«Экономические реформы невозможны без политической модернизации». Токаев выступает с первым посланием казахстанцам

19159

В понедельник, 2 сентября, в столице открылась пятая сессия парламента VI созыва. Открывается сессия на совместном заседании палат парламента. Очередную парламентскую сессию открывает, как правило, президент страны

ФОТО: Серикжан Ковланбаев

В 2019 впервые сессию открывает второй президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, избранный на внеочередных выборах 9 июня этого года.

Как ожидается, на совместном заседании Токаев также выступит с посланием народу Казахстана. Согласно статье 44 Конституции страны, президент обращается с ежегодным посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики. Дата оглашения послания основным законом не оговаривается.

Ранее Токаев сам анонсировал дату послания, сообщив, что 2 сентября собирается его огласить.

Когда зал заполнился, торжественно объявили президента. Под аплодисменты депутатов Токаев поднялся на президентское место.

Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин объявил регистрацию. На мероприятии присутствует 46 депутатов сената и 106 депутатов мажилиса. На повестке совместного заседания вопрос - об открытии пятой сессии. Депутаты повестку заседания утвердили единогласно.

Слово предоставляется президенту Токаеву.

На трибуне Нигматулин сидит один. Кресло спикера сената свободно.

- В соответствии со статьей 59 Конституции РК 5 сессию парламента 6 созыва объявляю открытой, - заявил Токаев.

В зале заиграл гимн Казахстана.

Касым-Жомарт Токаев начал речь.

- Поздравляю всех с началом нового парламентского сезона. Приближается важная веха новейшей истории нашей страны. Скоро будет 30 лет, как народ Казахстана провозгласил свою независимость.

За прошедшее время под руководством Елбасы страна превратилась в независимое государство. Укрепляется благосостояние народа. Путь развития нашей страны признан мировым сообществом, получив название казахстанская, то есть назарбаевская модель.

В нашей работе следует исходить из необходимости реализации пяти институциональных реформ и Плана нации, разработанных Елбасы. Следует возобновить работу комиссии по модернизации.

Обещанная мной политическая трансформация будет постепенно и неуклонно осуществляться. Мировой опыт свидетельствует, что взрывная политическая либерализация приводит к нестабильности. Поэтому мы будем осуществлять политические реформы без забегания вперед, но продуманно. Наш принцип – экономические реформы невозможны без политической модернизации.

Наша общая задача - воплотить в жизнь концепцию слышащего государства, которое оперативно и эффективно реагирует на все запросы граждан. Только путем диалога власти и общества необходимо построить сильное государство.

Для этого был создан Национальный совет общественного доверия.

Для реализации необходимы следующие меры.

Первое. Продолжить процесс партийного строительства. Nur Otan выполняет свою задачу. Но мы должны сотрудничать с другими партиями во благо нашего общества.

Проблемы, волнующие общество, должны находить свое решение именно в парламенте, но не на улице.

В то же время отношения между законодательной и исполнительной властями должны быть уважительными, без искусственной конфронтации. Как глава государства вижу свою задачу в том, чтобы содействовать плюрализму мнений. Предстоящие выборы в мажилис и маслихаты должны способствовать развитию многопартийной системы в стране

Второе. Общественный диалог, реагирование на нужды людей являются главными приоритетами в работе госорганов. В администрации президента создан отдел, который будет следить за этим. Зачастую люди обращаются к президенту, когда не находят понимания у чиновников

С целью повышения эффективности работы госслужбы нужно привлечь в их ряды подготовленные молодые кадры. В то же время с 2020 года мы приступим к сокращению госслужащих, к 2024 году количество госслужащих и нацкомпаний следует сократить на 25%.

Третье. Закон о митингах. Если мирные акции не преследуют цели нарушения покоя граждан, нужно идти им навстречу. Выделять места для проведения, причем не на окраинах. Но любые призывы к дестабилизации будут пресекаться в рамках закона.

Четвертое. Единство нации в ее многообразии. Мы и дальше будем создавать условия для развития этнических групп в нашей стране. Роль казахского языка как государственного будет укрепляться.

Я считаю, что наступит время, когда он превратится в язык межнационального общения. Однако для достижения такого статуса мы должны совместно работать без ненужных разговоров. Также мы не должны забывать, что язык является инструментом большой политики.

Для создания активного гражданского общества, я считаю, нужно повышать статус негосударственных организаций. Поэтому в ближайшее время мы должны разработать и принять концепцию развития гражданского общества до 2025 года.

Токаев напомнил о предстоящих юбилеях аль-Фараби и Абая, подчеркнув, что надо проводить их без излишней помпезности.

- Необходимо принять системные меры по улучшению качества судебной системы. Следует провести тщательный анализ судебных решений, обеспечить единообразие судебной практики. Необходимо внедрение административной юстиции как особого механизма разрешения споров. Суд впредь будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств. А все противоречия должны трактоваться в пользу граждан.

Мы отошли от репрессивных мер. Но в стране имеют место тяжкие преступления. Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и тяжкие преступления против личности, особенно против детей. Это мое поручение парламенту и правительству.

Недавние трагические события вскрыли и проблему браконьерства как опаснейшую форму организованной преступности. Браконьеры экипированы, вооружены, чувствуют свою безнаказанность. Только в этом году от их рук погибли два инспектора по охране животного мира. Недавно был пресечена преступная деятельность банды браконьеров на озере в ВКО. Это только единичные случаи. Но браконьерство пустило глубокие корни, в том числе при попустительстве правоохранительных органов. Браконьеры безжалостно уничтожают природу, наше национальное богатство. Поручаю правительству в течение двух месяцев принять безотлагательные меры по ужесточению соответствующего законодательства.

Одной из самых актуальных задач остается полноценная реформа правоохранительной системы. Образ полиции как силового инструмента государства будет поступенно уходить в прошлое. Она станет органом по оказанию услуг гражданам для обеспечения их безопасности.

На первом этапе необходимо до конца 2020 года реорганизовать работу Комитета административной полиции. Сделать это качественно и без кампанейщины.

Эффективность работы полицейских зависит от престижа самой полицейской службы. На реформу МВД будет направлено 173 млрд тенге в течение трёх следующих лет. Эти средства пойдут на повышение заработной платы, аренду жилья, создание современных фронт-офисов. Особое внимание будет уделено вопросам защиты граждан от природных явлений и техногенных аварий, которые, к сожалению, стали частым явлением не только в нашей стране, но и во всем мире. В этой сфере должны работать профессиональные кадры.

Поручаю правительству повысить оклады сотрудников гражданской защиты в рамках средств, выделяемых на реформу МВД. И направить на эти цели порядка 40 млрд тенге.

Необходимо восстановить антикоррупционную экспертизу законодательных актов. Законодательно регламентировать ответственность первого руководителя ведомства, в котором произошло коррупционное преступление.

Повышение отдачи от квазигоссектора. Наши нацкомпании превратились в конгломераты. Мной было принято решение о введении моратория на создание квазигоскомпаний. Нужно понять, каков реальный вклад Фонда национального благосостояния в экономику.

Квазигоскомпании зачастую конкурируют между собой. Количество нацкомпаний можно и нужно сократить. Контроль государства должен быть в стратегических секторах.

Правительству необходимо системно и предметно заниматься вопросами ценообразования и тарифами. Не секрет, что цены в стране высокие. Например, на авиабилеты на популярные направления. Чем обоснованы цены на услуги аэропортов? В результате снижается транзитный потенциал страны. При попустительстве профильного министерства создан искусственный дефицит железнодорожных билетов.

Наша цель – создание функционирующих рыночных институтов.

Нужно оказывать поддержку МСБ. (...) В стране достаточно примеров успешного предпринимательства, и мы должны поддерживать бизнес.

Поручаю правительству разработать законодательную основу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года. Соответствующие поправки в законодательство должны вступить в силу с 2020 года. С января 2020 года вступит в силу моё решение о трёхлетнем запрете на проверки субъектов микро- и малого бизнеса. Мы верим в добропорядочность и законопослушность нашего бизнеса, который должен нести ответственность перед потребителями и гражданами.

Казахстан взял курс на развитие цифровой экономики. Наша задача - усилить развитие инфокоммуникационной инфраструктуры. Казахстан должен стать брендом в качестве открытой юрисдикции для технологического партнерства.

Развитый агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство – наш основной ресурс, но он используется далеко не в полной мере. Мы имеем потенциал для производства органической продукции. Необходимо увеличить количество орошаемых земель. Министерству сельского хозяйства следует решительно поддержать фермеров со сбытом их продукции на рынках. Нужно отходить от сырьевой направленности экспорта сельхозпродукции. 

По земельному вопросу хочу особо отметить. Как глава государства ещё раз заявляю: наша земля не будет продаваться иностранцам. Этого мы не допустим. По этому вопросу нужно прекратить домыслы. Однако обеспечить эффективное использование земли – наша задача

Многие держат землю впрок, не работая на ней. Пора приступить к изъятию неиспользуемых земель. Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает.

Поручаю правительству направить на реализацию программы «Ауыл ел бесiгi» 90 млрд тенге дополнительно в ближайшие три года.

Справедливое налогообложение и разумное финансовое регулирование. Несмотря на рост ВВП, имущественное расслоение усиливается. Считаю, что необходимо модернизировать налоговую систему с более справедливым распределением национального дохода.

Поручаю правительству отложить введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5% до 2023 года. Затем вернёмся к этому вопросу. За это время правительство и бизнес должны прийти к общему решению.

Правительство должно наложить запрет на все выплаты, не предусмотренные Налоговым кодексом.

Нужно стимулировать безналичные платежи. Необходимо развивать внебанковские платёжные системы. Но при этом они не должны превратиться в механизм отмывания денег. Поэтому Нацбанку нужно усилить контроль.

Необходимо прекратить использовать средства Нацфондов на решение текущих проблем. Трансферты из Нацфонда должны выделяться только для реализации проектов, направленных на развитие экономики. Размер трансферта должен уменьшаться постепенно до 2 трлн тенге с 2022 года (сегодня 2,7 трлн).

Заработная плата населения не выросла существенно. Правительство должно проявить принципиальность в этом вопросе. Поручаю правительству изучить вопросы стимулирования работодателей для роста фонда оплаты труда.

Улучшение качества образования. До сих пор не разработана система оценки баланса трудовых ресурсов. Многие молодые люди не могут поступить в учебные заведения.

Мы должны перейти к политике профессиональной ориентации. В нашей экономике высоки потребности специалистов с техническим образованием, и мы вынуждены приглашать специалистов из-за рубежа. Эту проблему надо оперативно решить.

Разрыв в качестве образования в городских и сельских школах с каждым годом становится больше. Необходимо решить проблему в рамках программы «С дипломом в село», поэтому поручаю со следующего года довести финансирование программы до 20 млрд тенге.

Вопросы укрепления института семьи, защита прав ребёнка должны стать приоритетом. Необходимо изучить проблему суицидов. Особое внимание нужно уделить семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.

Необходимо расширить сети реабилитации для детей. Мы обязаны создавать равные возможности для людей с особыми потребностями. Поручаю правительству выделить на эти цели не менее 58 млрд тенге в течение трёх лет.

Обеспечение качества и доступности медуслуг. Есть региональные дисбалансы. Правительству предстоит создать перечень приоритетов по конкретным нозологиям. С января внедряется обязательное медстрахование. Хочу довести до каждого: государство сохраняет финансирование гарантированного объёма бесплатной медпомощи.

Правительству нужно предельно ответственно подойти к реализации обязательного медстрахования во избежание его дискредитации. Права на ошибку у нас уже нет.

Развитие системы соцподдержки. Государством принимаются меры поддержки. Однако некоторые из них были не совсем выверены. Как пример - рост получателей адресной социальной помощи.

Другими словами, всё больше людей предпочитают не работать или утаивать доходы. Факты получения АСП состоятельными людьми освещались в прессе. Наше государство является социальным и поддерживает нуждающихся. Правительство в своей работе должно опираться на этот принцип. Нужно сокращать неэффективные расходы.

Правительству следует скорректировать механизм выделения АСП, чтобы помощь стала прозрачной, справедливой, мотивировала к труду. Нужно позаботиться о детях из малообеспеченных семей. Для них необходимо ввести гарантированный социальный пакет: регулярную помощь детям дошкольного возраста, бесплатное горячее питание для всех школьников, обеспечение их учебными принадлежностями и формой, оплату медицинской, в том числе стоматологической помощи, возмещение затрат на проезд в общественном транспорте. Все эти меры должны вступить в действие с 1 января 2020 года.

Правительству совместно с Нацбанком надо провести работу по повышению эффективности пенсионной системы.

Поручаю проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений. Например, для покупки жилья или образования.

В целях оптимизации затрат и улучшения качества инвестиционного управления активами правительству поручается изучить вопрос консолидации внебюджетной системы социального обеспечения путём создания Единого социального фонда и введения одного социального платёжа.

Сильные регионы – сильная страна. Об этом говорилось также в моей предвыборной платформе. В этом направлении нужно сосредоточиться на следующих задачах.

Первое, это повышение эффективности работы местных органов власти. У людей всегда должен быть доступ к местным властям. Это аксиома, но не реальность. Считаю возможным в качестве пилотного проекта внедрить систему оценки населением эффективности работы местной власти. Например, если в результате опроса или онлайн-голосования, более 30% жителей считают, что аким города или села неэффективен, это основание для создания администрацией президента специальной комиссии с целью изучения возникшей проблемы с внесением соответствующих рекомендаций.

Второе. Реформа системы межбюджетных отношений. Очевидно, что текущая система межбюджетных отношений не стимулирует акиматы всех уровней к созданию собственной базы развития МСБ. Регионы слабо мотивированы на поиск дополнительных источников доходов. Со следующего года в распоряжение регионов передаются дополнительные налоговые поступления от МСБ. Однако течение 3 лет регионы не будут получать налоги от доходов. Но мы будем помогать регионам.

Считаю, что принятые меры недостаточны. Назрела необходимость пересмотра организации бюджетного процесса на всех уровнях. Большую роль в этой работе должно сыграть реальное вовлечение населения в формирование местных бюджетов. Районный, городской и сельский уровни власти должны стать экономически более самостоятельными в решении задач местного значения. Их права, обязанности и ответственность следует чётко урегулировать в законодательных актах.

Жилищная политика: правительству необходимо разработать единую модель жилищного строительства в стране. Например, в рамках программы «7 - 20 – 25» уровень доходов должен составлять более 300 тысяч, что для многих не по карману. Поэтому была запущена программа «Бакытты отбасы». С 2020 года 10 тысяч семей будут ежегодно обеспечиваться жильём. Правительству нужно обеспечить жёсткое администрирование этой программы. Мое поручение – в течение трёх лет решить вопрос обеспечения жильём малообеспеченных и многодетных, стоящих в очереди.

Следует активизировать работу по улучшению экологии, расширению использования ВИЭ. Парламенту предстоит принять новую редакцию Экологического кодекса.

В целом правительство должно повысить эффективность своей работы. Казахстанцы ждут конкретных результатов.

Каждый гражданин страны должен почувствовать улучшения. Не будет реформ ради реформ. У каждого министра и акима должен быть перечень конкретных показателей, благодаря чему будет определяться эффективность их работы.

Поручаю создать Институт исследования и экспертизы законодательства при парламенте. Эта структура будет способствовать повышению качества и эффективности принимаемых законов

Казахстан – наш общий дом. Я призываю всех внести вклад в процветание нашей общей родины. (...) Мир и согласие, здравомыслие и рассудительность народа ведут нас вперед. Желаю всем благополучия и успехов!

На этом заседание завершилось.

Нигматулин поблагодарил президента за открытие сессии и заверил, что депутатский корпус приложит все усилия для выполнения поручений и работы во благо страны.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить