Уникальный код

12517

Каким рынок видит настоящее и будущее биометрии

ФОТО: © Depositphotos.com/Imaginechina-Editorial

Биометрические технологии в последние годы активно интегрируются в самые разные сферы, где существует потребность в идентификации личности, где необходим контроль доступа к материальным объектам, финансовым данным, информации. В основе биометрии лежит идентификация конкретного человека по уникальным, только ему присущим характеристикам, которые могут ориентироваться как на неизменные, так и на динамические, то есть меняющиеся с возрастом или приобретенные параметры.

По оценкам компании J’son & Partners, в ближайшие годы среднегодовые темпы роста рынка биометрических технологий составят 18,6%, а объем рынка к 2022 году достигнет $40,2 млрд. Самыми быстрорастущими сегментами обещают стать технологии идентификации по рисунку вен, ладони, голосу, изображению радужной оболочки глаза. Идентификация по отпечаткам пальцев и по лицу будет расти медленнее, но на долю этих сегментов уже сегодня приходится практически три четверти объема рынка.

Высокие темпы развития сегмента во многом диктовал госсектор: биометрия используется при оформлении виз, паспортном контроле, в большинстве стран мира внедрены биометрические паспорта. В Казахстане в конце 2016 года впервые был принят Закон «О дактилоскопической и геномной регистрации», в соответствии с которым органы внутренних дел должны осуществлять сбор отпечатков пальцев у казахстанцев, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране. По замыслу разработчиков, наличие геномной базы данных позволит повысить раскрываемость преступлений, более успешно вести их профилактику и ускорит процесс опознания. В прошлом году был запущен пилотный проект по регистрации биометрических данных для последующего получения государственных услуг по отпечатку пальцев и изображению лица, без предъявления документов на физических носителях.

В последние годы во всем мире наблюдается тенденция перехода использования биометрии в системах госбезопасности в сферу коммерческого и пользовательского применения. На рынок выходит поколение миллениалов, которые все чаще отказываются от логина и пароля в пользу биометрии и многофакторной аутентификации. Одним из катализаторов применения биометрии стало развитие мобильных технологий и рост мобильных платежей. По данным компании Juniper Research, количество смартфонов с функциями биометрии во всем мире увеличится до 760 млн к 2022 году. В устройствах наряду с наиболее распространенной сегодня технологией распознавания отпечатка пальцев появятся другие биометрические решения – уже сегодня используются технологии, осуществляющие идентификацию по лицу. Согласно прогнозам J’son & Partners, среднегодовые темпы роста мирового рынка мобильной биометрии превысят 33%, а объем рынка к 2022 году достигнет $47 млрд.

В соответствии с мировыми трендами корпоративный сектор, в первую очередь сфера финансов, внедрил биометрию одним из первых в Казахстане. «Большая потребность в создании инструментов удаленной идентификации, которую пока не запустили, спровоцировала развитие биометрии в коммерческом секторе: если инфраструктурные элементы не создаются, рынок сам создает их внутри своих экосистем. Сейчас биометрия набирает обороты за счет улучшенных технологий и возможностей создания быстрых, легких и надежных процессов», – считает директор по развитию бизнеса Первого кредитного бюро (ПКБ) Асем Нургалиева. По ее мнению, эти технологии в Казахстане будут активно развиваться на национальном уровне, в коммерческом и государственном секторе.

Биометрия присутствует практически в каждом банке, работающем с розничным сегментом. Она сокращает время на совершение операций, снижает вероятность мошенничества (ПКБ оценивает фрод на уровне 1,5–2,5%, в некоторых сегментах показатель выше), автоматизирует банковские процессы. Так, заместитель председателя правления Евразийского банка Иван Белохвостиков среди основных преимуществ биометрических технологий называет повышение надежности и упрощение процесса идентификации личности клиента.

Враг не пройдет

«Какими бы стандартами ни защищался бумажный документ, способы подделки существуют, а с учетом человеческого фактора цена ошибки возрастает. Биометрия ошибается реже. При этом исключается значительный объем бумажного документооборота, верификация происходит проще и быстрее. Биометрия привлекательна и для банковского сектора, и для таких, как телекоммуникационный, страховой или любой другой рынок», – отмечает Белохвостиков.

Заместитель директора департамента безопасности Банка ВТБ Денис Добкин также отмечает значение биометрии как инструмента, направленного на подавление действий мошенников: «В этом направлении перспективы биометрии огромны. Ее явное преимущество – защита различных сервисов от постоянно совершенствующихся, а также еще не известных механизмов и видов мошеннических угроз. Поэтому данное направление развивается в мире, на него есть спрос, и наша страна движется в этом направлении. Но пока в Казахстане нет законодательной базы, регулирующей использование механизмов биометрии. В итоге банки и другие организации внедряют эти технологии исключительно в соответствии с собственным пониманием и оцененными рисками».

Практически все банки применяют дополнительный сервис аутентификации по отпечатку пальца в смартфонах для доступа к мобильному приложению, фотоидентификация используется при личном обращении клиента в отделение. «В распоряжении наших работников всегда есть актуальная фотография, которая порой очень отличается от изображения в документах, удостоверяющих личность. Система пока не принимает решения самостоятельно, а только помогает менеджерам в отделениях. Мы также работаем над внедрением разрешенных биометрических технологий на основе распознавания лиц и голоса. Данные разработки будут внедрены в отделениях, устройствах самообслуживания, а также в мобильном банкинге», – сообщили в пресс-службе Jysan Bank.

В Банке ВТБ наряду с аутентификацией по отпечатку пальца тестировали другую технологию, однако, признает Денис Добкин, на текущий момент ее мировая экспертная оценка неоднозначна, несмотря на перспективность, у нее имеются уязвимости и недостатки. Внедрение и использование биометрии в разной степени сочетается с трудностями администрирования, высокой стоимостью программного обеспечения, необходимостью дополнительной защиты персональных данных. «Исходя из этого, в настоящее время мы не рассматриваем возможность внедрения биометрии внутри корпоративной среды банка; мы расцениваем ее как дополнительный фактор аутентификации клиентов, но не подтверждения финансовых документов», – отмечает эксперт.

В Сбербанке ранее была внедрена платформа, предназначенная для оценки финансовых транзакций клиентов в интернете на предмет подозрительности в возможном мошенничестве. По мере более масштабного запуска биометрии клиент сможет пользоваться услугами банка без личного присутствия: появится возможность получить потребительский кредит через банкоматную сеть с помощью сканирования лица, станет возможным приобретение товаров и оплата услуг без платежной карты – достаточно будет посмотреть в сканирующее устройство. Материнский банк казахстанской «дочки» уже реализовал несколько проектов с использованием биометрии. Сбербанк Казахстана будет внедрять систему биометрических данных, которая позволит идентифицировать клиентов банка по лицу и другим биометрическим факторам. Технологию распознавания лиц активно используют в Kaspi. На этот год намечен запуск устройств Kaspi Картомат, выпускающих физическую карту всего за минуту, при этом личность пользователя удостоверяется с помощью методов биометрической идентификации. Технология идентификации Kaspi ID позволяет быстро и просто подтвердить личность клиента в мобильном приложении.

В активе Евразийского банка – биометрические данные с фотографиями более чем 3 млн казахстанцев. «Банк первым в Казахстане ввел в эксплуатацию роботов-коллекторов для обзвона заемщиков, допустивших просрочку по кредитам. Это искусственный интеллект, ведущий аргументированную беседу и распознающий уникальные признаки голоса каждого клиента. Мы планируем использовать голосовую биометрию для идентификации и обслуживания по телефону, в дистанционных продажах и проведении маркетинговых исследований», – сообщили в пресс-службе банка. Биометрические системы будут развиваться и в сфере идентификации самих сотрудников, в частности, «биометрическая подпись» потребуется для подтверждения финансовых операций.

В ближайшие годы биометрия будет развиваться в сфере усиления безопасности, оптимизации и удобства клиентских процессов, уверен один из основателей комплексной системы приема оплаты и управления общественным транспортом FacePay Руслан Омаров. FacePay представляет собой сервис, посредством которого любой пассажир общественного транспорта может оплатить проезд, просто войдя в автобус или троллейбус. «В продукте предусмотрена система администрирования учета маршрутов, определение типа льготности проезда, возможность пересадок. Система проста в использовании: достаточно зарегистрировать свой ИИН, селфи и банковскую карту в мессенджере Telegram (бот сервиса), в дальнейшем будут предоставлены API для сервиса в мобильном приложении «Астана LRT» и интернет-банкингах. На должном уровне и вопрос безопасности. Поскольку все данные пользователь вводит самостоятельно, доступа к базам данных не предусмотрено, собранные сведения будут тщательно защищены в части распространения и раскрытия. Регистрация карт производится на стороне банка-партнера, отвечающего за прием платежей и обеспечивающего безопасность транзакций», – рассказывает автор проекта.

Ресурсы и возможности

Пилотный проект с тестированием FacePay начался в Нур-Султане осенью прошлого года, сейчас расширенный пилот проводится с учетом внесенных обновлений. «Биометрические платежи – тренд для Казахстана, и мы ожидаем, что они будут востребованы не меньше, чем другие», – считает Омаров. Потребность в удаленной идентификации будет тем выше, чем активнее будут переводиться в цифру многие процессы.

Говоря о рисках, эксперты отмечают, что алгоритмы биометрических технологий пока все же не идеальны и небольшая доля погрешности присутствует. «Но даже эта погрешность выражается не в ошибках, а в том, что в некоторых случаях биометрическая система все же предупреждает оператора и выводит процесс верификации на ручной уровень. Для снижения такой погрешности организациям стоит детально тестировать работу биометрических систем, делать больше пилотных проектов, изучать, какие технологии биометрия может автоматизировать, а потом внедрять их», – считает эксперт Евразийского банка.

По мнению представителей Jysan Bank, существует риск, что до поры до времени скрытые уязвимости проявятся при выходе на массовый рынок, хотя в любом случае биометрия удобнее и безопаснее классической системы «логин – пароль». Пока в Казахстане, как и во всем мире, нет единых технических стандартов биометрии, однако с развитием технологий уровень риска будет снижаться, особенно при анализе биометрических данных с применением искусственного интеллекта, прокомментировали в пресс-службе банка.

«Принимая решение о внедрении любой технологической инновации, мы оцениваем ее по трем основным критериям: безопасность сервиса, функциональность, финансовая обоснованность. Полномасштабное внедрение нового ПО возможно, лишь когда все эти факторы сбалансированы. Когда три перечисленных критерия придут в равновесие, появится смысл рассматривать возможности полноценного применения биометрии. Пока большинство предлагаемых рынком решений не вписываются в эту схему; чаще всего размер финансирования, необходимого для внедрения таких систем, значительно превышает уровень безопасности», – утверждает Добкин.

В Jysan Bank не исключают, что со временем участники рынка придут к подобию единого хранилища и создадут структуру, которая разработает стандарты, будет содержать эталонную базу и обеспечит обязательный обмен данными между участниками. Существует вариант дальнейшего развития биометрических технологий в рамках регуляторной песочницы, где будут созданы условия, которые помогут государству и участникам рынка понять, как может развиваться сегмент. Шагом к более активному внедрению биометрических решений могут стать предоставление доступа к государственным базам данных физических лиц, усиление цифровизации документооборота со стороны госструктур, профессиональное сотрудничество государственного и банковского сектора, нацеленное на противодействие мошенничеству.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить