Токаев: Нам нужен новый экономический курс

28343

Об этом президент страны заявил на расширенном заседании правительства в пятницу, 24 января

ФОТО: Серикжан Ковланбаев

Подводя итоги социально-экономического развития за прошлый год, Касым-Жомарт Токаев дал поручение разработать конкретную программу торговой политики до 2025 года. Особое внимание Токаев рекомендовал обратить на приграничную торговлю, где есть большой незадействованный потенциал.

Коснулся он и вопроса привлечения капитала в страну.

- Нам нужны качественные инвестиции. Приятная картина не должна подменять собой необходимость казахстанского содержания. Нужно также повысить меры качественной поддержки бизнеса.

Сегодня, заметил Токаев, государство «не видит каждый проект», которому оказывается помощь, отдельно. Между тем «государственные субсидии не должны тратиться на простую смену собственника».

Без развития конкуренции экономика обречена на стагнацию.

- Сегодня слишком высокий уровень концентрации наблюдается практически во всех базовых отраслях экономики. А это исключает конкуренцию. Теперь мы имеем дело с частными монополиями, и правительству следует принять конкретные меры по демонополизации.

Токаев выразил надежду, что Комитет по защите конкуренции покажет свою эффективность.

Кроме того, в своем выступлении глава государства отметил, что снижаются темпы приватизации, а госорганы и нацкомпании регулярно ходатайствуют о пересмотре списков и исключении объектов. Президент же, напротив, поручил расширить приватизационный список.

- Средства от продажи активов должны направляться в Нацфонд. Что касается активов, реализуемых через фондовый рынок, прошу правительство внести предложения по вовлечению широкого круга физлиц, - обратился он к сидящим в зале.

Темпы социально-экономического развития страны хоть и вполне удовлетворительны и не отстают от мировой динамики, но претензии у президента к правительству есть. В первую очередь из-за того что темпы реализации реформ идут достаточно медленно, а решения принимаются государственным аппаратом «с оглядкой на многочисленные НПА, на необходимость межведомственного согласования».

- Так работать в условиях ужесточения международной конкуренции и с учетом справедливых требований народа уже нельзя. Реформы придется проводить буквально через колено. Президент не может выступать в качестве надсмотрщика, заставляя чиновников быстро и качественно выполнять необходимую работу, контролировать ход реализации программы. Кстати, и премьер-министр не должен работать в таком режиме, перед ним стоят совсем другие задачи. Поэтому госаппарат должен функционировать эффективно и оперативно, - заявил Касым-Жомарт Токаев.

Оперативной работы у правительства будет немало. Президент поручил разработать программу новой экономической политики. В ее основе должна быть взаимосвязь: денежно-кредитная политика и динамичный финансовый рынок обеспечивают долгосрочное и доступное финансирование экономики. В зоне особого внимания - развитие частного предпринимательства и кардинальное усиление механизма защиты конкуренции.

- Нам предстоит усовершенствовать наше законодательство и регулирование во всех сферах, от медицины до финансовых рынков. На базе наилучших мировых практик, в особенности стран ОЭСР. Ясные цели, понятные задачи, полное их выполнение позволят обеспечить новый качественный экономический рост. Поэтому требуется разработать единый программный документ, максимально краткий по форме и глубокий по содержанию. По сути речь идет о плане работы правительства на среднесрочный период. Данный документ должен быть подготовлен правительством, администрацией президента, НПП «Атамекен» уже к 15 мая. Времени на раскачку нет, - заявил Токаев.

В новой политике должны быть сделаны акценты на привлечение инвестиций в основной капитал, развитие несырьевых секторов, приграничную торговлю, где есть большой потенциал. Серьезного обновления требует и фискальная политика.

- Предоставить налоговые льготы проще и быстрее, нежели системно развивать отрасли, создавать рынки сбыта, настраивать регулирование, - констатировал Токаев. - Но надо помнить, что налоги – это народные деньги, за счет которых решаются многие вопросы – образование, здравоохранение и так далее.

Он привел в качестве примера работу специальных экономических зон, в которые уже вложено 340 млрд тенге, однако сегодня «практически все СЭЗ имеют проблемы с качественным заполнением, то есть ощутимых результатов от СЭЗ не наблюдается за прошедшие 10 лет». Президент поручил правительству проанализировать все преференции на предмет их эффективности и целесообразности.

- Конечно же, закрывать все СЭЗ нельзя, но надо принять меры, - заявил Токаев.

Национальному банку, как центральному банку, нужно вспомнить о своих классических функциях - обеспечение стабильности цен и проведение эффективной и прозрачной денежно-кредитной политики.

- В этой связи предстоит разработать денежно-кредитную политику на среднесрочный период в срок до 1 июля текущего года. Цель - достичь консенсуса между поддержанием сравнительно низкой инфляции и достижением экономического роста, - сказал президент.

Вопрос поддержки банковского сектора следует рассматривать на рыночных условиях, без использования бюджетных средств. Национальному банку и Агентству предстоит найти баланс между стабильностью финансовой системы и необходимостью общеэкономического развития.

Президент обратил внимание на снижение роли банковского сектора в развитии экономики. Так, кредитование корпоративного сектора снизилось на 8,7%, МСБ - на 18%, сельского хозяйства - на 48%. При этом потребительское кредитование выросло на 24%.

- Налицо серьезные проблемы в финансовом секторе страны. Другими словами - финансовая система больна. В прошлом году более полумиллиона граждан, попавшим в трудную жизненную ситуацию, была погашена задолженность. 1,2 миллиона наших граждан получили списание штрафов и пеней по потребительским кредитам. Нацбанку и Агентству по регулированию финрынка следует принять регуляторные меры по недопущению подобной ситуации. Кредиты нужно выдавать тем, кто сможет их вернуть, - уверен президент.

Также предстоит разработать подходы по оздоровлению банковской системы, причем сделать это нужно срочно, не откладывая в долгий ящик, иначе последствия могут быть серьезные, предупредил Токаев.

Важно повысить эффективность мер государственной поддержки бизнеса, поскольку сегодня мониторинг эффективности ведется без посубъектного анализа каждого получателя. - Не видно результатов поддержки по отдельным предприятиям. Кроме того, господдержка порой касается сомнительных проектов - автозаправки, торговые дома. Конечно, это тоже бизнес, но государственные субсидии не должны тратиться на простую смену собственника, - заметил Токаев.

Он поручил завершить подготовку специальной информационной системы посубъектного мониторинга. Главная задача - это вывод бизнеса из тени.

- Нужно бороться против серых схем. С этой целью нам нужно совершенствовать налоговую практику, упростить порядок предоставления мер господдержки. Я уже поручал создать единое окно правительству для бизнеса. Как я понимаю, решение пока не найдено. Надо закончить эту работу в первом полугодии. Несмотря на прогресс улучшения делового климата, наша система регулирования требует качественной перезагрузки. Считаю, что трехлетний мораторий на проверки дает правительству и бизнесу время для разработки оптимальных подходов к так называемому умному регулированию, - подчеркнул Токаев.

Нужны новые подходы к агропромышленному комплексу. Несмотря на то что за пять лет на его развитие направлено свыше 2,4 трлн тенге, доля сектора в ВВП не превышает 4,5%, не раскрыт экспортный потенциал, половина продовольствия в страну импортируется.

- Правительству, Агентству по финансовому рынку и Национальному банку следует принять меры по развитию эффективного института фондирования (АПК) на базе существующих микрофинансовых организаций, расширить их мандат, - поручил Токаев и напомнил: - Я поручал правительству обеспечить стабильность мер господдержки, повысить их эффективность. Данное поручение пока не выполнено. Жду решений и конкретных предложений.

Не устраивают президента и темпы приватизации - слишком медленные. Взамен госмонополии, с которой правительство боролось на протяжении долгого времени, появилась монополия частная, что тоже не может вызывать удовлетворение. Поэтому Токаев сделал особый акцент на всестороннем развитии конкуренции. Правительству и квазисектору - оптимизировать свои расходы. В качестве первого шага президент поручил ввести мораторий на покупку дорогих автомобилей и мебели, а также проведение форумов и конференций. Все мероприятия должны иметь практическое и идеологическое значение, а расходы - оправданными.

Ключевой вопрос успешного решения поставленных задач, по его мнению, это эффективная система госуправления. Поэтому сегодня необходимо «определиться со структурой госаппрата, определить задачи, полномочия, оптимальную численность госорганов».

- Госуправление - это аппарат, то есть люди, с которых общество будет спрашивать за успех или неудачу. Здесь потребуется серьезная реформа, которая утвердит принципы меритократии. (...). До конца года мы должны сделать качественный рывок в реформе госуправления, - настаивает Токаев.

Госслужащим при новой модели придется изменить и стиль работы, и свой менталитет. Президент подчеркнул: они должны быть ориентированы на результат, а не «на бесконечную переписку и перекладывание ответственности». С другой стороны, заметил он, безынициативность, нерешительность являются еще и результатом чересчур пристального внимания правоохранительных органов к госслужащим.

- Нередко управленческие решения трактуются коррупционно мотивированными. В этой ответственной работе не может быть предвзятости. В итоге забюракратизированный процесс согласований приводит к принятию к выхолощенным документов, ориентированных на формальную сторону исполнения поручений, а не на достижение реальных результатов, - констатировал он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить