80 против 60: уменьшит ли аварийность снижение скорости на улицах Алматы?

12824

Изменение скоростного режима на «полукольце» Саина — Аль-Фараби — ВОАД поначалу возмутило алматинцев. Но теперь отношение горожан стало не таким однозначным. Почему?

Фото: auto.vercity.ru

Начнём со статистики. В прошлом году на дорогах Алматы каждый месяц гибли в среднем 11 и травмировались 58 человек. За год это составляет около 130 и 700 человек соответственно. При этом, по данным Всемирной организации здравоохранения, увеличение средней скорости автомобиля на 1 км/ч влечёт за собой рост числа автокатастроф со смертельным исходом на 4-5%. Поэтому неудивительно, что по инициативе акимата Алматы принято решение о снижении с 15 января 2019 разрешённой скорости с 80 до 60 км/ч на дорогах, которые считаются магистральными - Саина, Аль-Фараби и Восточной объездной.

Однако, судя по реакции в соцсетях, алматинцы приняли это нововведение в штыки. Так, председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков свой пост в «Фейсбуке» назвал «Когда нет ни ума, ни денег - надо запрещать!». По его мнению, «снижение скорости на основных транзитных магистралях города вряд ли серьёзным образом повлияет на общую ситуацию с авариями на дорогах города, а проблемы водителям создаст – это и дополнительная потеря времени, и повышенный расход топлива, на экологию нашу опять же дополнительная нагрузка от снижения скорости и увеличения пробок на этих трассах». Для примера Эдоков приводит Московскую объездную автодорогу — как аналог Аль-Фараби — где ограничение составляет 100 км/ч.

Однако по сведениям ВОЗ, скорость усиливает, а не уменьшает загрязнение окружающей среды и шум. Именно при наборе скорости автомобиль выбрасывает гораздо больше вредных веществ, чем при равномерной езде. Да и МКАД вряд ли можно сравнить с Саина или Аль-Фараби, которые объездными не назовёшь. Кроме того, увеличение времени проезда по названным улицам при сниженной скорости составит всего от двух (днём) до шести (ночью) минут.

Ещё один аргумент противников снижения скорости - «менталитет» участников движения, то есть склонность к нарушениям ПДД, несмотря на риски и штрафы. Как считают многие, даже если поставить знак «30», наши водители всё равно будут ехать как им вздумается, а для пешеходов ограничение скорости станет иллюзией безопасности. Но здесь можно вспомнить положительные примеры изменения порочных привычек казахстанских автомобилистов. Добились же пристёгивания ремней или снижения скорости под камерами — и довольно быстро.

Кроме того, как выяснили журналисты российского Forbes, состояние дорожного полотна влияет на количество ДТП в такой же степени, как и поведение участников движения. Так, на платных (то есть оборудованных по всем правилам) дорогах, как сообщает российская ГК «Автодор», за год смертность уменьшилась в 20 (!) раз.

«Укравтодор» стоит на такой же позиции. В прошлом году руководство этой структуры определило свой рейтинг противоаварийных мер, и на первом месте — снижение разрешённой скорости в населённых пунктах до 50 км/ч. Исследования доказали, что снижение скорости с 60 км/ч до 50 км/ч позволяет снизить уровень травматизма для пешеходов на 90% - приводит данные советник главы «Укравтодора». Среди других мер — улучшение освещения, технические решения для снижения скорости перед въездом в населённые пункты, качественные дорожные знаки и уменьшение количества наружной рекламы.

Известный российский блогер Илья Варламов, давно и серьёзно занимающийся проблемами безопасности на дорогах, одну из своих статей так и назвал: «Требуйте ограничения скорости 50 км/ч, или умрёте!». В ней в очередной раз приводятся данные повышения смертности пешеходов при повышении скорости: 20% - риск гибели при 50 км/ч и 60% - при скорости 80 км/ч.

Казахстанские эксперты также придерживаются принципов ограничения скорости.

- Я поддерживаю эту инициативу, но мне непонятно, почему 60 км/ч, потому что при наезде на этой скорости выживает 2% пешеходов, - сказал в комментарии Forbes.kz президент ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсен Шакуов. - Все международные исследования говорят, что нужно 50 и 30 вместо 60 и 40.

Дорожная безопасность — это комплекс мероприятий: не только разметка, знаки, но и исполнение гражданами правил дорожного движения, подчёркивает наш собеседник, это часть качества жизни, такая же, как продукты, одежда, образование и т.д.

Руководитель ОО «Общество содействия автомобилистам» (ОСА) Руслан Лазута считает, что скорость 60 км/ч вполне соответствует безопасности дорожного движения и культуре вождения автомобилистов в Казахстане.

- Безусловно, вина в большей степени лежит на водителях. У нас, к сожалению, отсутствует дисциплина на дороге, что и ведёт к смертям и травматизму. Более того, Казахстан лидирует в рейтинге самых опасных стран мира по ДТП со смертельным исходом, а главным фактором таких ДТП является именно нарушение скоростного режима и пересечение сплошной линии, - ответил он на вопрос Forbes.kz.

Руслан Лазута убеждён, что в ближайшей и среднесрочной перспективе у нас на дорогах ничего не изменится, если прямо сейчас не начать: а) преподавать правила дорожного движения начиная с дошкольных учреждений и кончая 11-м классом школы; б) организовать реальное, а не фиктивное обучение в автошколах.

- И всё, что я говорил, абсолютно бессмысленно, если будет присутствовать коррупция. Опять же, похоже, что в ближайшей перспективе улучшений у нас в этой сфере не намечается: как брали взятки, так и берут, - продолжил он. - И последнее — это снижение штрафов. Общемировая практика показывает, что ужесточение наказание никак не влияет на безопасность дорожного движения. Но при этом максимально ужесточить наказание за умышленные административные нарушения, повлекшие за собой смерть: пьянство за рулём должно быть уголовным проступком.

Если все эти меры начать применять сегодня, то только через 20-25 лет Казахстан сможет попасть с список стран с наименьшим травматизмом на дороге, уверен руководитель ОСА.

Похоже, доводы экспертов возымели действие и на алматинцев. Во всяком случае, опрос на сайте Voxball дал неожиданные результаты: большинство респондентов, почти 60% - за ограничение скорости.

«Город небольшой, так что можно проехаться и на низкой скорости и доехать до адресата. При низкой скорости большая вероятность сокращений аварии», - считает один из комментаторов опроса. «В принципе снижение скорости - это прежде всего безопасность. Когда мимо тебя проносятся машины как шумахеры, становится не смешно. Поэтому я рада, что хоть кто-то заботится о пешеходах», - поддерживает первого второй комментатор.

Против изменения скоростного режима выступает 40% опрошенных. «В Германии разрешают и под 300 ездить — и ничего, адекватность - вот фактор успеха!» - объясняет своё мнение один из противников.

Чтобы прояснить ситуацию, журналист и продюсер Дана Орманбаева провела дебаты между экспертами по теме «Вы за снижение ограничения скорости или против?», предварив их следующим замечанием.

«Я 28 лет имею водительские права, столько же езжу за рулём, и, как выражается моя давняя приятельница в таком случае, кручу его мизинцем левой ноги (неосознанная компетентность). Но даже при таком мастерском вождении всегда гляжу в оба и помню о неравенстве сил: когда ты за рулём, считай, в руках у тебя оружие.

Уже действующие новые условия на дорогах всколыхнули чувства автолюбителей: видеть, как все смиренно плетутся под зорким оком «Сергека» - дело непривычное. Нашему терпеливому взору чаще приходится наблюдать дикие свадебные гонки на Аль-Фараби, ночные форсажи мажоров или задний ход глумящегося наглого циркача. Последнего иначе не назовёшь.

«Снижение скорости всего на 20 км/ч позволит спасти сотни жизней на дорогах», - заявил аким Байбек. А что выбираем все мы — горожане? Послушайте аргументы знатоков в очередных «Дебатах» и голосуйте, не отъезжая от «перекрёстка» мнений».

Первый участник разговора, главный редактор журнала «За рулём» Алексей Алексеев, высказался «за»:

- Я одобряю эту инициативу, потому что именно на этих дорогах — Саина - Аль-Фараби и ВОАД — было несколько знаковых аварий, которые всколыхнули общество. Достаточно вспомнить Катю Парафиеву, или как летели заборы в машины, как разорвало там пешехода. Может быть, это не самые аварийные улицы, но я езжу по ним каждый день и каждый день вижу несколько аварий. Пешеходы там не ходят, но машины въезжают друг в друга — целые «паровозики» выстраиваются.

Не стал с ним спорить и второй эксперт - председатель Союза независимого автобизнеса Казахстана Тимур Жаркенов.

- По факту скоростной режим, который сейчас установлен, не справляется с задачей и провоцирует дорожно-транспортные нарушения. На мой взгляд, это было правильное решение, - сказал он.

Вернёмся к началу нашего материала и затронем ещё один аспект — финансовые последствия аварийности. Во сколько обходится государству эта бесконечная война на дорогах? Каждый погибший и раненый влечёт существенные бюджетные расходы, как бы цинично это ни звучало. Пособие по потере кормильца — от 25541 до 62663 тенге, выплата на погребение 39 643 тенге, пособия по инвалидности — от 30 886 тенге до 57 021 тенге. Если, условно, половина из пострадавших в ДТП 700 алматинцев станут инвалидами, то государству придётся ежемесячно выплачивать около 15 млн тенге пособий.

При этом замена дорожных знаков — один из самых дешёвых способов обеспечения безопасности. Если цена светофора (с секундомером) исчисляется сотнями тысяч тенге, то стоимость дорожного знака - это даже не десятки тысяч. Так что остаётся согласиться с официальным представителем алматинского ДВД Салтанат Азирбек: «Если эти 2 минуты (на которые увеличится время проезда) способны спасти хоть одну жизнь, значит, меры по снижению скорости более чем обоснованы».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить