Технологии на экспорт

6699

Если вы не Насим Талеб, Ванга или водитель такси, предсказания – вещь неблагодарная. Но я все же хочу обратить внимание на один момент, который очень радует и, кажется, в этом году будет неоднократно обсуждаться как в IT-тусовке, так и в государственной среде, – наступление переломного момента, когда мы не только говорим об экспорте технологий, но и реально начинаем им заниматься.

Разговоры о необходимости экспорта IT ведутся давно и обычно коррелируют с ценами на нефть: чем цены ниже – тем разговоры громче, чем выше – тем меньше их в прессе, на телевидении и в кулуарах. 2021 год в этом плане, думаю, будет выделяться по целому ряду параметров – переходу как глобальных, так и местных компаний на удаленку и неполное возвращение к офлайну после пандемии, соответственно, глобализация рынка найма сотрудников и подрядчиков. Скажутся и такие факторы, как падение уровня доходов населения, которое делает Казахстан менее привлекательным рынком для зарабатывания на нем денег; формирование в стране критической массы команд, обладающих значительным опытом ведения бизнеса и компетенциями, позволяющими попробовать выйти за пределы Казахстана.

Думаю, в целом можно будет выделить три блока таких компаний: стартапы «с нуля»; существующие решения казахстанских компаний, которые те выводят на внешний рынок, зачастую обладая для этого достаточным количеством финансовых ресурсов; аутсорсинговые компании, работающие с зарубежными клиентами.

К первой группе относится Farel Асхата Омарова, первый и пока единственный проект с казахстанским основателем и СЕО, прошедший школу Y Combinator и с фокусом на рынок США, Clockster, привлекший $750 тыс. от Quest Ventures, в том числе для выхода на рынок Юго-Восточной Азии, Nommi, работающий с Amazon на рынках США, Великобритании и Канады, WebTotem и Clicklog, имеющие опыт акселерации и переговоров с клиентами из Восточной Европы и Скандинавских стран, OYLA, продающая франшизу на издание журнала по всему миру, а также HR Bot, Relog и ряд других проектов, активно работающих с российским рынком.

Вторая группа – это компании типа Documentolog, вышедшей со своим решением на российский рынок, Smart Parking Technologies, уже предоставляющая парковочные решения в Казахстане, но ориентированная на внешние рынки, Sergek с планами на рынок СНГ и ряд стран дальнего зарубежья. В этом сегменте больше прагматики и работы с уже существующим продуктом и его адаптацией, соответственно, и речь идет чаще о странах Центральной Азии и СНГ, но встречается и «нетипичная география».

Третий блок – аутсорсинговые компании, работающие с иностранными клиентами. Как правило, о них мы слышим реже всего, а сами компании по размеру варьируются от совсем небольших, из трех-четырех человек, до достаточно крупных команд из нескольких десятков сотрудников. Говорить что-то конкретное об этом блоке достаточно сложно, так как компании часто не публичны и, работая с зарубежными рынками, не испытывают потребности во взаимодействии с локальными агентами, а сотрудников подбирают с помощью прямых личных контактов.

Интересные аспекты общего экспортного тренда – отсутствие четкого географического фокуса (одни говорят про Юго-Восточную Азию, другие – про США и Восточную Европу, а кто-то – про СНГ и Центральную Азию) и такой же разнообразный набор вертикалей (если Израиль – это часто про кибербезопасность, ЮВА – про логистику, то про что Казахстан, очень сложно сказать). С другой стороны, и первое и второе проверяется в значительной степени на практике. Главное, что стремление к действию сегодня проявляется не только на словах. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить