Универсальный солдат

11925

Как участник рейтинга «30 моложе 30» инвестирует в киберспорт, управляет хлебозаводом и не теряет в эффективности

Ёнгун Ким
ФОТО: Андрей Лунин
Ёнгун Ким

Мы едем по проспекту Райымбека, одной из самых оживленных дорог Алматы, в новенькой Audi Q8. Ёнгун везет нас в сторону Каскелена, чтобы показать завод по производству хлеба и кондитерских изделий Honmil. В субботу путь из центра города обычно не занимает много времени, но все же мы угодили в пробку. «Ничего, как доедем – накормим вас на нашем заводе», – успокаивает Ёнгун. Он сконцентрирован на дороге, но при этом оживленно поддерживает разговор. Рассказывает, что на самом деле он не получил высшего образования, да и тяги никогда не возникало.

В 2020 году 26-летний бизнесмен Ёнгун Ким стал лауреатом рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30». В Казахстане о Киме знают в основном как об основателе киберспортивной организации Avangar. Ребята, которых он собрал еще школьниками, дошли до финала главного мирового турнира по Counter-Strike – StarLadder Berlin Major 2019. Теперь они одни из самых популярных игроков в «контру» в мире – играют в международной организации и зарабатывают серьезные деньги. За время существования команда заработала, по разным оценкам, более $1 млн. Кроме того, после триумфа Ёнгун смог продать состав организации Virtus.Pro, принадлежащей российскому олигарху Алишеру Усманову.

Теперь Ёнгун готовит к выходу в мир киберспорта новый состав, и снова ребята 16–17 лет пройдут тот же путь, что их предшественники из Virtus.Pro. Но это не все, чем занимается предприниматель. Параллельно Ким вместе с партнерами развивает сервис авиаперевозок, компьютерные клубы, а с недавних пор занялся производством хлеба и кондитерских изделий. Цель амбициозная – занять существенную долю рынка и выйти на экспорт.

Незолотой ребенок

Ёнгун Ким родом из Алматы, родился и вырос в достаточно обеспеченной семье, а среди его родственников – одни из самых крупных отечественных предпринимателей. Мальчик никогда не нуждался в деньгах, и причин зарабатывать с малых лет у него не было. Но, как признается он сам, с детства решил, что должен всего добиваться своими силами. Когда Ёнгуну стукнуло девять, родители расстались, и плотный контакт с отцом не надолго, но оборвался. «Мать у меня тянула меня и сестру в одиночку – мне нужно было торопиться», – рассуждает он.

Ёнгун вспоминает, что еще во втором классе он вдруг захотел иметь какие-то свободные деньги. «На буфет не хватало», – смеется он. И тогда он пришел к мысли, что можно зарабатывать на вещах, которые ему уже не были нужны, – игрушках, наклейках. «Сначала я начал меняться со сверстниками, это был первый опыт бартера, потом что-то продавал», – рассказывает собеседник.

В 5–6-м классе в жизнь Кима пришли компьютерные игры, он зависал в «стрелялках» в местных компьютерных клубах. «Соответственно, и денег мне хотелось больше, ведь нужно было на что-то играть», – делится Ёнгун. Тогда в компьютерных клубах часто можно было найти журналы об играх. Он договорился с кассиром, что будет забирать журналы себе. Приходя на следующий день в школу, предприимчивый ученик продавал журналы за 250 тенге, заработанное успешно просиживал после уроков в цитадели геймеров.

Через несколько лет после развода родителей юноша встретился с отцом, и они начали общаться. Папа Ёнгуна Роман в прошлом профессиональный каратист, тренировал даже отряды спецназа. Общение с отцом, его опыт и рассказы о тяжелой жизни помогли Ёнгуну стать серьезнее, обрести внутренний стержень.

Кроме того, на характер нашего героя, как считает он сам, повлияло окружение, представленное не только состоятельными родственниками, но и компанией простых пацанов, соседей по двору. «Разные миры дали мне какой-то особый взгляд на жизнь. Еще я перенимал общение от взрослых и начал быстро погружаться во взрослую жизнь. Значительно раньше, чем должен был», – убежден бизнесмен.

Ёнгун понимает, что очевидных преград для развития у него не было – имелись крыша над головой, еда, да и образование родители старались дать. «Это сейчас я думаю, что нужно было учиться», – смеется собеседник. Но тогда желание зарабатывать и прийти к успеху зрело все сильнее – к тому же он часто смотрел на своих родственников и понимал, к чему хотел бы стремиться.

Первые шаги

В 15 лет Ёнгун Ким, будучи школьником, решил устроиться торговым представителем в одну из алматинских компаний. Ходил по продуктовым магазинам города и предлагал закупить лимонады и минеральную воду. Устроился на работу он сам, потому что нужен был хоть какой-то опыт, а идти к родственникам и просить куда-то «пристроить» не мог. «Нас воспитывали по-другому – ничего легко не дается», – рассказывает Ким.

Тянуло все же в бизнес, признается он, там было больше независимости. В 2010-м Ёнгун вместе с друзьями решили открыть собственное дело, по определению собеседника, в жанре «купи-продай». Лучше всего у него получались переговоры, и вот он договорился с кокшетауской птицефабрикой о поставках кур и яиц в Алматы. Но фабрику быстро закрыли, и, скопив небольшой капитал, он стал думать, что делать дальше.

ФОТО: Андрей Лунин

В 2011–2012 годах Ким вместе с другом начали завозить детские игрушки из Китая. Если в детстве он продавал свои, то теперь – импортные, хорошего качества, например, бренда Haribo. «Но случилась девальвация, и бизнес остановился», – вспоминает собеседник. Накопленных денег было недостаточно, чтобы развернуть собственный бизнес.

Потом в жизни Ёнгуна начался более серьезный этап: вместе с друзьями занялся наружной рекламой в Алматы. Помогала ему в этом и мама, довольно успешно работавшая в этом бизнесе. Но власти решили взяться за инфраструктуру и внешний облик города и снесли большую часть билбордов. «Можно сказать, я пострадал, но считаю, что решение было правильным, все же рекламные конструкции портили облик нашего города», – признает Ёнгун.

Но рекламный бизнес не ушел из его жизни – вскоре молодой человек начал работать в этой сфере вместе со своими родными. «Братья пригласили меня в свой бизнес, но не как балбеса-родственника. Они видели мой потенциал, видели, что я развиваюсь. Мы были молодыми, неопытными и решили, что лучше держаться вместе», – объясняет бизнесмен.

Постепенно интегрируясь в мир бизнеса, Ёнгун обнаружил свои сильные стороны – продажи и переговоры, а еще чуть позже начал замечать хорошие управленческие навыки, способность к стратегическому мышлению, умение оценить перспективу. Заходя в бизнес, он должен понимать потенциальный масштаб и результат работы. «Если проект масштабный и можно выйти за рубеж, стать лидерами, то я в деле. Хоть я и делал тогда первые шаги, но мыслил именно так. Иногда это плохо, но если правильно к этому подойти, то все сложится значительно лучше», – считает собеседник.

Игровая терапия

В 2015 году Ёнгун вернулся к компьютерным играм, но уже как управленец. В Казахстане на тот момент не было устойчивой сети компьютерных клубов, не было яркого бренда. Тогда Ким с товарищами открыли сеть компьютерных клубов League of Gentlemen.

«Мы решили взять и масс-маркет, и премиум-сегмент. Поставили в первый клуб в Алматы мощные компьютеры, тратили на один компьютер порядка $5 тыс. Затем выстроили качественный сервис, обслуживание. Мы стали первым компьютерным клубом, где можно было нажатием кнопки вызвать официанта, который примет у посетителя заказ», – детализирует Ким.

В открытие первого клуба вложили $200 тыс., вскоре появились новые клубы в Алматы, а потом – в Караганде и Балхаше. Сегодня, говорит Ким, клубы уже отбили затраты. Ёнгун хотел расширять бизнес, построить в Нур-Султане киберарену, под это даже было выкуплено здание, однако в прошлом году по индустрии ударил коронавирус, и от идеи пришлось отказаться.

Параллельно с созданием сети клубов предприниматель развивал геймерскую платформу, на которой устраивали турниры для игроков. Так пришла идея создать свой киберспортивный коллектив. Ёнгун всегда хотел попасть на мировой рынок, однако, как он признается, из Казахстана это было сделать сложно, поэтому в 2015–2016 годах он полетел в Южную Корею, чтобы купить 51% доли в корейской киберспортивной организации MVP. Инвесторы были готовы дать Ёнгуну на покупку $5 млн, однако сделка сорвалась.

В 2017-м Ёнгун Ким, набравшись опыта и поездив по миру, решил создать казахстанскую киберспортивную организацию. Собрав пять молодых игроков в CS:GO, опытного тренера, психолога, отправился в Киев, чтобы начать строить из коллектива команду мирового уровня Avangar. В течение первого года затраты на содержание команды составляли $40–60 тыс. в месяц и никаких результатов вложения не приносили. Но Ёнгун признается, что умеет ждать. Уже спустя два года ребята дошли до финала главного мирового турнира – StarLadder Berlin Major 2019. К концу того же года Ёнгун решил продать команду организации Virtus.Pro, принадлежащей олигарху Алишеру Усманову. Как рассказывает Ёнгун, сделка была оценена в $1,5–2 млн, став самой крупной в истории казахстанского киберспорта.

К моменту продажи игроки уже состоялись в медийном пространстве – у каждого из них по 20 тыс. человек собственной аудитории, а их зарплаты, судя по рынку киберспорта, могут достигать сегодня $10–15 тыс. в месяц. Да и в Avangar Ёнгун платил им последние годы от $5 тыс. до $14 тыс., хотя в 2017 году все начиналось с $300. «Серьезный, порой армейский подход сделал из ребят чемпионов. Я очень внимательно относился к дисциплине в коллективе, даже не позволял игрокам бездумно тратить деньги. Сейчас участники команды порой звонят мне и спрашивают совета, куда бы вложиться», – вспоминает Ёнгун.

Сегодня собран новый состав команды, ребята тренируются в Казахстане. «Я их пока прячу, но релиз будет совсем скоро. Вероятнее всего, в феврале нынешнего года», – делится собеседник. Подход к ним будет ровно тот же, тем интереснее будет наблюдать, случится ли второй триумф или нет.

Многозадачный подход

Хотя с 2017 года основным проектом Кима был Avangar, это не мешало ему развивать другие бизнесы. Партнеры, которых собеседник не хочет называть из-за их нежелания быть публичными, как и сам Ёнгун, работают в крупном отечественном холдинге. «Холдинг развивается в разных направлениях – от строительного бизнеса, трейдинга, производства до киберспорта», – поясняет Ким.

ФОТО: Hltv

Старший акционер холдинга, влиятельный в бизнес-кругах человек, доверил Ёнгуну и двум его компаньонам направление авиаперевозок и с недавних пор – производство хлебобулочных, кондитерских изделий и правильного питания. Ёнгун занял позицию маркетингового директора, отвечает за продажи, дистрибуцию и стратегию развития. Ёнгун убежден, что новое поручение было скорее вызовом, чем подарком: «Когда мы начали заниматься компанией Experess Air, которая долгое время обслуживала крупные корпорации и имела хорошие контракты, та теряла в динамике. Бизнес был готовый – перелеты, поездки, бизнес-встречи, оформление виз, трансфер. Но он терял хорошие контракты. Мы приняли эту компанию, чтобы все наладить и развить, а взамен нам дали долю в ней».

2020 год для развития этого направления выдался явно неудачным, что не помешало Киму с партнерами закрыть год для Express Air в плюс. «Мы уже написали свой автоматизированный софт, сейчас планируем идти в B2C-рынок. Рамиль Мухоряпов, сооснователь холдинга Chocofamily и мой хороший друг, консультирует нас в этом, и в 2021 году мы выйдем в B2С», – рассказывает Ёнгун.

В 2018 году Ёнгун вместе с партнерами пришел в бизнес по производству хлеба и кондитерских изделий. «Идея зародилась у нашего старшего партнера. Он рассказал, что недалеко от Алматы есть старый завод. Мы приехали, оценили большую площадь, отличную инфраструктуру, поняли, что нужно менять техническое оснащение. А для себя я убедился, что если берусь за это дело, то и разбираться в нем должен досконально», – говорит он.

Ёнгун с командой изучали бизнес, спрашивали совета у действующих бизнесменов и заказывали анализ рынка, чтобы узнать, как на нем зарабатывают. «Я увидел массу пробелов. Мои партнеры и акционеры понимали, что производство хлеба и кондитерских изделий на крупных предприятиях Казахстана строится по традиционным принципам, не хватает свежих идей, нет правильного маркетинга», – детализирует спикер. Больше всего Ёнгуна беспокоило, что на рынке нет качественного продукта отечественного производства в сегменте правильного питания, здоровых снеков. Кроме того, на прилавках слишком много импортных товаров, и ситуацию нужно менять.

В 2019 году на базе старого завода Ёнгун с командой построили новое предприятие Honmil. В него вложено порядка 1,2 млрд тенге, и это только первый этап инвестиций, поскольку свободной территории еще много. Сегодня цеха, в которых установлено новое немецкое оборудование, чистотой и порядком напоминают медицинскую лабораторию. «Алматинский завод должен стать генератором идей – здесь производится и тестируется разная продукция как длительного хранения, так и шоковой заморозки», – объясняет Ким.

В следующем году завод под брендом Honmil заработает в Караганде на базе предприятия, которое работает с 2017 года, правда под другим брендом. Сейчас на карагандинском заводе активно идет обновление – вложений он потребует больше, чем алматинский. «Мы уже там многое поменяли – бизнес-процессы, структуры, стратегии, ассортимент, оборудование. Сейчас там работает группа технологов-кондитеров, которые осваивают новые рецепты», – продолжает Ким. Honmil на базе построенного в 2018 году завода запустится в следующем году и в Жезказгане. Подход все тот же – современное и автоматизированное производство. В совокупности три завода Honmil будут производить более 100 тонн продукции в сутки: в Алматы – 12, в Караганде – 70, в Жезказгане – 25.

В планах Ёнгуна в течение двух ближайших лет занять в Алматы 15–20% рынка хлебобулочных и кондитерских изделий, а также правильного питания. «Многие хотят употреблять продукт без сахара, без глютена, но цена не позволяет. Правильное автоматизированное производство, умение договариваться с поставщиками сырья, правильная технология рецептур – все это может на выходе дать доступную для населения цену», – детализирует спикер. А вот на Караганду планы еще амбициознее – к концу 2022 году он планирует обеспечить 50% рынка. Но все же самая главная задача – построить сеть, которая будет кормить весь Казахстан и поставлять продукцию за его пределы. Уже сейчас в группе Honmil 50 фирменных магазинов по всему Казахстану.

NextGen

Но и это еще не все. В ближайшем будущем Ёнгун планирует завершить разработку собственного IT-продукта. Его софт поможет заводам качественнее и быстрее принимать и анализировать данные продаж, получать обратную связь, а также даст возможность заработать продавцам, отслеживая, насколько успешно они продают продукцию производителей. «Сейчас я консультируюсь у лучших в этом деле, сокращаю риски, ведь если тебе говорят, какую дверь открыть, то почему бы не послушать», – рассуждает Ким. Затраты на проект – $500 тыс. Предприниматель уже нашел инвесторов. Ёнгун отшучивается, что мог бы вложиться и сам, но свои деньги тратить не любит.

ФОТО: Андрей Лунин

Громкий успех киберспортивной команды дал Ёнгуну не только имя, но и доверие со стороны партнеров. Теперь, чтобы защитить свой проект перед акционерами, ему не приходится долго что-либо объяснять. «Когда тебя знают как человека, который поднял новую отрасль, это приятно. Я смог сделать что-то, во что никто не верил, а это очень важно», – считает он.

Ёнгун признается, что чувствует себя предпринимателем нового поколения. Начав работать в бизнесе по производству хлебобулочных и кондитерских изделий, он и его партнеры захотели уйти от классического подхода и заняться автоматизацией, маркетингом. «Наше поколение точно будет отличаться от предшествующего. Но если старшее поколение будет передавать новому свой солидный опыт, то, думаю, все в стране поменяется к лучшему», – резюмирует Ким.

Решая большой объем задач, Ёнгун не забывает и о своем хобби – «стрелялках», но не только компьютерных. Два раза в неделю он посещает страйкбол – на полигоне с оружием наперевес вместе со своей командой он участвует в настоящих боевых действиях. Правда, с пластиковыми патронами. «С детства смотрел боевики, потом начал играть в пейнтбол, и вот два года назад меня занесло в страйкбол», – с азартом рассказывает бизнесмен. Подобное хобби помогает Ёнгуну избавиться от стресса, да и любит он получить дозу адреналина.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить