Точка отсчета

10754

Как Astana Group использует время «идеального шторма» для разработки новых проектов

Нурлан Смагулов
ФОТО: Алишер Еликбаев
Нурлан Смагулов

Мартовская девальвация и практически сразу же последовавшее введение режима ЧП и карантина в связи с пандемией Covid-19 оказались, пожалуй, самым серьезным испытанием, через которое когда-либо приходилось проходить казахстанскому бизнесу.

Однако любой кризис – это не только новые угрозы, но и новые вызовы, на которые бизнес должен реагировать, адаптируясь к реалиям стремительно меняющегося мира. Во всяком случае, так считает основатель и единственный акционер Astana Group Нурлан Смагулов, с которым побеседовал Forbes Kazakhstan.

Оправданная жесткость

«В компании мы отрабатывали разные вещи – например, что нужно делать в случае террористической атаки или пожара в торговом центре, но необходимость действовать в условиях пандемии и продолжительной изоляции и представить не могли. Не думаю, что кто-то вообще мог прогнозировать подобное. По теории «черного лебедя» мы столкнулись с реальностью, которая сегодня становится обыденной и в которой мы должны жить. В компании нет депрессии и растерянности по поводу нашего будущего. Мы четко видим, что делать дальше, и сделаем из этой ситуации серьезные выводы», – заявляет Смагулов.

По его словам, нельзя сказать, что введение режима карантина парализовало деятельность Astana Group. В режиме онлайн проводятся рабочие совещания, большая часть которых посвящена обсуждению инвестиционных проектов, планов, возможность для реализации которых появится после пандемии. Несмотря на сложную обстановку, нет сокращения штата и в отпуск без содержания никого не отправили. Большая часть команды работает удаленно. Все получают зарплату в объеме от 50 до 75%, в зависимости от вида работ. «Мы сможем продержаться, не прибегая к новым кредитам, даже в том случае, если карантин продлится до середины мая. Сам я на время карантина решил не получать зарплату. Важно показать коллегам, что все мы – одна семья, а лояльность сотрудников выковывается именно в такой момент, когда все непросто», – комментирует Смагулов.

В марте ТРЦ сети MEGA впервые со дня открытия в 2006 году практически полностью приостановили работу (работают только супермаркеты и аптеки. – Прим. ред.). Абсолютно безлюдные торговые пространства, признается собеседник, – зрелище не самое приятное. Закрыты все автоцентры и сервисные центры Astana Motors. И все же, по мнению Смагулова, столь радикальные меры оправданны, когда речь идет о здоровье людей: «Честно говоря, на первых порах я не был сторонником излишне жестких решений. Мы сразу закрыли кинотеатры и детские развлекательные центры в ТРЦ MEGA, но поначалу планировали обойтись ограничением количества посетителей в магазинах, не хотели останавливать работу фудхолла, думали ограничиться введением социальной дистанции между посетителями. Но потом началась бескомпромиссная борьба с коронавирусом, и мы полностью закрыли торговые и автоцентры. Важно, что государство серьезно отнеслось к угрозе. Здоровье граждан трудно ставить на одни весы с экономическими показателями. В Алматы и Нур-Султане горожане в целом ведут себя дисциплинированно, придерживаются рекомендаций акиматов, и мы видим, что принятые меры приносят результаты. Я поддерживаю действия властей и отношусь к ним с пониманием, хотя наша компания серьезно пострадала и впервые выручка упала до нуля».

Горизонты для автопрома

В частности, «идеальный шторм» в виде девальвации и карантина негативно сказался на продажах автомобилей. По состоянию на первую декаду апреля были отмечены нулевые продажи в автоцентрах и сервисных центрах Astana Motors. Лишь несколько автомобилей было куплено в автоцентрах Атырау, Костаная, Караганды, но потом закрылись и они. Эту ситуацию, признается Смагулов, даже сравнить не с чем: за время работы на рынке компания пережила не один кризис, во время девальвации снижались продажи и средний чек, но не до нуля. И все же жизнь продолжается, и по окончании карантина отложенный спрос наверняка даст о себе знать рынку, уверен предприниматель, поскольку автомобили – неотъемлемая часть быта и покупать их люди не перестанут.

ФОТО: Андрей Лунин

«Надеюсь, после снятия карантина мы увидим отложенный спрос. Конечно, изменится чек, люди будут покупать более бюджетные автомобили, чем планировали ранее. Мы со своей стороны сделаем все, чтобы неизбежный рост цен, обусловленный изменением курса тенге, оказался для наших клиентов максимально безболезненным. Не будем повышать цены на машины, пришедшие до девальвации, ведем переговоры с производителями и дистрибьюторами, чтобы они предоставили нам скидку на новые поставки. Автомобили, которые поступят в новой партии, автоматически должны вырасти в цене на 12–15%, но мы поднимем цены только на 5–7% и лишь потом, в течение трех-четырех месяцев», – делится планами Смагулов.

Astana Motors до конца года планирует начать строительство новых автоцентров Hyundai и BMW в Шымкенте и Атырау, приобретена земля для возведения больших хабов по продаже автомобилей с пробегом в Нур-Султане и Алматы. В компании отмечают рост продаж подержанных автомобилей по системе trade-in на 60–70% в год, а в новой реальности, на фоне снижения доходов, спрос на них будет еще выше.

Astana Motors продолжает строительство завода Hyundai в индустриальной зоне Алматы. «Надеемся, как и обещали, запустить его в октябре. Сейчас ведется наладка сварочного и покрасочного оборудования, заканчивается возведение цеха катафорезных ванн. Пандемия, конечно, внесла свои коррективы: в Казахстан для наладки оборудования должны были прилететь корейские инженеры. Теперь они не смогли этого сделать, и монтаж ведется с помощью видеоконференций», – рассказывает Смагулов.

ТРЦ в режиме тишины

В непростом положении оказался девелоперский бизнес. Практически сразу после закрытия сети ТРЦ MEGA руководство Astana Group объявило, что на время простоя не будет взимать с арендаторов арендную плату, а также платежи за коммунальные услуги и эксплуатационные расходы – их компания оплачивает самостоятельно, хотя это немалые средства. Смагулов уверен, что в непростой ситуации такой подход – единственно верный по отношению к партнерам, которые проявляли лояльность к компании на протяжении 15 лет. Ежегодно три ТРЦ сети MEGA посещают 33–34 млн человек, тем не менее рынок до сих пор не вернулся к финансовым показателям 2013–2014 годов. Очевидно, что после завершения карантина не будет того спроса, который наблюдался даже в начале года, снизится средний чек, изменится ассортимент товаров в пользу более дешевых. И это тоже новая реальность, в которой предстоит жить.

«Мы чувствуем большую ответственность перед арендаторами и посетителями и сделаем максимально комфортные условия, чтобы жизнь в ТРЦ сохранилась на прежнем уровне, – обещает Смагулов. – Нам еще предстоит выработать новую ценовую политику для арендаторов. Арендные ставки будут зависеть от показателей посещаемости и оборотов. Но есть понимание, что мы все равно будем работать с убытками. В конце 2019 года мы открыли большой фудхолл, где представлено много демократичных брендов, запустили каток, новый парк развлечений для детей. Мы готовы к работе, находимся на связи с арендаторами и, как только позволит эпидемиологическая обстановка, откроем торговые центры, потому что понимаем: клиенты вернутся к нам, ведь за время вынужденной самоизоляции люди соскучились по общению, по прежней жизни».

На пути к коллективному договору

Двойной кризис, в котором оказался Казахстан, стал нелегким испытанием не только для предпринимательского сообщества, но и для государства, и, как и многие другие представители бизнеса, Astana Group не осталась в стороне, оказывая поддержку госструктурам в борьбе с Covid-19. В частности, рассказал Смагулов, когда выяснилось, что наблюдается дефицит промышленных тепловизоров, которые могут снимать показания температуры у большого количества людей одновременно, руководство Astana Group заказало в Шанхае 23 таких устройства, шесть из которых установлены в ТРЦ MEGA, а 17, на общую сумму 100 млн тенге, переданы для работы на блокпостах и в поликлиниках Нур-Султана, Алматы, Шымкента и Караганды. Приборы эффективно снимают данные потока из 30 человек, погрешность составляет всего 0,3 градуса. В будущем тепловизоры могут на постоянной основе работать в аэропортах.

На протяжении многих лет Astana Group ведет благотворительную деятельность, и в нынешней ситуации включилась в работу по организации помощи медикам Алматы, выделив денежные средства на питание для тех, кто сегодня на передовой. Сотрудники Astana Group также внесли свой вклад в поддержку сограждан. Ежедневно 1300 медицинских работников обеспечены усиленным горячим питанием, которое готовят повара ресторана «Иссык» в гостинице Almaty, входящей в состав Astana Group.

Государству и бизнес-сообществу необходимо консолидировать усилия по запуску экономики страны, считает предприниматель. «Нельзя не оценить позитивно тот факт, что людям стали выдавать по 42 500 тенге. Это правильно, но нужно, чтобы эти выплаты производились на ежемесячной основе, чтобы быстрее решился вопрос с дефицитом платежных карт. Сильнее всего в нынешней ситуации пострадали люди, которые получали поденную зарплату, и хорошо, что государство нашло возможность позаботиться об этой категории граждан, а также поддержало малый и средний бизнес, удешевив кредиты на зарплату, поддержание товарооборота, введя льготы по фонду оплаты труда», – отмечает Смагулов.

В отличие от субъектов МСБ игроки крупного бизнеса, в том числе Astana Group, смогли сохранить рабочие места и продолжают выплачивать зарплату сотрудникам. Но и крупный бизнес тоже вправе рассчитывать на поддержку со стороны государства, полагает собеседник, ведь благодаря этому удастся сохранить рабочие места на весь период выхода из кризиса. Каждый торговый центр MEGA обеспечивает работой 10 тыс. человек.

Представители крупного бизнеса обратились к государству с просьбой применить к ним такие же меры поддержки, как к МСБ, в частности, по удешевлению кредитов. «Astana Group сейчас имеет кредиты на сумму более $400 млн. Мы достаточно спокойно к этому относимся, можем обслуживать эти кредиты, но наша бизнес-модель не предполагала одновременного закрытия ТРЦ и автоцентров. Нам понадобится реструктуризация, предстоит вести переговоры с банками, обсуждать пути выхода из сложившейся ситуации. Конечно, мы будем благодарны государству, если получим помощь с его стороны, но и если этого не произойдет, выстоим. Понятно, что государству непросто, оно должно помогать в первую очередь незащищенным, нуждающимся слоям населения и МСБ, но крупный бизнес тоже нуждается в поддержке, которая позволит сохранить десятки тысяч рабочих мест. Необходимо понимать, что от состояния крупного бизнеса зависит и самочувствие МСБ, так как они выполняют заказы для больших компаний и оказывают им услуги. Помощь нам повлияет на весь сектор МСБ и поможет запуску экономики. Бизнес и государство должны заключить коллективный договор, в рамках которого представители первого обязуются сохранить рабочие места взамен на меры поддержки со стороны второго. Только так мы сможем сохранить существующие и создать новые рабочие места, а значит, обеспечить поступления в казну государства. Если после пандемии критически увеличится доля безработных, это будет самым сильным социальным потрясением», – уверен основатель Astana Group.

Мир после Covid-19

После того как пандемия пойдет на спад и государства станут отменять карантинные мероприятия, жизнь едва ли вернется в прежнее русло, считает Смагулов. Изменимся и мы, привыкшие держать дистанцию и подолгу мыть руки, и бизнес, переживший одно из самых тяжелых потрясений в современной истории. И все же кризис справедливо считается не только механизмом проверки на прочность, но и временем новых возможностей. Для многих компаний необходимость работать в условиях ЧП послужила катализатором новых идей.

ФОТО: Андрей Лунин

В Astana Group, например, активно работают над проектом диджитализации ТРЦ, создания своего рода виртуальной MEGA, в магазинах которой арендаторы могли бы продавать свой товар в режиме онлайн, а посетители – делать покупки. Более сложным делом пока представляется перевод в онлайн автомобильного ретейла. Несмотря на то что на сайтах брендов, которые представляет на рынке Astana Motors, доступны конфигураторы, где можно посмотреть машину в 3D-формате в разной комплектации и окраске кузовов, сам процесс покупки пока достаточно консервативен. Клиентам нравится приезжать в автоцентры, садиться в салон, заглядывать под капот. Впрочем, Смагулов уверен, что пандемия изменит восприятие многих вещей и люди будут без предубеждения заходить в виртуальные авто- и сервис-центры.

«В автомобильном сегменте мы работаем над созданием продукта Smart Astana Motors, с помощью которого потенциальные покупатели смогут онлайн выбрать автомобиль и договориться с менеджером о времени проведения тест-драйва, заказать запчасти с доставкой на дом. Там же наши клиенты смогут приобрести подержанные автомобили, будучи уверенными в том, что они прошли юридическую очистку. В свою очередь мы сейчас работаем над эквайрингом, выстраиваем платежные механизмы», – рассказывает бизнесмен.

Не отказывается Astana Group и от планов по развитию в Центрально-Азиатском регионе, в частности в Узбекистане – потенциально большом рынке с 35-миллионным населением. В настоящее время там уже работают автоцентры Astana Motors. Узбекистан – одна из стран, куда будет осуществляться поставка легковых автомобилей, произведенных на алматинском заводе Hyundai. В свою очередь казахстанским автолюбителям будут доступны Chevrolet, выпущенные на узбекском конвейере. «У нас много идей, и мы смотрим в будущее с оптимизмом. Такова политика Astana Group и моя личная философия. Любой кризис наша команда воспринимает как время возможностей, плац­дарм для шага вперед. Мы видим, как будет меняться мир после пандемии коронавируса, и видим, как Astana Group сможет адаптироваться к этим переменам», – убеж­ден Нурлан Смагулов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить