Технологии против наличных

15863

Токенизация, биометрия и цифровые переводы – в Mastercard рассказали о платежных инновациях

ФОТО: © Depositphotos.com/jovannig

Использование платежных карт в Казахстане становится повсеместным, показывает статистика Национального банка. За 10 месяцев 2019 года объем транзакций с использованием банковских карт вырос на 52%, до 24,1 трлн тенге, а количество транзакций фактически удвоилось в сравнении с аналогичным периодом 2018 года, составив 1,2 млрд. Безналичные платежи также бьют рекорды: их объем и количество увеличились в 2,2 раза, достигнув 10,6 трлн тенге и 912 млн транзакций соответственно.

То, что казахстанцы быстро «впитывают» новые технологи, подтверждает и исследование MasterIndex, которое платежная система Mastercard провела в Казахстане. Оно изучает динамику и тенденции распространения безналичных способов оплаты и выявляет покупательские предпочтения и особенности использования банковских карт. Опрос, проведенный весной 2019 года среди держателей карт – жителей городов, показал, что более 20% респондентов готовы полностью избавиться от наличных. До 40% опрошенных поддерживают введение платежей с помощью умных устройств и гаджетов. Среди пользователей карточек 74% убеждены, что в ближайшее время безналичные расчеты будут преобладать над наличными, а 40% согласны с тем, что карта – удобный способ хранения и накопления средств. Среди пользователей бесконтактных карт 40% поддерживают введение платежей с помощью умных гаджетов, а 23% полностью доверяют таким устройствам. Использование биометрических данных для подтверждения платежей ожидается с позитивом 30% участников исследования.

На встрече с журналистами в ноябре 2019 года глава Mastercard в Казахстане, Беларуси и Армении Нина Виллемс говорила о том, что, продвигая платежные инновации в разных странах, очень важно понимать ментальность людей, станут ли для них привычными новые технологии, как изменится их отношение к безналичной оплате с появлением тех или иных новшеств. В рамках глобальной стратегии Mastercard, которая работает над приближением мира без наличных, всегда есть возможность усилить то или иное направление, которое созвучно потребностям граждан конкретной страны. И можно предложить продукт, который нужен уже сейчас или вскоре окажется востребован.

По словам экспертов Mastercard, на сегодняшний день есть три ключевых тренда, которые уже определяют лицо платежных рынков и сохранят влияние в ближайшие годы. Первые два глобальны и связаны с мировыми разработками в области 5G и искусственного интеллекта (ИИ). Логика заключается в том, что новый стандарт 5G коренным образом поменяет ландшафт нашей жизни. Пятое поколение мобильной связи ускорит общение между устройствами в сотни раз и позволит девайсам «разговаривать» между собой без участия человека. На безналичные платежи 5G пока имеет меньше влияния, но зато сильно изменит расклад сил и количество игроков на рынке коммуникаций. Искусственный интеллект применительно к платежным системам будет касаться работы с big-data-аналитикой и антифродом. Разработки в рамках ИИ будут охватывать и область обеспечения безопасности платежей. Например, машина сама будет выискивать и анализировать риски, а после предупреждать банки и их клиентов о потенциальной опасности.

Третий важный тренд связан с европейским банковским регулированием и развивающимся открытым банкингом. Платежная директива PSD2 описывает регулирование платежей в Европе и с сентября 2019 года стала обязательной для всех банков этой части света. Европейская банковская система осваивает открытый банкинг, идея которого – открыть классические банки для новых финтех-игро­ков. Это сильно меняет рынок, потому что финтехи развиваются очень быстро. По сравнению с банками с трехсотлетней историей у молодых игроков совершенно иные подходы и возможности для работы с клиентами.

Свою стратегию в Казахстане Mastercard обозначает как продуктовую. Первое и наиболее масштабное направление – токенизация, оно находится в тренде мировой платежной индустрии. С применением платформы токенизации все шире распространяется возможность проводить оплату с помощью разных умных устройств – телефонов, часов, колец, брелоков и т. д. Номер карты при этом не участвует в операциях и заменяется на токен, который привязан к устройству. Токенизация становится ведущим стандартом для цифровых и бесконтактных платежей в физической среде.

Вице-президент по развитию бизнеса и цифровых платежей Mastercard в регионе быстрорастущих европейских рынков Михаил Федосеев отмечает, что токенизация даст возможность выпускать платежные карты в носителях, которые подходят различным стилям жизни. «Это могут быть часы, брелок, ювелирное кольцо – то есть любые личные предметы становятся инструментами для проведения безналичной оплаты. Кроме того, на их базе можно делать комбинированные карточные продукты с нефинансовыми сервисами, работающими на платежных технологиях Mastercard. Например, в форм-фактор можно записать скипасс для Шымбулака, что очень удобно, когда вы стоите в экипировке у подъемника», – говорит Федосеев.

Другие примеры применения токенизации для нефинансовых сервисов – карты болельщика, кампусные карты и карты лояльности. Например, карта болельщика дает возможность купить билет онлайн и привязать его к цифровой карте, которая находится в мобильном устройстве. Чтобы зайти на стадион, нужно лишь коснуться смартфоном считывателя на турникетах. В некоторых странах, где идентификация личности болельщика является обязательным требованием, такая карта позволяет в электронном формате провести этот процесс. Дополнительная опция для карт болельщика – клубные программы лояльности. Спортивный клуб или команда могут предложить специальные скидки, программы впечатлений для своих болельщиков, возможность копить баллы и обменивать их на уникальные спортивные сувениры, экскурсии на тренировки любимой команды и т. д.

Следующее масштабное направление работы Mastercard – цифровые переводы. Сервис безналичных денежных переводов Mastercard MoneySend позволяет реализовать различные варианты переводов: по номеру карты, через социальные сети, по номеру телефона. «Здесь для нас важно обеспечить такую востребованную возможность, как трансграничные переводы, – поясняет Федосеев. – Но, кроме того, наш сервис может быть полезен для других ситуаций: выплата предпринимателем кешбека, оплата таксистам и т. д., и во многих странах уже есть примеры такого использования».

Третье направление стратегии затрагивает быстрорастущий е-commerсе и связан с продуктом Мasterpass – простым, удобным и безопасным решением для оформления и оплаты покупок в интернете. При его использовании покупателю не приходится каждый раз вводить 16 цифр карты, адрес доставки и свою контактную информацию – во всех магазинах, подключенных к Masterpass, можно делать покупки буквально в один клик. Если магазин подключен к системе, она сразу показывает карту покупателя. Это серьезно повышает уровень одобрения покупки, отмечают в Mastercard. Например, в Европе в среднем 14% покупок в интернете прекращаются на уровне ввода данных карты, и это огромный объем потерянного трафика.

Четвертое направление связано с общественным транспортом и приемом карт в метро, автобусах, троллейбусах и т. д. «На транспорте мы развиваем бесконтактные платежи и видим их большой рост, в том числе в алматинском метро. (Алматы в числе первых в мире внедрил в своем метрополитене бесконтактную технологию, это случилось четыре года назад, проект был реализован в партнерстве с Mastercard. – Прим. ред.) Транспорт все еще является той областью, где доминирует кеш, даже в странах с хорошей историей безналичных платежей. При этом для нас переход к безналичным платежам означает не только то, что мы открываем еще один сегмент, где можно платить картой. Мы видим, что прием карт на транспорте напрямую влияет на развитие безналичных платежей в городе. Как только открывается прием оплаты картой в метрополитене, наблюдается существенный рост всех платежных транзакций. Пользуясь картой на транспорте, человек продолжает оплачивать таким образом покупки и в других местах. Его окружает безналичная среда, и в его голове перестает работать некий выбор – где платить картой, а где нет. Он просто пользуется тем, что удобнее», – объясняет Федосеев.

Биометрические решения, позволяющие идентифицировать личность держателя карты, – еще одно стратегическое направление Mastercard. Современному человеку приходится запоминать до 20 различных паролей, неудивительно, что мы их просто забываем, и процесс оплаты становится слишком длинным и сложным. Поэтому в компании считают, что на смену паролям придут более удобные решения, такие как биометрическая идентификация, которая определяет пользователей по таким уникальным индивидуальным характеристикам, как отпечаток пальца или черты лица. Исследования и пилотные проекты Mastercard в разных странах демонстрируют потенциал биометрии как будущего платежей.

Согласно недавнему исследованию, проведенному Mastercard в сотрудничестве с Оксфордским университетом, очень многие люди – 93% участников опроса – для подтверждения оплаты предпочитают использовать свои биометрические данные, а не вводить пароли. Кроме того, 92% специалистов банковской отрасли хотят внедрять биометрические решения. Представители банков заявляют, что клиенты охотнее совершают покупки, если сервис предоставляет им возможность использовать биометрическое подтверждение. Число отказов от покупок снижается на 70% по сравнению с другими методами аутентификации, например одноразовым паролем по SMS, что положительно влияет на опыт пользователей. «Существуют различные виды биометрии. Применяются отпечаток пальца, рисунок сетчатки, сердечный ритм. Мы создали технологию, которая позволяет запоминать не конкретное лицо, а расположение определенных точек на нем, которое не меняется и позволяет точно идентифицировать человека. Наше решение может использоваться любым банком и любым телефоном для верификации платежных систем», – рассказывает Дмитрий Тартышев, вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в России.

Шестое направление работы Mastercard – продукты для предпринимателей, в частности технология, которая позволяет из телефона сделать POS-терминал. Все чаще в современном мире такие терминалы уже не воспринимаются как отдельные устройства, их функционал переходит к телефону.

В компании уверены, что формирование цифровой экономики невозможно без развития финансовых технологий и безналичных платежей. Mastercard делает все возможное, чтобы электронный оборот быстрее вытеснил наличные и чтобы финансовые услуги были максимально доступны. Для этого внедряются самые передовые инновации и технологии, которые еще больше стимулируют развитие безналичной экономики.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить