Байбек победил: как изменился Алматы и алматинцы за четыре года

13565

Реформы акима Бауыржана Байбека вызывали у жителей исключительно полярные оценки. Сейчас, когда мэр покинул пост, кто-то искренне благодарит его за проделанную работу, кто-то считает его уход лучшим подарком. Но все, пожалуй, согласятся, что никакой другой руководитель так сильно не менял город

Фото: Андрей Лунин

Forbes.kz представил реформы теперь уже экс-акима Алматы Бауыржана Байбека в привычной нам форме рейтинга.

1. Транспорт

Байбек был назначен на пост акима Алматы в августе 2015, а уже 1 октября заработала система оплаты проезда «Онай», то есть инициатором безналичной оплаты был предыдущий аким Ахметжан Есимов. Однако именно «Онай» стал первым шагом в реализации амбициозной идеи нового мэра пересадить алматинцев из личных автомашин в автобусы и троллейбусы. Кстати, именно об этом говорил Байбек и во время своей последней встречи с прессой на Busworld Central Asia 2019.

Фото: Алексей Алексеев

В конце октября 2015 после серии крупных аварий решением акима было остановлено трамвайное движение. В городе к тому времени «на ходу» были всего 6 трамваев, а рельсовая сеть шла вдоль таких ключевых улиц, как Толе би, Макатаева, Шевченко, Байтурсынова, существенно замедляя движение. После демонтажа рельсов пропускная способность дорожной сети явно увеличилась.

За последние два года удалось на 80% обновить автобусный парк, закупив более 1100 транспортных средств, и до конца нынешнего года акимат надеялся докупить 430 единиц и закрыть вопрос замены старых машин. Новые автобусы намного удобнее — у них три двери, низкий пол, во многих есть кондиционеры, но, к сожалению, лишь часть их работает на газе.

По данным Байбека, мобильность горожан, пользующихся общественным транспортом, увеличилась на 40%. Сколько алматинцев за это время пересели из личных автомашин в автобусы, неизвестно, но каждый алматинец может подтвердить — таковых много.

В дальнейшем Байбек планировал увеличить парк общественного транспорта в 4 раза, обновить троллейбусную инфраструктуру и построить ЛРТ (практически по маршруту прежнего трамвая).

Из минусов в этом пункте можно отметить затягивание строительства двух станций многострадального алматинского метро.

2. Дорожное движение

В этот пункт должны войти:

а) строительство развязок (Рыскулова - Саина, Бокейханова - Северное кольцо, Жансугурова - Назарбаева, а также строящиеся Рыскулова - Кульджинский тракт, Рыскулова - Емцова, Сейфуллина - Жансугурова) и «пробивок» (Хмельницкого - Майлина и др.);

б) разметка выделенных полос для общественного транспорта на самых протяжённых и загруженных проспектах и улицах — Раимбека, Толе би, Аль-Фараби, Северное кольцо, Желтоксан, Наурызбай батыра («выделенку» на Абая открыли при Есимове);

в) установление одностороннего движения, в том числе на таких крупных улицах, как Гоголя, Макатаева, Богенбай батыра, Кабанбай батыра, Жамбыла, Муратбаева;

г) ограничение скорости на односторонних улицах до 40 км/ч и на магистральных — Саина, Аль-Фараби, Восточная объездная — до 60 км/ч;

д) прокладка более 80 км велодорожек, установка 200 велостанций на 1730 прокатных велосипедов;

е) развитие сети платных парковок Aparking;

ж) запуск линии БРТ по улицам Мустафина - Сулейменова - Жандосова — Тимирязева;

з) ремонт дорог в пределах 5% сети ежегодно, например в 2019 — 140 км;

и) внедрение каршеринга и планируемое — кикшеринга (прокат самокатов).

3. Связь с горожанами

Реформа коммуникаций с властью, возможно, достойна первого места в рейтинге. Сегодня подать жалобу, предложение или похвалить городские службы можно через: группы и страницы в соцсетях Instagram, Facebook, VK, Twitter, «Одноклассники»; общественную приёмную Open Almaty, портал Almaty.gov.kz, специальные сайты, такие как almatymed.kz, almaty-ksk.kz и др.

Причём активную «жизнь» в соцсетях вёл не только сам градоначальник, но и его заместители, например Ерлан Аукенов. Ещё одна деталь - в следующем году алматинцы впервые должны самостоятельно распределить 4 млрд тенге в рамках проекта «Бюджет участия».

Фото: mail.kz
Фото: mail.kz

4. Улица Панфилова

Обустройство пешеходной улицы по типу барселонской Рамблы вызвала среди экспертов и простых жителей споры едва ли не горячее, чем ликвидация трамваев. Променад называли скучным, безвкусным, слишком дорогим (потрачено 2,1 мрлрд тенге только за 2017 год) и недолговечным. Но аким упорно гнул свою линию. Ещё 4,2 млрд было израсходовано на благоустройство улиц Жибек Жолы, Кабанбай батыра и площади «Астана». И теперь огромное количество гуляющих у «сухих» фонтанов и необычных скульптур — живое доказательство того, что городу остро не хватает мест отдыха. Согласно планам акимата, свою «Панфилова» должен обрести каждый из восьми районов города.

5. Дворы

Пожалуй, самая «тихая» инициатива, тем не менее оказавшая большое положительное влияние на жизнь алматинцев. За три последних года уже отремонтировано 1487 дворов, где проживают почти 700 тыс. горожан. В этом году к этой цифре должны приплюсовать ещё 638 дворов, доведя долю обновлённых дворов до 72%.

6. Универсиада-2017 

Если первым испытанием для Байбека на посту акима стал сель, затопивший дома в Наурызбайском районе, то первым шансом заслужить аплодисменты стала универсиада. Достраивание «Халык Арены», «Алматы Арены» и Атлетической деревни, приём 2 тыс. спортсменов и координация работы 3 тыс. волонтёров, организация транспорта и безопасности — ни за что не пришлось краснеть. По субъективному мнению горожан, Универсиада прошла лучше «есимовской» Азиады-2011. После окончания соревнований 1748 квартир были распределены в рамках госпрограммы, а мебель и техника — отправлены в больницы, детсады и прочие соцобъекты.

7. Белка

Соломенная 12-метровая скульптура за 23 млн тенге потрясла алматинцев. Настолько, что первый мем, появившийся после новости об уходе акима, изображал именно её. Несмотря на волну негатива, сейчас уже трудно представить площадь перед «Атакентом» без этого «экологического чудовища».

8. Снос заборов

Тоже неоднозначный шаг, не всеми понятый и принятый, но хорошо укладывающий в концепцию города для пешеходов.

9. Приостановка строительства горного курорта в урочище Кок-Жайляу

Возможно, один из немногих примеров, когда прислушались к мнению большинства горожан. Хотя сторонники создания курорта приводят весомые аргументы, стоит ещё не раз всё пересчитать и перепроверить, прежде чем решаться на подобный проект.

Фото: Полина Панченко
Фото: Полина Панченко

10. (Не) смог

На последнее место решено поставить проблему Алматы №1 — качество воздушного бассейна. Выхлопные газы и дым «городской печки» ТЭЦ-2 — не так важно, что из них больше загрязняет воздух, как то, где взять деньги на перевод ТЭЦ на газ. Пока не помогло даже прямое указание первого президента. Надеемся, Бакытжану Сагинтаеву, преемнику Байбека, удастся войти в историю акимом, избавившим Алматы от смога.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить