Теория эволюции

11993

Как предприятие с 40-летней историей диктует тренды в новом веке

Фото: Андрей Лунин

Костанайская кондитерская фабрика, ныне АО «Баян Сулу», на протяжении многих лет является одним из крупнейших поставщиков сладостей на казахстанский рынок и за его пределы. Предприятие, история которого началась в далеком 1974 году с цеха по выпуску самых, пожалуй, популярных в Советском Союзе сортов карамели «Студенческая», «Фруктово-­ягодный букет» и «Рион», сегодня производит более 300 наименований продукции, свыше 50 тыс. тонн конфет и шоколада, печенья и вафель ежегодно.

О том, как фабрика совершенствует производственные технологии, осваивает выпуск новых видов продукции, удовлетворяющей вкусы самых привередливых любителей сладкого, Forbes Kazkahstan рассказал председатель правления, президент АО «Баян Сулу» Тимур Садыков – к слову, всего лишь пятый по счету руководитель за более чем 40-летнюю историю предприятия.

Через тернии к Марсу

По мнению Садыкова, стабильность, стремление развиваться не за счет революционных перемен, а системно, опираясь на опыт, наработанный целыми профессиональными династиями, – одна из главных составляющих успеха компании. В случае с Костанайской кондитерской фабрикой ставка на эволюционный путь развития действительно оправдала себя: предприятие оказалось в числе тех немногих игроков кондитерской отрасли, которым удалось пережить и непростые 1990-е, и кризисы 2000-х. Сегодня АО «Баян Сулу» обеспечивает треть объемов производства кондитерских изделий в стране.

Фото: архив пресс-службы

Уже к началу 1980-х, спустя несколько лет после запуска первой линии, в Костанае освоили выпуск высших сортов карамели, мармелада, вафель, драже и ириса, доведя объем производства до 30 тыс. тонн продукции в год. В то время рабочие и инженерно-технический персонал фабрики проходили стажировку на лучших профильных предприятиях СССР, в том числе у коллег в Москве, Алма-Ате, Караганде и Актюбинске. В сентябре 1993 года фабрика была преобразована в открытое акционерное общество «Баян Сулу». Несмотря на кризис, руководство предприятия – сначала во главе с Евгением Богером, а с 2004 года с Виталием Трайбером – планомерно вкладывало средства в техническое перевооружение. К 2000 году костанайские кондитеры приобрели и ввели в эксплуатацию импортные линии по производству карамели и упаковки, заверточное оборудование, построили собственную инфраструктуру, позволяющую не зависеть от перебоев с подачей электроэнергии, а в последующие годы – новые линии по изготовлению различных сортов шоколада и шоколадных конфет, зефира и драже.

За последние 10 лет, рассказывает Садыков, объем инвестиций превысил 20 млрд тенге, только в покупку нового оборудования ежегодно вкладывается около 1,5–3 млрд тенге. «На сегодняшний день степень износа оборудования на нашем предприятии не превышает 20% и, по сути, «Баян Сулу» без преувеличения можно считать современной фабрикой. Наряду с покупкой линий для производства новых видов кондитерских изделий мы вкладываем деньги в модернизацию старого оборудования, переводя его на более высокий технологический уровень», – отмечает собеседник.

В декабре 2017 года на «Баян Сулу» запустили новые линии по производству шоколадных батончиков, аналогичных Mars, Snickers и Milky Way, а также глазированного печенья с карамелью по рецептуре, напоминающей Twix. Суммарная производительность обеих линий составит 5600 тонн продукции в год, а сумма инвестиций в покупку оборудования оценивается в 1,5 млрд тенге, из которых 1,2 млрд – кредит, предоставленный АО «ДБ «Сбербанк». Тогда же была приобретена новая линия по выпуску вафельной продукции.

Стремление идти в фарватере самых последних технологических трендов кондитерской отрасли принесло впечатляющие результаты. По итогам одного только 2016 года компания сумела увеличить общую выручку на 65%, а выручку от продажи кондитерских изделий – на 84%. Объем продаж превысил 30 млрд тенге, было начато производство 48 новых видов продукции, отвечающей запросам нынешних покупателей, которых трудно удивить кондитерскими изысками.

Через границы и расстояния

Говоря о предпочтениях потребителей, Садыков отмечает, что сегодня их во многом формирует уровень благосостояния, а не только традиционное деление на «консерваторов», предпочитающих любимые с детства «Мишку на Севере» и «Ласточку», и «новаторов», не способных пройти мимо только что выпущенных на рынок продуктов. В последнее время отчетливо наблюдается смещение в менее дорогой сегмент: покупатели чаще выбирают печенье, вафли, конфеты с высоким содержанием углеводов и низкой стоимостью.

Фото: архив пресс-службы

«В 2016 году мы запустили новый бисквитный цех мощностью 9,5 тыс. тонн, специализирующийся на выпуске вафель и печенья. В производстве этих продуктов мы менее зависимы от импортного сырья, поскольку можем использовать местную муку, патоку, которую закупаем в Алматинской области, российский или казахстанский сахар, а также некоторые виды упаковки, изготовленной отечественными предприятиями. Но некоторые ингредиенты, например какао-бобы для производства шоколада, при любом раскладе невозможно не импортировать, так что цены на нашу продукцию растут по мере того, как дорожает сырье. Правда, многие уверяют, что все равно не откажутся от конфет и шоколада «Баян Сулу»; к тому же, несмотря на вынужденное повышение стоимости продукции, нам все же удается выдерживать баланс цены и качества», – утверждает Садыков.

Экологичность, высокое качество и доступная цена обеспечили сладостям из Костаная популярность и за пределами домашнего рынка. В настоящее время «Баян Сулу» экспортирует 35–45% от общего объема производства; в числе стран, где оценили и полюбили продукцию фабрики, – Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Афганистан, Монголия и даже Китай, рынок, довольно закрытый для импортных продуктов питания, к тому же весьма специфичный с точки зрения потребительских предпочтений. Любителям сладкого из Поднебесной, рассказывает Садыков, особенно пришлась по вкусу изготовленная на новом оборудовании мелкая карамель Fruit.

Но, безусловно, самым большим и перспективным экспортным рынком для костанайских кондитеров является Россия, на долю которой приходится 90% экспорта «Баян Сулу». Этому способствует как приграничное географическое положение региона, так и упрощенный торговый режим, действующий в рамках ЕАЭС, а также применение инструментов поддержки экспортеров, предоставляемых экспортной страховой компанией KazakhExport. Усиление позиций казахстанских производителей кондитерских изделий на рынке северного соседа во многом произошло на волне конфликта между Россией и Украиной, в результате которого украинские кондитерские фабрики были вынуждены уйти с российского рынка. Продукция наших кондитеров, в том числе «Баян Сулу», успешно заняла образовавшуюся нишу; ее вкус и качество очень быстро оценили покупатели от Владивостока до Калининграда.

За честную игру

«Сегодня практически все кондитерские фабрики работают на одинаковом оборудовании и на одном и том же сырье, так что единственная возможность снизить цену заключается в изменении рецептур, то есть замене качественных, но дорогих ингредиентов более дешевыми. Мы отказались следовать по такому пути. И отечественные потребители, и наши зарубежные партнеры знают об этом, так что имидж казахстанских кондитерских изделий очень высок. Вместе с тем такая позиция создает определенные сложности: мы вынуждены бороться с недобросовестными производителями, которые вместо молока используют ароматизаторы, а вместо шоколада – растительные жиры», – говорит Садыков.

Фото: архив пресс-службы

В рамках работы над техрегламентом ЕАЭС казахстанские производители кондитерских изделий настаивают на том, чтобы право официально именоваться шоколадом получал лишь продукт, изготовленный из натуральных какао-бобов. Конкуренция служит стимулом для развития любой отрасли, но лишь в том случае, если соперники находятся в равных условиях. А отечественным кондитерам открытие границ в рамках ЕАЭС принесло не только преимущества в виде появления новых рынков сбыта, но и сложности, главная из которых – угрожающий рост импорта. Долю сладкой продукции, поступающей из России, Украины, Турции и ряда других стран, участники рынка оценивают примерно в 50% от общего объема продаж. «Мы рассматриваем местных производителей кондитерских изделий не как конкурентов, а скорее как партнеров, которые являются такими же игроками рынка пищевой промышленности Казахстана, как и мы сами. Для всех нас один главный конкурент – импорт», – заявляет Садыков.

В конце 2014-го – начале 2015 года, вспоминает собеседник, кондитерам «Баян Сулу» пришлось вступить в неравное соперничество с российскими производителями: продажи падали не только на территории России, но и на домашнем рынке, и лишь введение плавающего курса национальной валюты позволило отыграть позиции на территории Казахстана и нарастить объем экспорта в Россию. Неоднозначными оказались и последствия российско-украинского конфликта. С одной стороны, открылся новый рынок сбыта, с другой – нарушились традиционные связи между казахстанскими и украинскими производителями. На Украине с советских времен существовала хорошая база для развития кондитерской отрасли, и наши фабрики завозили оттуда некоторые ингредиенты и виды упаковки. В последние годы транзит украинских кондитерских изделий, сырья и материалов через территорию России оказался перекрыт, пришлось осваивать кружные маршруты или искать новых поставщиков.

На фоне конкуренции с зарубежными производителями в «Баян Сулу» не видят препятствий для развития отрасли. Отечественные предприятия могут рассчитывать на субсидирование инвестиционных расходов в рамках программы Министерства сельского хозяйства, ведь запуск одной линии по изготовлению печенья, на которой заняты 50 человек, во-первых, обеспечивает создание как минимум 150 мест в АПК, а во-вторых, позволяет наладить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Субсидирование процентных ставок по кредитам осуществляется через программы поддержки предпринимателей, реализуемые фондом «Даму».

«Новую линию по производству вафельной продукции, монтаж которой начнется в январе нынешнего года, например, мы приобрели благодаря поддержке по линии АО «БРК-Лизинг» под 6% годовых. Стоимость одной только линии, не считая дополнительного оборудования, составляет 1 млн 850 тыс. евро, из которых «БРК-Лизинг» выделил 1 млн 275 тыс. евро сроком на девять лет. Коллеги из постсоветских стран, которым мы рассказываем об инструментах поддержки отрасли, считают, что в Казахстане созданы идеальные условия для инвестирования в кондитерское производство», – отмечает Садыков.

В 2018 году «Баян Сулу» продолжит техническую модернизацию, в планах – запуск новых линий и выпуск новой продукции, какой именно – пока коммерческая тайна. Сохраняя интригу, руководитель фабрики уверен, что новинки помогут костанайским кондитерам расширить ряды своих почитателей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить