства на ТЭЦ, перевести малые и средние котельные на природный газ и электричество.

Также будут приведены в порядок инфраструктура озера Сайран, ботанический сад, Центральный парк культуры и отдыха, Алматинский зоопарк.

Инфраструктура ЖКХ

Средний износ инженерных сетей в Алматы составляет 60-70%. Для решения этой проблемы будет проводиться модернизация. К 2020 планируется снизить износ: сетей водоснабжения – с 64,5% до 56%; канализации – с 62% до 54%; теплоснабжения – с 65% до 57%; электроснабжения – с 69% до 65%.

В городе будет внедрена новая тарифная политика в сфере электроэнергетики. Структура тарифообразования будет изменена, и это должно привлечь инвестиции в отрасль.

Переработка мусора

Сейчас в Алматы перерабатывается около 5% мусора, что в 7 раз меньше, чем в Торонто (36%) и в 9 раз меньше, чем в Москве (46%).

К 2020 Алматы будет перерабатываться 40% твёрдых бытовых отходов. Для этого будет построено два завода - один по переработке мусора и производства из него биогаза, второй - по сжиганию отходов.

Объём зеленых насаждений

Сейчас в Алматы площадь зелёной посадки составляет 12 кв. м на горожанина. Это сопоставимо с Куала-Лумпуром, но в 3 раза меньше, чем в Варшаве (41 кв. м), и почти в 11 раз меньше, чем в Москве (127 кв. м).

В Алматы планируется увеличить площадь зеленых насаждений к 2020 году до 12,5 кв. м на человека.

Средняя продолжительность жизни

В Алматы она составляет 74 года. Город отстаёт по данному показателю от Москвы на 2 года, от Варшавы – на 3 года, от Торонто – на 7 лет.

К 2020 данный показатель по Алматы должен составить 77 лет, что будет соответствовать показателям Москвы и Варшавы.

Преступность

В Алматы на 100 тыс. жителей сейчас приходится 221 случай грабежа, что значительно выше, чем в Будапеште (48), Москве (92) и Берлине (156). Город планирует снизить этот показатель до 150 случаев к 2020.

Аким Алматы предлагает горожанам, экспертам и бизнесменам поучаствовать в улучшении разработанной программы. Предложения и дополнения в течение месяца можно направить на cпециально созданный адрес электронной почты: almaty2020@a-a.kz.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
25924 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
30 марта родились
Сергей Терещенко
бенефициар и руководитель ТОО «Международный фонд «Интеграция», независимый директор АО «Рахат»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить