Что происходит с Парком 28 гвардейцев-панфиловцев в Алматы

25118

Об этом рассказал разработчик архитектурного проекта пешеходных зон города

Фото: Серикжан Ковланбаев

К остановке реконструкции улицы Гоголя в связи с неприкосновенностью парка 28 панфиловцев призвал на блог-платформе пользователь под ником SKYFALL. Блогер подкрепляет протестное высказывание фотографиями и видео вспаханных техникой парковых газонов. Главный аргумент автора — постановление Кабмина 1993 года, где парк признается алматинским историко-архитектурным и мемориальным заповедником, сообщает Sputnik Казахстан.

"Строительные работы в парке, включая снос исторической чугунной ограды, строительство дорожек, снос чернозема и газонов, которые сейчас производит акимат, незаконны", — пишет несогласный с действиями городских властей алматинец.

Сотрудники пресс-службы акима Алматы выслали письменный ответ. В тексте описывается проект пешеходной зоны, которая будет проходить с юга на север по улице Панфилова, а затем изгибаться с запада на восток в том числе по улице Гоголя, граничащей с интересующим нас парком.

"Улица Панфилова является одним из основных коридоров зеленых насаждений в центральной части Алматы, соединяя оперный театр с пешеходной улицей Жибек Жолы. Сегодня на этой улице наблюдается интенсивное движение транспорта и заполнение ее припаркованными автомобилями, однако она легко может быть преобразована в тихий и зеленый коридор, привлекательный для пешеходов, велосипедистов и проживающих здесь людей, в бульвар с хорошей визуальной перспективой", — говорится в ответе, подкрепленном проектными иллюстрациями.

Подразумевается, что улица Панфилова станет главным пешеходным участком с ответвлениями.

Ответ, как сразу можно догадаться, неполный, и вопросы о судьбе Парка 28 панфиловцев остались.

Стать аристократом

Пресс-служба акима Алматы связала Sputnik Казахстан с разработчиком архитектурного проекта пешеходных зон города Романом Шнайдером, который согласился ответить на все вопросы.

Некий автор на блог-платформе ссылается на постановление Кабмина, согласно которому Парк 28 гвардейцев-панфиловцев признается историко-культурным и мемориальным заповедником. Вам как архитектору известно об этом?

- У меня нет информации, что парк принадлежит к заповеднику. Я знаю, что Вознесенский собор принадлежит, мемориал Вечного огня — это да. А сама парковая зона — это городская территория. У нас нет заказа на реконструкцию Парка 28 гвардейцев-панфиловцев. Мы делаем реконструкцию улицы Гоголя и прилегающую территорию: нельзя этого делать без привязки к граничащим объектам, ты должен их как-то увязать. Если я делаю улицу Гоголя, к которой прилегает вход в парк, я должен это "синхронизировать", грубо говоря.

Речь идет о единой архитектурной композиции?

— Они должны сочетаться, "стык" двух территорий должен быть оформлен.

На проектном эскизе улицы Гоголя видим извилистую пешеходную дорожку. Она пройдет по территории парка или будет на месте существующего тротуара?

— Мы хотим, чтобы улица Гоголя стала большим пешеходным маршрутом от улицы Панфилова, которая станет центральной пешеходной улицей, до Парка Горького (Центрального парка культуры и отдыха — прим.), чтобы можно было комфортно там прогуляться. Во многих местах тротуар очень узкий и не обладает достаточной пропускной способностью с учетом того, что мы хотим еще запустить велосипедное движение. Мы позволили себе два-три метра пройти по территории парка и велосипедные маршруты пустить там. Это идея "дружелюбного парка", который не отделяется забором, а является органичным продолжением тротуара. Это такой подход: с 18 или 19 веков парки ограждались, потому что вокруг ходили крестьяне-рабочие, войти могли только аристократы. Но сейчас, когда все равны и хотят пользоваться всеми благами, нет никакой необходимости парк огораживать. Не я придумал — этот подход давно применяется во всем мире.

Парк 28 панфиловцев огорожен по периметру. Вы хотите снести только со стороны улицы Гоголя эту чугунную ограду?

— В рамках моего проекта я делаю улицу Гоголя, поэтому я не вправе выходить за его пределы. Здесь моя зона проектирования, и я парк открыл.

Сразу за оградой парка начинаются зеленые насаждения. Старые деревья будут вырубаться?

— Ничего вырубаться не будет. Более того, около 300 деревьев в проекте заложено для дополнительной подсадки, потому что там старые больные деревья, они простоят 3-5 лет, 7 максимум. Карагачи, язы и тополя до 40 лет живут в городской среде, они уже на пределе. Мы закладываем новые 5-7-метровые деревья.

Деревья выше, парковок меньше

 Я сталкивался с мнениями алматинцев, увидевших эскизные изображения пешеходных зон после реконструкции. Часто говорят: знаменитые тенистые улицы Алматы изменятся, потому что деревья в ваших эскизах очень низкие.

- Хочу прояснить. Когда мы делаем ландшафтные эскизы, есть большая проблема для авторов — что-то изобразить в существующей городской среде. Потому что деревья закрывают практически весь "вид". Условно говоря, если пытаешься что-то показать с существующими деревьями, будет видно только деревья.

То есть, деревья на эскизах — это некая условность?

— Да, и мы их изображаем или прозрачными, или условными. Потому что мне нужно защитить проект, показать, что здесь идет дорожка, аона под вековыми дубами. Мне начинают говорить: "Ты вырубаешь деревья". Но это архитектурные условности, которые приходится при визуализации применять.

Получается, что проезжая часть на участке улицы Гоголя сузится?

— Что касается автомобильного движения. Там сейчас две полосы в одну сторону, две полосы в другую. Но у нас традиционно люди паркуются вдоль обеих сторон. Мы хотим, чтобы две чистые полосы были в одну сторону, две чистые - обратно. Одна будет под общественный транспорт. Парковки мы хотим оставить, но частично. Если они будут в местах, где это позволено, мы их спрячем в "карман".

Место для этого будет?

— Идеология такая — мы хотим сократить парковочные места примерно на 30-40%. Не будет возможности парковаться на всем протяжении улиц.

Концепция эта рассчитана больше на пешеходов?

— До 90-х годов и в Европе, и в Америке, и в Советском союзе был подход такой: максимально расширяем улицу, даем больше возможностей автотранспорту в ущерб велосипедному и пешеходам. Раньше считалось, что это приоритетный способ передвижения в городе. Но это приводит к тому, что машин становится еще больше, дороги нужно еще больше расширять. В итоге город все равно стоит в пробках, пешеходы жмутся по углам, на велосипедах невозможно ездить. В 90-х годах в Европе проводились большие исследования, и подход к проектированию улиц изменился: максимально использовать общественный транспорт и, насколько возможно, использовать пешеходные и велосипедные дорожки.

Здесь был Ян

Известно, что ваш проект основан на концепции Яна Гейла…

— Сформулирован ряд общих рекомендаций. По нашему городу он провел исследования. Это известный подход и не только его — архитекторы-урбанисты об этом знают. Во многих городах это было реализовано и власти увидели результат.

Когда мы говорим о неких "европейских городах", которые приводим в качестве примера, какие конкретно города мы имеем в виду? В Европе много городов меньше Алматы по площади, наш город все-таки достаточно растянутый. И пешком, либо на велосипеде, может быть, не всем удобно перемещаться. Учитывалась ли специфика Алматы?

- Он (Ян Гейл) брал конкретно Алматы. Два месяца здесь бродили, смотрели с акиматом, горархитектурой, изучали индивидуальность — то, что город идет "сверху вниз", то, что у нас мелкое квартальное дробление… Вся специфика учитывалась.

Не стоит воспринимать рекомендации однобоко и просто пересаживаться на велосипед. Там много аспектов: и развитие общественного транспорта — мы должны дать людям альтернативу передвижения, и вынесение микрорайонов с промышленными зонами на периферию, и принцип полицентричности. У нас большой город, много районов, в которых должна быть создана собственная инфраструктура. Живя, допустим, в Наурызбайском районе, у вас не должно быть необходимости каждый день ехать в центр. Да, можете приехать на выходные в центральную часть и погулять по пешеходной улице Панфилова — сели на метро или на автобус и вернулись в свой район, в котором у вас есть свои торговые центры, школы, все, необходимое для жизни… Но эти вещи более глобальные и долгосрочные.

Планируется создание нескольких пешеходных зон. Улица Гоголя — это первая, которая будет построена?

— Мы одновременно работаем. Это улицы (участки улиц) Гоголя, Кабанбай батыра, Панфилова, Жибек Жолы, Старая площадь (площадь "Астана").

Почему были выбраны эти улицы? Здесь много критериев. Улица Панфилова — одна из логично ориентированных с юга на север улиц, где нет интенсивного трафика, вместе с тем, она соединяет много городских доминант вроде ГАТОБа, парка Алии Молдагуловой, Старой площади, парка ниже КБТУ, улицу Жибек Жолы.

То есть много интересных вещей, которые можно соединить пешеходным направлением. Еще там есть две станции метро. Очень легко добраться на общественном транспорте, выйти на эту пешеходную улицу, погулять в тени аллей, посетить рестораны или взять на выходе из метро велосипед, чтобы ехать на нем до улицы Гоголя. Эти улицы выбраны потому, что с них можно начать, они образуют "скелет" системы, который можно развивать и достраивать дальше. Улица Панфилова — это улица, связывающая эти участки. Это пешеходная ось, от которой мы можем развиваться на запад и на восток.

Когда будет закончен первый отрезок?

 — Все проекты в октябре планируется закончить.

Вы сами передвигаетесь на машине или на велосипеде?

— По выходным езжу на велосипеде, но сейчас добираюсь на машине. Однако большая часть моих сотрудников приезжает на метро.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить