Заморожен ввод в эксплуатацию новой алматинской барахолки

18845

Почему городские власти проверяют законность выделения земель под барахолку на Кульджинском тракте, кто получил 200 автомобилей от акимата и как чиновники пересаживают алматинцев на общественный транспорт, рассказал в интервью Forbes.kz заместитель акима Алматы Юрий Ильин

Фото: Андрей Лунин
Юрий Ильин.

Силовики попросились в город

F: Юрий Викторович, как изменились границы Алматы с начала года?

- В соответствии с указом главы государства к Алматы в апреле присоединены 23 тыс. га территории Алматинской области. Это не было желание города, это было сделано после обращения силовых структур в связи с известными событиями, которые происходили в 2011 на прилегающей к городу территории Алматинской области (я говорю о событиях в Баганашиле, в Аксайском ущелье, где прятались ваххабиты). Спецподразделениям очень тяжело из Талдыкоргана контролировать в этих районах состояние миграции и следить за размещением здесь представителей различных религиозных течений. Поэтому они попросили передать территорию под контроль городских спецслужб.

В итоге в состав Алматы вошли поселки Первомайка, Кайрат, Ерменсай, Энергетик, Карамыс, Рахат, Тау самал, Акжар, Тулпар, Теректы, Баганашыл. Это довольно большая территория, на которой проживает, в общей сложности, по официальным данным, около 96 тыс. человек. По неофициальным, с учетом того, что многие садоводческие общества превратились, по сути, в места постоянного проживания, общая численность может достигать около 200 тыс. человек.

 

 

F: Вы уже начали наводить порядок?

- Большая работа нам предстоит. Уже неоднократно производились аэровизуальные облеты, и видно, что застройка велась большей частью хаотично. По многим земельным участкам имеют место факты продажи. И там, где Алматинская область должна была согласовывать это, с учетом агломерации, с властями Алматы, этого не происходило. Поэтому сейчас по поручению акима Алматы Ахметжана Есимова разные службы, в том числе и правоохранительные органы, занимаются вопросами законности продажи некоторых земельных участков в частные владения.

F: Не вызвала ли вопросов новая барахолка, которая возводится по Кульджинской трассе? Журналист Геннадий Бендицкий писал, что строительство торгово-логистического комплекса «Семиречье» началось до выдачи соответствующих документов. И, кстати, даже неспециалисту видно: новая барахолка перенесет пробки Северного Кольца на Кульджинку, потому что большой парковки там не предусмотрено.

- Эта территория отошла к нам только в апреле. Все эти объекты строились с разрешения властей Алматинской области, без согласования с городскими. Сейчас правоохранительные органы разбираются, кто и на каком основании давал разрешение на строительство: не только этой барахолки, но и ее тоже.

F: То есть пока этот рынок не будет введен в эксплуатацию?

- Мы не принимаем и не вводим в эксплуатацию ни один объект, пока полностью не разберемся с законностью выдачи земельных участков, с законностью строительства, не изучим целевое назначение. А уж потом будет приниматься решение.

К примеру, по Талгарской трассе не так давно открылся супермаркет Magnum, где есть большая парковочная площадка, и он не вызывает у нас никаких нареканий. Поэтому, если бизнесмены хотят строить объекты, мы только приветствуем, но с учетом соблюдения градостроительных норм и правил: удаленность от магистрали, парковочные места, обеспечение безопасности, сейсмики и т.д.

Акимат давит на газ

F: Год назад вы говорили, что городские власти возьмутся за «бомбил», как только будет создан муниципальный таксопарк. Предполагалось, что частники-таксисты исчезнут как вид, потому что горожане оценят и качество, и безопасность, и цены. Автопарк уже действует. А как же с частниками?

- Муниципальный таксопарк открылся почти полгода назад. В 2013 мы приобрели 200 машин и передали на конкурсной основе в частное управление. Это «Командир такси», экологически чистый транспорт, работает на газе. Политика городских властей будет заключаться в том, что мы будем развивать транспорт (как муниципальный, так и такси) на компримированном газе. Во-первых, цена на газ дешевле, а во-вторых, это экологически чистое топливо.

F: На каких основаниях предприниматели получили эти авто?

- Эти деньги возвратные: в течение 4 лет компания, которая управляет этими автомобилями, возвращает их стоимость в бюджет города, чтобы мы могли дальше развиваться в этом направлении.

Сейчас по решению сессии маслихата и акимата мы приняли решение о выделении дополнительных денег на приобретение еще 200 автомобилей в этом году.

F: Какая компания получит новые авто?

- Это будет решаться на конкурсе.

F: Так кто же откажется на таких условиях!

- Не всегда так бывает, не скажите.

F: Цены на услуги этого такси ниже, чем у других таксопарков?

- Цены регулируются рынком. Просто эксплуатация этих машин обходится дешевле. Остальная прибыль остается у частника. Он покрывает расходы по возврату средств, а также содержанию водительского состава, транспортного средства. Таким образом мы помогаем развиваться частным предпринимателям.

Кроме того, мы уже неоднократно обращались с инициативой (и она уже поддержана правительством), чтобы «чистый» транспорт, который будет завозиться в РК, имел преимущество в налогообложении, таможенных сборах перед дизельным и бензиновым транспортом. 

F: А как обстоит дело с частными таксистами?

- Это вопрос не одного дня. Но мы прежде всего призываем граждан заботиться о личной безопасности. У нас очень много случаев (к сожалению, это есть и у частных перевозчиков), когда водители занимаются побором денег с иностранцев, которые не знают реальных расценок, и криминалом: грабежами, изнасилованиями и даже убийствами. Поэтому мы говорим алматинцам, что лучше пользоваться услугами легальных такси, которые обеспечивают безопасность, потому что застрахована машина и пассажир, и если он попадает в ДТП, получает компенсацию от страховиков. В общем, взываем к разуму.

F: Что делать «бомбилам»?

- Если простой гражданин занимается частными перевозками, он должен приобрести лицензию, платить налоги и уведомить уполномоченные органы (управление пассажирского транспорта и автомобильных перевозок) о том, что он занимается этой деятельностью.

Город трех автовокзалов

F: Городские власти в последние годы активно взялись за строительство новых развязок. А как еще вы боретесь с пробками на дорогах? Я помню, была идея построить площадки для парковки на въездах в город. От нее не отказались?

- Эта идея действительно существует. С учетом того, как вырос город, сейчас алматинский автовокзал «Сайран» находится почти в центральной части Алматы. Поэтому вводить туда дополнительный транспорт, создавая заторы и пробки, нецелесообразно.

Мы приступили к разработке проектно-сметной документации строительства автовокзала в западном направлении города, в районе Калкамана. Мы уже получили выделенный земельный участок. Этот автовокзал будет принимать международные и междугородние рейсы, которые следуют в основном с южного направления – из Бишкека, Ташкента, со всего юга Казахстана.

Там же, рядом с западным автовокзалом, предусмотрено строительство большой парковочной зоны на 5 тыс. автомобилей. И в дальнейшем мы подведем туда линию метрополитена и легкорельсового транспорта, а также автобусы. Этот автовокзал станет узлом, где пассажиры, приехавшие в Алматы, смогут пересесть на общественный транспорт.

Что касается других въездов. Северное направление. В районе Первомайки мы также имеем земельный участок, где будем строить автостанцию северного направления тоже с большой парковочной зоной. Восточное направление. В районе Кульджинской трассы, возле БАКа, мы тоже построим аналогичную автостанцию для приема автобусов с направлений Талгар, Иссык, Чилик и так далее.

F: Когда появятся эти автовокзалы?   

- Земля только присоединена, мы сейчас будем разрабатывать технико-экономическое обоснование, проектно-сметную документацию. Я думаю, со следующего года мы можем уже приступить к строительству автовокзалов.

F: Вы считали, как снизится нагрузка на город, когда заработают все три автовокзала?

- Мы ожидаем, что у нас будет уменьшение потока заезжающего в город личного транспорта. Если цифра в 200 тыс. ежедневно заезжающих в Алматы авто уменьшится наполовину (а остальные пересядут на общественный транспорт), будет хорошо.

Мы должны поэтапно пересаживать на общественный транспорт и горожан. Сегодня 30% алматинцев пользуется общественным транспортом. В ближайшее время мы хотим увеличить этот показатель до 35%.

F: Вы считаете, это разгрузит город? Автовокзал «Саяхат», к примеру, давно уже закрыт, а автобусы в пригород оттуда уходят и сегодня…

- Мы сейчас работаем вместе с Алматинской областью над изменением в законодательстве, чтобы розыгрыш конкурсов на все перевозки в 50-километровой зоне вокруг Алматы осуществляло управление пассажирского транспорта города Алматы. Сейчас этим занимается область. Поэтому пригородные автобусы всех направлений заходят на «Саяхат», создают там пробки.

Личные авто – только для выходных

F: Юрий Викторович, вы упомянули, что подведете к автовокзалу в Калкамане легкорельсовый транспорт. Расскажите о нем подробнее.

- Сейчас завершается разработка ТЭО, документы сдаются на экспертизу, ее мы ожидаем в середине лета. Финансирование здесь идет как от государства, так и от Европейского банка реконструкции и развития. Это будет государственно-частное партнерство, сейчас ведется поиск концессионеров, которые бы непосредственно занимались разработкой проекта, его реализацией, вопросами строительства и в дальнейшем его эксплуатацией в течение 28 лет.

Первичная разработка ТЭО была представлена в том числе и акимату Алматы. Мы согласились, что легкорельсовый транспорт (ЛРТ) пройдет большей частью по старой трамвайной дороге по проспекту Толе би. Вместо тех трамвайных путей, которые есть сейчас, будут проложены новые линии ЛРТ.

F: Чем отличается ЛРТ от привычных нам трамваев?

- Принципиально они отличаются тем, что это комфортабельные скоростные трамваи, имеющие большую вместимость. У них будет приоритет при пересечении перекрестков: при подходе трамвая ЛРТ к перекрестку светофор автоматически будет переключаться на «зеленую волну». При этом автомобили не смогут заезжать на полосу, отведенную под ЛРТ, она будет выделена (как трамвайные пути по Толе би в районе «Сайрана»).

F: Как будет проложен маршрут ЛРТ?

- Депо будет строиться в Алатауском районе, в районе индустриальной зоны, которая сейчас строится. Маршрут будет идти с севера на юг по проспекту Момышулы до Толе би, далее с запада на восток через площадь Астана до Панфилова, далее спускаться на улицу Маметовой. Кстати, улицу Панфилова мы планируем сделать от Кабанбай батыра до Маметовой пешеходной, пустив по ней только ЛРТ. И в дальнейшем рассматривается возможность выхода ЛРТ на восточный транспортный узел (автовокзал на Кульджинской трассе).

Первичные данные, которые нам дает банк, что сейчас идет разработка проекта и выбор концессионеров. К строительству мы можем приступить в 2016 и ожидаем, что к концу 2017 получим уже действующую линию ЛРТ.

F: Во сколько обойдется весь проект?

- Когда ТЭО пройдет экспертизу, мы уже увидим окончательную цену.

F: Наши старые трамвайчики исчезнут навсегда?

- В прошлом году акимат приобрел 17 трамваев, они сейчас эксплуатируются. Ветка, соединяющая микрорайон "Орбита" и трамвайное депо (на пересечении улиц Гоголя и Байтурсынова. - F), пока будет сохранена, и количество курсирующих по ней трамваев будет увеличено. Что касается трамвайной ветки по улице Шевченко, мы посмотрим, как можно соединить эту ветку с трамвайным депо.

Кроме того в мае мы будем рассматривать проект БРТ (безрельсового транспорта). Предусматривается скоростное движение автобусов, соединяющих южную часть города (микрорайоны "Орбита") и Восточную объездную дорогу. Они также будут иметь приоритет движения. То есть будет отдельная выделенная полоса, по которой будет иметь право двигаться только общественный транспорт.

F: В нашем городе и так узкие дороги, куда уж тут выделять отдельную полосу для автобусов!

- Вот именно поэтому мы должны создать все условия, чтобы горожане передвигались по большей части на общественном транспорте, а на личных автомобилях выезжали бы в идеале только на выходные.

F: А как продвигается развитие метрополитена?

- В этом году мы ожидаем ввода в эксплуатацию двух станций – "Сайран" (Абая и Баумана) и "Москва" (по Абая, между Матэ Залка и Алтынсарина). Тогда, по сути, метро уже придет в спальные районы города. В западном направлении уже начали работу, следующая станция будет в районе парка Family, потом в районе Абая – Момыш улы. Наша задача – проложить метро до Калкамана, и именно развитию подземного транспорта мы отдаем приоритет.

Схема получается такая. Метро в перспективе пройдет по всему проспекту Абая. Параллельно, по улице Толе би, будет работать линия ЛРТ. А БРТ и все остальные виды транспорта должны работать перпендикулярно, соединяя север и юг и, по сути, осуществлять просто подвозку пассажиров к трамваям и метро.  

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить