Упрощение усложнением, или Почему у казахстанского бизнеса прибавится забот

6554

Президент практически ежегодно поручает правительству упростить налоговое законодательство. К сожалению, из года в год оно лишь усложняется

ФОТО: © nalogikz.kz

На портале «Открытые НПА» опубликован проект изменений в Налоговый кодекс, который среди прочего предусматривает введение нового принципа должной осмотрительности, суть которого заключается в том, что налогоплательщик при совершении сделок осуществляет сбор и проверку информации о поставщике. Это включает в себя получение информации от уполномоченных органов, организаций, самого поставщика и иных источников.

Налогоплательщик должен предоставить налоговым органам соответствующие документы, сведения, выписки, справки, скриншоты, пояснения и иные данные, содержащие информацию о благонадежности и добросовестности своих поставщиков. При этом окончательную оценку достаточности информации делает налоговый орган. Если он посчитает, что налогоплательщик заключил сделку с поставщиком без должной осмотрительности, ему будет запрещено отражать такие расходы в налоговом учете.

Считаю данное нововведение весьма спорным по ряду причин.

Во-первых, оно нарушает принцип, согласно которому добросовестность осуществления налогоплательщиком действий по исполнению им налогового обязательства предполагается изначально. Дополнительное обязывание налогоплательщика собирать и проверять информацию является выражением недоверия к нему со стороны государства.

Во-вторых, налоговые органы нововведением переносят на налогоплательщика свои обязанности по налоговому администрированию. Насколько корректно поставщик исполняет налоговые обязательства должны контролировать налоговые органы, а не субъекты предпринимательства.

В-третьих, это очень сложная задача. Можно представить, какое количество поставщиков может быть у крупного налогоплательщика. Осуществлять сбор и проверку по каждому из них представляет собой большой объем работы. К тому же признаки благонадежности и добросовестности поставщиков субъективны. Налоговики могут требовать то, что четко не регламентировано.

В-четвертых, лоббируя рассматриваемые изменения, налоговики облегчают себе задачу, так как отпадет необходимость в обращении в суд с иском о признании тех или иных сделок недействительными. Причем если раньше налогоплательщик мог доказать действительность сделки в суде, то после изменений налоговики смогут корректировать объекты обложения исключительно по формальным основаниям – осуществлены ли сбор и проверка информации до заключения сделки или нет.

С другой стороны, согласно поправкам, вместо вышеуказанных документов налогоплательщик сможет представить отчет, сформированный по его запросу в специальной информационной системе и содержащий комплексную информацию о субъектах предпринимательства. Как я понимаю, речь идет о реестре бизнес-партнеров, который ведет НПП «Атамекен». Соответственно, если представить, что налогоплательщику перед заключением сделки будет достаточно сформировать на специальном портале бесплатный отчет о поставщике, изменения, напротив, облегчат жизнь бизнесу. Налогоплательщик сможет заранее подстраховаться от претензий налоговых органов.

Но нужно понимать, что этот портал периодически будет давать технические сбои в синхронизации данных с государственными источниками, поэтому не всегда будет объективен. К тому же не думаю, что его услуги будут бесплатными. Поэтому, если поправки будут приняты, у бизнеса так или иначе прибавится забот. Соответственно, говорить об упрощении исполнения налоговых обязательств не приходится.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить