Жизнь между зданиями

10193

Больше людей, меньше машин, или Почему городам важно увеличивать общественное пространство

«Формирование городских пространств и условий городской жизни не входило в число приоритетов ни у градостроителей, ни у транспортников, и в течение многих лет мало что было известно о влиянии неодушевленных предметов на поведение и качество жизни человека», – с этих слов начинается книга Яна Гейла «Города для людей». Ее автор – всемирно известный архитектор, специализирующийся на городском дизайне и создании комфортных условий для жителей городов. Недавно он посетил с лекцией Алматы и встретился с акимом Ахметжаном Есимовым, с которым договорился о сотрудничестве по улучшению устройства казахстанского мегаполиса. Побеседовал Ян и с Forbes Kazakhstan.

Города для людей

«Что мы знаем о создании комфортной урбанистической среды для человека? Ничего. Зато мы многое знаем о том, как создать удобные условия для жизни сибирского тигра», – иронизирует датский архитектор-урбанист, который на протяжении 50 лет занимается расширением общественного пространства в городах. Идея их формирования пришла Гейлу не сразу. Получив диплом архитектора в 60-е, он, как и большинство архитекторов-модернистов того времени, представлял себе, что при планировании города надо уделять больше внимания четким формам зданий и созданию необходимой инфраструктуры для автотранспорта. К тому, чтобы по-новому взглянуть на городское планирование, его подтолкнула будущая супруга, психолог по профессии. Она и ее коллеги во время одной из посиделок обратили внимание на социальную роль города, сетуя, что «архитекторы совсем не интересуются людьми». Долгие дружеские дискуссии заставили Яна задаться вопросами: по-настоящему ли мы строим города для людей и что такое архитектура на самом деле? Он стал изучать формы рационального использования общественного пространства и изложил свои мысли в книге «Жизнь среди зданий», опубликованной в 1971 году. В том же году Гейл начал работать преподавателем на факультете дизайна городской среды в Датской королевской академии изящных искусств. Впоследствии его стали приглашать читать лекции в известных университетах CША, Канады, Австралии и Азии.

«Я потратил 50 лет жизни на изучение взаимосвязи городского строительства с качеством жизни людей, их привычками, образом мышления, здоровьем. Я создаю города для людей, где им комфортно, где их уважают и где они по-настоящему живут и наслаждаются не видом из окна машины, а городом на уровне глаз», – рассказывает о своей миссии Гейл.

После многих лет работы преподавателем, а также проведения архитектурных исследований он решил открыть собственную небольшую консалтинговую компанию Gehl Architects, которая уже на протяжении 45 лет помогает городам решать проблемы с планированием, улучшая качество жизни жителей. Сегодня в Gehl Arhictects работают 35 человек, включая архитекторов, городских проектировщиков, ландшафтных и графических дизайнеров, социологов, антропологов. Портфель компании состоит из 40 проектов, включающих модернизацию улиц, общественного пространства, стратегическое планирование крупных инфраструктурных центров городов.

«Копенгагенизация»

«Моим первым проектом стал родной Копенгаген, – с гордостью рассказывает архитектор. – Мы начали с преобразования главных улиц города из автомобильных в пешеходно-велосипедные, с увеличения скверов, парков». В итоге рейтингом авторитетного журнала о современной жизни Monocle Копенгаген дважды подряд признавался лучшим городом для проживания. По словам Яна, в датской столице 37% жителей передвигаются на велосипедах, 33% пользуются общественным транспортом и только 10% используют автомобили. Кроме того, на улицах можно увидеть очень большое количество детей, что, по его мнению, является ключевым признаком качества среды и комфортности жизни. На создание «города-мечты» ушло более 40 лет, потребовалось немало усилий со стороны городской администрации, градостроителей, транспортных служб и самих жителей. В результате успешной перестройки Копенгагена даже появился термин «копенгагенизировать», который стал использоваться в качестве синонима к рациональному развитию городов.

После этого в компанию Гейла стали поступать просьбы оказать содействие в перепланировке городского пространства и проконсультировать в вопросах планирования других городов Европы, Америки и Австралии. Местами его проектов были Лондон, Нью-Йорк, Роттердам, Мельбурн, Сидней, Москва…

Проблемы мегаполисов

По словам Яна, среди типичных проблем современных городов можно выделить нехватку внимания к жителям, отсутствие условий для пешеходов, ограниченность в передвижении людей, большое количество машин, шум и загрязнение окружающей среды. «Никто всерьез не занимался изучением того, как архитектурные сооружения могут влиять на жизнь людей. Никто не обучает тому, как правильно создавать городские планы с наибольшей и долгосрочной выгодой для жителей», – замечает он.

В частности, на примере Нью-Йорка среди особенностей больших городов Гейл выделяет наличие широких улиц, которые могут быть использованы всеми: водителями автомобилей, общественного транспорта, велосипедистами, пешеходами. Однако не у всех равные условия передвижения. Улицы переполнены машинами, причем те, что припаркованы, создают барьеры для пешеходов и велосипедистов. Даже притом что улицы вмещают большое количество людей и создают возможность курсирования из одной точки в другую, в городе практически невозможно просто прогуливаться.

Ян работал над перепланировкой Москвы, куда приехал по приглашению мэра Сергея Собянина. «В Москве абсолютно не уважают пешеходов, очень мало людей на улицах по сравнению с другими городами Европы. Большинство загнано в метро, потому что улицы переполнены машинами», – констатирует он. По рекомендации Gehl Architects на Тверской улице было запрещено парковать машины, установлено больше скамеек, посажены деревья, увеличена длина тротуаров.

Для достижения лучших результатов его команда рекомендует застраивание территорий с учетом важности общественного пространства и уважения к пешеходам, увеличения количества парков, площадей, скверов, велосипедных дорожек, общественных мест, кафетериев, чтобы люди как можно больше времени могли проводить на улицах. По мнению архитектора, забота о жителях является основой развития и процветания современного города.

В книге «Города для людей» Гейл говорит о том, что на протяжении многих лет городское планирование основывалось на модернистской идеологии, в рамках которой не уделялось внимания развитию общественных зон и проблемам пешеходов. Города строились по принципу застраивания свободных территорий. Архитектурные проекты все больше утрачивали связь с городской жизнью. К тому же в 60-е годы массовое вторжение автомобильного транспорта, дешевый бензин и доступность такого способа передвижения кардинально изменили градостроительство. С увеличением количества машин городское планирование изменилось в пользу создания необходимых условий для автотранспорта. Такой подход к планированию ухудшает возможность передвижения для пешеходов и ставит под угрозу социальные функции городского пространства как места для общения.

Сейчас изменилось отношение к городскому строительству и появляется потребность в живых, устойчивых, безопасных городах. Впервые в истории установлен рекорд: в городах проживает больше людей, чем в селах. По данным ВОЗ, в 2010 году более 3 млрд людей проживало в городах, а в 2030 году, согласно прогнозам, шесть из 10 человек будут жить там. С ростом населения городам необходимо будет кардинально изменить подход к планированию и больше ориентироваться на потребности жителей. «К 2050 году количество людей достигнет 9 млрд, из которых 7 млрд будут жить в городах. При такой картине невозможно говорить о том, что число автомобилей на душу населения будет расти пропорционально – попросту не хватит ресурсов. Поэтому люди будут использовать альтернативные способы передвижения, больше ходить пешком», – утверждает Ян.

По словам архитектора, к нему все чаще обращаются политики, желающие создать лучшие условия в городах для населения, что говорит о том, что в этом назрела необходимость. Подобные инициативы городских властей могут улучшить положение по основным направлениям. По-настоящему живым и устойчивым в развитии город можно считать тогда, когда большинство людей могут передвигаться пешком, на велосипеде или других экологически чистых средствах. Безопасным он становится, когда больше жителей имеют возможность проводить время на улицах, в общественных местах. Для того чтобы люди могли комфортно передвигаться, необходимо иметь больше общественного пространства. Стоит ли говорить, что отсутствие активной жизни и постоянное передвижение на транспорте создают много проблем для здоровья человека.

Время перемен

Алматы Гейл посетил по приглашению компании Capital Partners, являющейся одним из основных девелоперов города (среди проектов – Almaty Financial District, Essentai Park, Haileybury School). По его мнению, у южной столицы страны есть большой потенциал для того, чтобы стать мегаполисом, ориентированным на удобство для людей, с более высоким качеством жизни. Этому способствуют большое количество деревьев, широкие улицы, которые позволяют создать больше велосипедных дорожек, парков, площадей, тротуаров. Чтобы изменить ландшафт, прежде всего необходимо организовать инфраструктуру для альтернативного передвижения по городу. К примеру, на внедрение велосипедного движения в Алматы влияет сезонный фактор – суровые морозные зимы. Хотя, отмечает архитектор, количество ясных дней в году превалирует и следует ориентироваться на них. «К примеру, в одном из городов Канады мы подсчитали число теплых и холодных, снежных дней. Получилось, что в году около 300 дней с благоприятными погодными условиями и около 60 с плохими. В итоге акцент был сделан на первых», – говорит Ян.

Но, прежде чем создавать инфраструктуру для велосипедного транспорта, следует задаться вопросом, будут ли алматинцы передвигаться на нем, ведь подобной традиции здесь нет. Нужно менять образ мышления людей, подвоя их к готовности оставить комфортабельное авто и пересесть на велосипед. Некоторые города резко увеличивают количество велосипедных дорожек, другие находят баланс между автотранспортом и альтернативными способами передвижения, иные создают крайне некомфортные условия для пользования автотранспортом.

«Я заметил, что в Алматы вы строите много современных зданий, которые уменьшают общественное пространство, но необходимо понимать, что с его сокращением город с каждым днем становится хуже для жизни людей», – отмечает архитектор. Нужно выяснить, какие способы перепланировки будут наиболее оптимальными для города. Для этого потребуется достаточно много времени, ресурсов и готовность самих алматинцев к переменам.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить